Здравствуйте, новый посетитель!
Сейчас 19.04.2024 08:09:45
 
Ходите ли вы на ландшафтные выставки?
Хожу на все доступные, мне это интересно
Бываю, но без фанатизма
Считаю пустой тратой времени
Я в этих выставках участвую
Челси рулит! Только эту выставку признаю

Мои настройки
Регистрация
Карта WEBСАД в Московской области (392)
Карта WEBСАД в Ленинградской области (93)
Поздравляем с днем рождения
Правила регистрации и участия
FAQ - ЧАВО (часто задаваемые вопросы)
Поиск по сайту

АРХИВ ФОРУМА WEBСАД

Восточный сад. Вода и камень в саду
 

Японские сады конца Сёва - начала Хэйсэй

В конце XX – начале XXI веков ландшафтное искусство Японии продолжало развиваться, принимая новые, порой неожиданные формы. Время бури и натиска европейской культуры прошло, уступив место цивилизованному культурному обмену. Если для людей старшего поколения ещё ощущалась некая двойственность японской культуры, то современная молодёжь в большинстве своём воспринимало её как нечто единое, не противопоставляя национальные и западные аспекты.
Японским садам прошлых веков посвящена огромная литература, что же касается работ современных ландшафтных дизайнеров, то о них в русскоязычной литературе почти ничего нет. В данной теме предлагается по мере сил восполнить этот пробел, рассмотрев работы наиболее значительных мастеров сада последних десятилетий.

takedo
Санкт-Петербург
21.11.2016
10:08:02
Поиск по теме >>


Показывать по постов

1

Чтобы не дробить материала, повторяю здесь рассказ о последнем саде Сигэмори Мирэя.
Сад Сёфу-эн стал последним творением Сигэмори Мирэя, завершившего его создание в год смерти, в 1975 году. Этот сад состоит из трёх частей: Дзёко-тэй, «Сад древних времён», построенный на имитации камней-божеств ивакура старых святилищ; Хорай-тэй, «Сад острова Хорай», с островом Бессмертных, выполненном в стиле эпохи Камакура; Кёкусуй-тэй, «Сад извилистого ручья», напоминающий о временах Хэйан, когда утончённые кавалеры развлекались, пуская по воде кёкусуй чарки с сакэ и сочиняя стихи
https://yadi.sk/i/RgCkO7BvyhGUH .
«Здесь в каждом мгновенье прозревается вечность, здесь вечность и мгновенье – одно» - говорил Сигэмори о садах. Эти слова могли бы послужить отправной точкой для создания Сёфу-эн, портала во времени, уводящего в прошлое: от современности – в Камакура – Хэйан – и в глубокую древность.
Первый на этом пути – сад острова Бессмертых – Хорай. Тема, весьма актуальная для эпохи Камакура (1185 – 1333), когда тысячи людей гибли в междоусобных войнах.
Хорай-тэй спроектирован в стиле прогулочного сада киюсики с прогулочной дорожкой вокруг вокруг водоёма с выступающими из него камнями – островами, главный из которых – остров Хорай. Такая композиция позволяет любоваться садом с разных точек
http://visual.information.jp/Images/2... ,
http://visual.information.jp/Images/2... ,
https://i.ytimg.com/vi/Pjx9eCcrfYw/maxresdefault.jpg .
По замыслу Сигэмори, массивные камни должны отображать грубую силу и мощь той суровой эпохи, которая ощущается и в сухих дзэнских садах, плавные же изгибы берегов – вызывать в памяти грациозность и элегантность линий в старинных ямато-э. Картину дополняет водопад, устроенный в северной части сада
http://visual.information.jp/Images/2... .
Для озеленения в Хорай-тэй использовались традиционные деревья, такие, как сосна густоцветковая, сосна Тунберга, циклобаланопсис, сакура, камелия японская, криптомерия, клён, а на пологих холмах – самшит мелколистный и рододендрон индийский. Дизайн формирования растений (карикоми) разрабатывал старший сын Сигэмори Мирэя, Сигэмори Канто.
Следующий на пути в глубь времён – Кёкусуй-тэй
http://img.4travel.jp/img/tcs/t/pict/... .

