Хочу вновь открыть эту тему. Это уже третий заход, третья серия.
Для меня она вечная уже потому, что я совершенно убеждена в том, что опыт строительства японского сада имеет абсолютно интернациональный потенциал. Что это точно такое же принципиально важное направление развития ландшафтного дизайна, каким когда-то стал, скажем, тот же английский сад. Которое способно и мысль обогатить, и душу согреть. Обидно, что японский опыт уже во многих странах не только поняли, но и приняли. Приняли и применяют на практике. Сколько обществ, сколько журналов, посвященных ему! Сколько уже удачных садов, профессиональных и любительских, сделанных по принципам японского дизайна! А нам до сих пор приходится бороться с самою мыслью о возможности взглянуть на этот опыт иначе, чем на экзотическую побрякушку.
На этот раз непосредственным поводом к запуску этой третьей серии стало опубликование статьи о русском «японском» саде в английском журнале Shakkei. Она была написана по результатам поездки в Россию летом прошлого года одного английского (шотландского, кажется) энтузиаста, любителя японских садов. Кроме этого первого признания (безусловно знаменательного и важного) самого факта существования в нашей стране зарождающегося движения по изучению и практическому воплощению идей японского дизайна, эта статья важна из-за самого сада, которому она посвящена, ибо я сама считаю эту работу одним из наиболее удачных опытов внедрения принципов японского дизайна в отечественную практику.
Со статьей конечно стоит познакомиться в любом случае. Она предметна, объективна и доброжелательна. Но боюсь, что из-за традиционной английской сдержанности (назовем это так) и журнальной своей краткости не дает настоящего представления о саде, которым я вот уже целый год сама восхищаюсь бесконечно. И - увы - не дает она понимания того самого главного, что есть в этом саду – органического включения принципов японского дизайна в нашу среду и в конкретную ткань повседневной жизни русской семьи. http://www.behance.net/gallery/The-Ja...
И мне хочется посвятить этому саду несколько большее внимание. Моя задача облегчается тем, что благодаря статье Nigma все вы тоже хорошо знакомы с садом Елены Асташкиной: http://www.websad.ru/articles.php?code=425
Давайте посмотрим на него еще раз и вникнем в него.
План сада Асташкиных, т. е. то, что важно для любого дизайнерского проекта с самого начала, мы еще не видели, поэтому я специально продублировала его в своем альбоме: http://img-fotki.yandex.ru/get/9804/1...
И здесь надо отметить несколько моментов, которые принципиально роднят дизайн этого сада с японским вообще и с дизайном японского усадебного сада в частности.
Во-первых, это - положение дома по отношению к саду.
Мы уже имели возможность убедиться в том, что из-за небольшой территории японских усадеб и во многом из-за японского менталитета, склонного к уединению, к ограждению частной жизни от посягательств извне, японский сад, окруженный строениями, обычно располагают в центральной части усадьбы. Сад, наслаждение природой для японца – это всегда уединение. Конечно японцу свойственно умение уходить в себя и в иных условиях, дзэн - хороший тому пример. Однако и в обычной жизни обычный японец сумел изобрести этот отдельный мир, мир на дому, так сказать. Если ты не очень богат – это сад-цубо, в буквальном смысле сад в доме. Состоятельный же человек устраивает сад в усадьбе, при этом "в усадьбе" опять заключает в себе буквальный смысл "внутри".
Постройки в японской усадьбе обычно располагаются по периметру участка, иногда целиком окружая, охватывая собой сад. Любопытно, что именно такая организация пространства вовсе не кажется неразумной и для современных условий нашего существования. Постройки, сдвинутые, например, в один угол, как это сделано в усадьбе Асташкиных, выгодно освобождают для сада значительную территорию и создают особые условия для общения с уединенным кусочком собственной природы.
Необходимо сделать важное примечание к этому. В саду Асташкиных эффект уединения усилен тем, что по периметру участок обсажен крупномерным деревьямию
Они нам очень пригодятся, поскольку моя задача на этот раз, помимо всего прочего, состоит еще и в том, чтобы посмотреть на этот сад, очень часто вызывающий воспоминания о Японии, глазами русского человека. Показать, как авторы этой работы извлекали из аутентичных японских садов то, что потенциально было приемлемо для нас. И еще раз взглянуть на японский сад глазами тех, кто изначально был уверен, что это совсем не его мечта.
И что за ампельные свисают в правом нижнем углу фото "место отдыха"? Хорошо бы ещё посмотреть на туи. Сложное у меня отношение к ним в японском саду. Неплохо бы увидеть и ручей на плане.