takedo
Санкт-Петербург
21.11.2016
10:15:07

2

Продолжение.
В отличие от Хорай-тэй, Кёкусуй-тэй не предназначен для прогулок. Его обзор осуществляется с галереи в форме буквы L, проходящей вдоль двух сторон сада на разных уровнях, что позволяет лучше оценить его достоинства, а также из служебных помещений храма
http://tatemono.kura42.com/swfu/d/CIMG9630.jpg .
У сокровищницы, где уровень галереи наиболее высок, насыпан искусственный холм цукияма, сплошь покрытый рододендронами. Его мягкие очертания также были навеяны картинами ямато-э. Среди волн стриженых рододендронов с вершины к подножью холма спускаются монолиты, подобные камням Хорай-тэн, привнося в сад напряжённое ощущение динамики благодаря контрасту между мощью этих каменных композиций, спускающихся к воде, плавными линиями холма и потоком, дышащим спокойствием
http://visual.information.jp/Images/2... .
В сад Дзёко-тэй посетитель попадает, пройдя под галереей. Этот сад – словно перенесённый сюда фрагмент поросшего низкорослым бамбуком саса склона горы Мацуо, на которой находится само святилище Мацуо-тайся, дань почтения священным камням ивакура, сохранившимся на этой горе
http://visual.information.jp/Images/2... .
Места поклонения ивасака в священных рощах, где стояли ивакура, окружались символическим ограждением из камней. Обычно в ивасака находился один ивакура, но их могло быть и несколько. В Дзёко-тэй в роли такого ограждения выступает ограда самого святилища, также отделяющая святилище от бренного мира.
Ивакура до сих пор являются объектами поклонения, а отнюдь не подлежат какой-либо оценке, поэтому, строго говоря, к Дзёко-тэй нельзя относиться как к саду. Тем не менее, именно священные рощи со стоявшими в них камнями-божествами ивакура, в «Общей истории японских садов», в написании которой принимал участие и Сигэмори Мирэй, считаются прародительницами садов Японии. Сёфу-эн – своеобразный экскурс в это далёкое прошлое, написанный языком садового искусства.

takedo
Санкт-Петербург
21.11.2016
10:16:04

3

По стопам Сигэмори Мирэя пошёл его старший сын Сигэмори Канто. Одной из его лучших работ является сад Художественного музея в г. Итами, замечательный своей изысканной простотой
http://artmuseum-itami.jp/jp/wp-conte... .
Город Итами издавна славился вкусной водой. Ещё в эпоху Эдо на её основе делалось лучшее в Японии сакэ – «Итамидзакэ». Создавая сад музея, Канто не смог обойти вниманием это обстоятельство. Через весь сад «протекает» поток из белого песка, символизирующего чистую родниковую воду Итами. И среди этого чистого потока сделана композиция в стиле острова «Чистой земли» - Хорай с группой из трёх камней и сформированной сосной
http://blogimg.goo.ne.jp/user_image/1... .
Кроме того, Итами известен возникновением в этих местах школы хайку «Итамифу», отличающейся свободным использованием в хайку разговорного языка. Этот дух обновления который Канто ощутил в атмосфере Итами, также отразился на дизайне сада. Прежде всего – это довольно сдержанное использование деревьев и крупных кустарников, что позволило сделать сад просторным и светлым, сад, в котором дышится свободно, как в хайку Итамифу. Для того, чтобы сад при этом выглядел живописно, в нём высажены такие почвопокровные растения, как зойсия тонколистная, офиопогон японский, три сорта кукушкина льна, а из кустарников – только высаженный фрагментарно Рододендрон индийский
http://blogimg.goo.ne.jp/user_image/2... .
В 1995 году в результате одного из сильнейших землетрясений в Японии сад был разрушен, но восстановлен усилиями муниципалитета г. Итами.

takedo
Санкт-Петербург
21.11.2016
10:18:25

4

Продолжение.
Следует заметить, что сад музея Итами не совсем типичен для работ Сигэмори Канто. Всё-таки он предпочитал иметь дело с камнем. Тем не менее, любовь к открытому пространству объединяет большинство его садов. Такова, например, абстрактная композиция сухого сада у отеля Синдзико в г. Мацуэ (создана в 1973 г.)
http://www.ifnet.or.jp/~chisao/image/gendai/sinjiko.jpg ,
http://www.ifnet.or.jp/~chisao/image/gendai/sinjiko2.jpg .
Сад городской библиотеки в г. Идзумо (1984 г.), напоминающий по дизайну сад музея Итами
http://www.ifnet.or.jp/~chisao/image/gendai/izumo5.jpg ,
http://www.ifnet.or.jp/~chisao/image/gendai/izumo2.jpg .
Зона при входе в музей Сато преф. Нагано (1978 г.) Музей Сато – это музей доспехов, и узор сложного мощения входной зоны состоит из стилизованных изображений маэдатэ – украшений налобной части самурайских шлемов
http://www.issh.jp/satoh/museum/y-sat... ,
http://www.ifnet.or.jp/~chisao/image/gendai/sato2.jpg .
Камни же композиций при входе изображаю стоящих и сидящих воинов. На камни наложены небольшие кусочки сусального золота, и в лучах луны, они поблескивают, слловно доспехи средневековых воинов
http://www.ifnet.or.jp/~chisao/image/gendai/sato5.jpg ,
http://www.ifnet.or.jp/~chisao/image/gendai/sato3.jpg .

takedo
Санкт-Петербург
21.11.2016
10:19:12

5

takedo, замечательная тема! Об этих садах у нас очень мало информации, ни в каких книгах не найти.

матрона
Москва
21.11.2016
13:55:06

6

[5] матрона, рад поддержке! Ждал Вашей реакции с трепетом :)

takedo
Санкт-Петербург
21.11.2016
14:27:13

7

[5] матрона, не могу понять, что за стиль садов о:тё:фу 王朝風. Получил распространение в эпоху Эдо. Не поможете ли?

takedo
Санкт-Петербург
21.11.2016
17:59:30

8

Понял, это стиль, отличающийся особой декоративностью, когда набиравшее силу купеческое сословие пыталось подражать в великолепии своих усадеб временам Хэйян

takedo
Санкт-Петербург
21.11.2016
18:41:24

9

takedo, а про сухой сад у отеля Синдзико больше ничего не известно? Нет никаких подробностей? Очень необычный сад, интересно, что это все означает.

Nigma
Москва
21.11.2016
22:10:53

10

takedo, тема интересная. Спасибо, что затронули её.

Galaxization
Москва
21.11.2016
22:14:29

11

[9] Nigma, да, очень интересный. Я сказал бы, загадочный. Но никакой информации о нём не нашёл, увы.

takedo
Санкт-Петербург
21.11.2016
22:43:36

12

[10] Galaxization, OFF Классное высказывание (Цицерон)!

takedo
Санкт-Петербург
21.11.2016
22:46:42

13

takedo, но это не иероглифы? http://www.ifnet.or.jp/~chisao/image/gendai/sinjiko.jpg

Marchella
Москва
21.11.2016
22:48:29

14

[13] Marchella, если только сильно стилизованные. Я их не узнаю.

takedo
Санкт-Петербург
21.11.2016
23:15:21

15

Marchella, это нк иероглифы. У авангардиста Сигэмори Мирэя такие геометрические штучки встречаются нередко. Таким способом он разрисовывал не только поля садов, но писал и на их заборах:))
Тофуку-дзи, Рёгин-ан, Фури-но нива (龍吟庵 東庭「不離の庭」), кстати, Фури-но нива дословно означает НЕ-отшельнический садик
http://kyotomoyou.jp/sys/wp-content/u...
Окаяма, сад Юрин-но нива 友琳の庭
http://2.bp.blogspot.com/-kyGLaQZ96sM...

Если говорить о геометрической разрисовке самого поля сада, то наибольшее впечатление получаешь от сада при замке Кисивада 岸和田城 в Осаке:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia...
Меня уже давно интересовал вопрос о том. что же именно изображал своими садами Мирэй, какие идеи закладывал он а них. Потому что не бывает японских садов без идеи. Не бывает: впереди всякого японского сада бежит идея.
И в этом смысле сад при замке Кисивада не просто интересен, но во многом дает ключ к пониманию его творчества.

Ведь хорошо известно, что Сигэмори Мирей "восстал" против традиционного японского сада (об этом написана целая книга), против его специфически японского манъеризма. В каком-то смысле во вех своих садах он преследовал задачу разрушить пиитет перед садом эпохи Эдо, даже поиздеваться над ним, поскольку в этом саду, на его взгляд, в пользу декоративности были выхолощены истинные духовные смыслы. Это его иконоборчество сопровождалось совершенно необычными методами исполнения, которые приводили в ужас традиционалистов.
В то же время, как бы странно это не звучало, его работы постоянно возвращали зрителя к классическим основам японского сада, которые он помещал в раму абсолютно новых форм.