Посадки-то старые, видать. Одному маньчжурскому ореху лет десять.
Уссурочка, [5] это сирень, если не путаю, венгерская. Лена их формирует, усиливая излом и голоногость.
[6] takedo, ампели - стефанандра. Участку девять лет - соответственно, ореху приблизительно столько же - это манчжурский орех - они быстро растут. Туи зеленой стеной смотрятся хорошо, попробую поискать - может где-нибудь на моих фотографиях попали в кадр.
Уссурочка, [5] это действительно венгерская сирень, она там везде.
Такой вот симбиоз японского сада и русской любви к сирени: http://115.r.photoshare.ru/01155/00b0...
И это хочется подчеркнуть, поскольку такой симбиоз достаточно показателен для этого сада. Я бы даже сказала - для всей его концепции, сондиняющей принципы и фактуру японского сада с привычными для нас условиями.
Вот здесь в правом верхнем углу виден кусочек изгороди из туй http://img-fotki.yandex.ru/get/9751/1...
Если обратите внимание, она любопытно подстрижена - выстрижена ровной стеной на высоту чуть выше человеческого роста, а выше практически без стрижки. Без этого экрана сад воспринимался бы совершенно иначе, участок небольшой и соседские немаленькие дома обступают его со всех сторон. матрона, [10] согласна, и этот симбиоз создаёт очень интересную картинку. Казалось бы всё достаточно родное, привычное - сирени, спиреи, ивы ... http://img-fotki.yandex.ru/get/9088/1...
а мне при взгляде на это вспоминаются канонические японские пейзажи http://karesansui.up.n.seesaa.net/kar... http://img-fotki.yandex.ru/get/6307/1...
матрона, [4] - конечно, берите )) Элисса, [12] - какая ты молодец, что захватила туи! Я почему-то это не сделала, о чем потом очень жалела. Кстати, именно после этого сада изменилось мое отношение к туям в японском саду. takedo, [11] - а Вы не могли бы показать сирень в японском саду? [6] - я не поняла, какой ручей Вы имеете в виду?
Элисса, да, интересная стрижка. Это хорошая находка, кроме всего прочего, экономящая пространство сада. Nigma, нет, к сожалению, не могу. Никогда не видел. Тем не менее, она присутствует в списке растений, используемых в японских садах. Возможно, уже после их европеизации. Это сирень обыкновенная (Syringa vulgaris) - мурасакихасидои и сирень индийская (Lagerstroemia indica) - сарусубери. Помниться также, что когда-то мы разговаривали о сирени, и кто-то, чуть ли не Элисса, написала: "это единственный японский сад, где я видела сирень." Какой сад имелся в виду, не помню.
takedo, [11] скорей всего сирень и в Японии можно найти, чего там только нет!
Но только у нас она со всей своей восточной генеалогией стала по-настоящему родной и беззаветно любимой.
Сирень в саду для нас это и есть русский сад, это образ русского сада, его утверждение. И неважно, что ее стремятся посадить к забору "чтоб не мешала" выращивать на шести сотках - раньше картошку для еды, а сейчас - зарубежные многолетники для красоты. Сирень остается душой нашего сада, и она продолжает быть и царствовать в нашем саду. А вот в японском, китайском, английском и ином другом - нет.
Что касается ручья в саду Асташкиных [6][13].
В статье Shakkei есть не совсем ясный намек на то, что это место в саду еще не вполне завершено:
With the installation of a pump the stream will create a series of waterfalls in front of the tea-house...
Этот ручей - не вполне ручей, а скорее что-то вроде последних ступеней водопада, или природный каскад, переходящий в пруд. Видимо изначально у авторов было довольно смутное представление о том, как все это будет выглядеть. Возможно поэтому и на плане"ручей" отсутствует. Знаю, что у них до сих пор есть мечта кардинально переделать это место. Но хочу уже сейчас свидетельствовать, что и в своем настоящем виде, оно представляет картину впечатляющую.
Вот фото самого Вадима, показанное в Shakkei: http://img-fotki.yandex.ru/get/9825/1...
Я же прыгала вокруг и так и эдак, пытаясь найти тот ракурс, который мне напомнил вид знаменитого японского сада Тайдзо-ин. И думала: "вот, что должно здесь получиться!"
Думаю, что нам еще предстоит увидеть по-новому это место. Однако именно эта, на мой взгляд, одна из наиболее интересных картин сада заставляет вернуться нас к рассмотрению другого важнейшего принципа японского дизайна.
И это - внимание к рельефу сада.