Таков и этот его сад. В ряду его садов это довольно ранняя работа (1953) в том смысле, что до этого он создал всего два больших сада: это сад в Касуга Тайся (1934) и знаменитый Тофуку-дзи (1939). Однако к моменту создания сада при замке Кисивада Мирэй был уже не только немолодым человеком, но художником с теми сложившимися взглядами, которые определили его место в истории японского сада вообще. Поэтому данный сад представляет особый интерес прежде всего с точки зрения сочетания в нем новой авангардистской формы с глубоким традиционным, более того, подчеркнуто традиционалистским содержанием.

Сад называется очень интересно Хати-дзин-но нива 八陣の庭, что в переводе означает Сад восьми лагерей и отсылает нас не только к известным баталиями в самой Осаке в 1614-15 гг. (Осакской сече http://en.wikipedia.org/wiki/Siege_of_Osaka), но проводит аналогии с историческими событиями... Китая, вернее с именем выдающегося китайского полководца Zhuge Liang (181-234). О нем достаточно много информации, но я в ней теряюсь. Главное - почему Мирэю пришло в голову связать осакскую композицию именно с этим именем. Может быть Элисса поможет:))

Любопытный комментарий дал сам Сигэмори Мирэй к дизайну этого сада: "замки живут вечно, таков же должен быть и дух, пронизывающий сады при них". (Это мой перевод с англ.-яз. варианта: “Castles are supposed to last forever, and the garden attached to such a castle should be designed in the same spirit.”)
Пожалуй, это не о материалах, в которых сделан сад, а все-таки скорее о памятнике рукотворном самому себе:))

матрона
Москва
22.11.2016
09:32:41

16

матрона, "Главное - почему Мирэю пришло в голову связать осакскую композицию именно с этим именем" - хороший вопрос :) Думается, что он проводил исторические параллели между периодом Сэнгоку в Японии и Троецарствием в Китае. Если вспомнить, что замок Кисивада на нынешнем месте был построен Койдэ Хидэмаса, наставником Тоётоми Хидэёси, который, в свою очередь, построил замок Осака и являлся одним из главных героев периода Сэнгоку.
Что же до Чжугэ Ляна - он считал, что одна из главных задач полководца это тренировка своих войск. Боевую подготовку проводил по планам и картам, составленным с учетом закономерностей восьми (8) триграмм (3) - или ба гуа. Лагерь главнокомандующего в центре, 8 войсковых групп расположены вокруг. Каждая группа имела название, за которым скрывалось её предназначение, характер и стиль поведения во время боевых действий. Группы следующие - змея, небо, тигр, земля, феникс, ветер, дракон и облака. Такие же названия имеют и 8 каменных групп, расположенных вокруг центральной группы, в саду Хати-дзин-но нива (Сад восьми лагерей). Плюс все каменные группы заключены в три (3 ) изломанных каменных кольца. И всё это ба гуа - вечная наука о жизни :).

Элисса
Москва
22.11.2016
11:52:49

17

[15] матрона, да, яблоко от яблони недалеко падает :). Кстати, мощение при входе в музей Сато
http://www.issh.jp/satoh/museum/y-sat... тоже явно перекликается с мощением в саду Юрин
http://2.bp.blogspot.com/-kyGLaQZ96sM... .

takedo
Санкт-Петербург
22.11.2016
11:56:59

18

Элисса, спасибо! теперь понятен рисунок этой композиции и весь замысел сада. Получается, это как бы комплимент военным талантам Хидэёси, причем очень сильный, коль скоро его сравнивают с такой героической личностью из китайской истории.

матрона
Москва
22.11.2016
19:38:43

19

Перейдём к следующему потомку Сигэмори Мирэя.
Сигэмори Тисао, сын Сигэмори Канто, закончил филологический факультет токийского университета Чуо, но увлечённый ландшафтным искусством, стал помогать отцу и поступил на работу в Проектное бюро Сигэмори тэйэн сэккэй, став со временем выдающимся мастером садов. На его счету сад Дзуйэн-но тэй храма Синнёдо, сад Дзуйсёдэн святилища Мацуо-тайся и другие.
Сад Дзуйэн-но тэй был закончен недавно, в 2010 году. На его создание у Сигэмори Тисао ушло два года. Сад строго геометричен. Идеально ровная поверхность площадью 80 кв. м. расчерчена на ограниченные бордюрным камнем неправильные многоугольники, в которых также бордюрным камнем выделены квадраты. В эти квадраты, поделённые ещё на четыре ровные части, помещены различные композиции с естественными камнями или без них
http://cdn-ak.f.st-hatena.com/images/... .
Изломанностью линий он напоминает сад Хатидзин-но нива, созданный Сигэмори Мирэем, дедом Тисао
http://kishiwadahonmachi.com/wp/wp-co... .
Использование бордюров для разграничения участков гравийной отсыпки совершенно естественно, и понятно, но только на первый взгляд. На самом деле, всё в этом саду глубоко символично. Дело в том, что в японское слово футииси (縁石), переводимое как «бордюрный камень» или «каменный бордюр», входит иероглиф фути (縁) –«бордюр». Но этот же иероглиф входит в название сада Дзуйэн (随縁), и читается он здесь иначе – «эн», и переводится совершенно иначе – «карма». Первый же иероглиф (随) означает «следовать». Таким образом, название сада можно перевести как «Сад следования карме», или просто «Сад кармы», и именно этот глубинный смысл приобретают простые бордюры в контексте сада. В четырёхчастных же квадратах обыгрывается мотив фамильного герба дома Мицуи, вырезанного над входом в хранилище табличек с посмертными именами предков
http://shin-nyo-do.jp/zyunro_img/zuien_2.jpg .
Облик сада постоянно меняется в зависимости от сезона, погодных условий и солнечного освещения, что как нельзя более подходит «Саду следования карме» в этом «плывущем мире».

takedo
Санкт-Петербург
22.11.2016
23:50:16

20

takedo, замечательный рассказ. А я была уверена, что эта работа самого Сигэмори Мирэй. Кстати, с садом при замке Кисивада это полотно явно роднит один важный момент - это возможность обозревать его сверху, чему старший Сигэмори придавал очень большое значение. Видимо, младшенький учел все выгоды такой висты. И мне ужасно нравится рассматривать его именно сверху:
http://4.bp.blogspot.com/-nvAyRvuY9RA...
Еще более подробно:
http://userdisk.webry.biglobe.ne.jp/0...

А вот к чему там мотив фамильного герба дома Мицуи? М. б. это фамильный храм Мицуи, не знаете? А где именно изображен их герб, не покажете?

Любопытно отметить, как храмы выстраивают свою политику в отношении обновления своих садов. Характерен пример и храма Синнё-до, который в 2010 году пригласил Сигэмори Тисао сделать свой сад.
А несколькими годами раньше (в 1988 году) для храма дизайнером Сабуро Сонэ 曾根三郎 в традиционной манере был сделан сад Нэхан-но-Нива 涅槃の庭 с композициями, посвященными смерти Будды. Обращенный к горе Хигасияма, которая служит для сада замечательным фоном, он смотрится очень выигрышно.
http://ichyouraihuku.c.blog.so-net.ne...

Если для авангардной работы была выбрана форма цубо, то для традиционной - в виде пейзажной картины в раме.

матрона
Москва
23.11.2016
06:11:46


Показывать по постов
Поиск по теме >>
 
В начало
 
2016
takedo: Японский сад в урбанизированной среде Новейшего времени 139
матрона: Японский сад: от идзуми-доно до беседки 57
матрона: Дзэнский сад в городе Цукуба 72
АнтЕль: Вопросы о карпах кои 34
Оксана: Использование папоротников в японских садах 76
Оксана: Хосты и японский сад 70
Травушка-Муравушка: Обустройство водоёма 7
Lilith: Восточный садик. Обсуждение, советы 56
Анастасия ВБ: Водные растения 42
SLA: Вода в пруду 28
lubov: Удобрения для водных растений, выращиваемых в кашпо 15
матрона: Загадочный Сад благородного мужа 79
Gleb: Сады Кюсю 24
матрона: Чайный сад Нового времени 223
В начало
Энциклопедия декоративных садовых растений Каменистый садик
Рейтинг@Mail.ru
Администрирование сайта - E
Дизайн и программирование - ZX
© WEBСАД® 2006-2024. Все права защищены.
При использовании материалов
ссылка обязательна