Здравствуйте, новый посетитель!
Сейчас 28.03.2017 13:13:39
Семена почтой

СПРОС

 
Какой газон в вашем саду?
Сеял смесь семян
Посевной из клевера
Рулонный
Кошу лужайку
Газона нет, но планирую
У меня нет и не будет газона

Мои настройки
Регистрация
Карта WEBСАД в Московской области (388)
Карта WEBСАД в Ленинградской области (93)
Поздравляем с днем рождения
Правила регистрации и участия
FAQ - ЧАВО (часто задаваемые вопросы)
Поиск по сайту

ЛЕКЦИИ

Другие лекции


Александр Сапелин. Кустарники в дизайне сада. Часть I

В субботу, 27 января 2007 г., в продолжение лекционного сезона в Санкт-Петербурге, в Доме садовода на Фонтанке состоялась лекция известного московского ландшафтного архитектора, автора книг и статей по ландшафтному дизайну, участника нашего форума Александра Юрьевича Сапелина (Aleks).

Тема лекции – "Кустарники в дизайне сада" - одна из самых актуальных для каждого садовода. Из-за огромного количества информации по этой теме было решено остановиться более подробно только на четырех видах кустарников и их использовании в дизайне сада: барбарисов, спирей, деренов и лапчаток.

Александр Юрьевич постарался остановиться как на общих законах построения композиций из растений, освещенности, пропорциях, колористике; так и на частных вопросах использования сортов каждого вида, их разнообразии и особенностях.

Прозвучала информация о новых сортах, агротехнических методах, тенденциях в садоводстве.

Богатый опыт лектора и отлично подобранный иллюстративный материал не оставили равнодушным ни одного слушателя. Только на вопросы Александр Юрьевич отвечал около часа.

А после лекции прошло первое под крышей Дома садовода застолье под уже ставшим традиционным лозунгом (и тостом) "за единство садоводов из всех городов".

Появление на наших лекциях в Доме садовода новых лиц позволяет надеяться, что скоро на нашем форуме появятся новые участники.

От лица всего Санкт-Петербургского отделения WEBСАД благодарю Вас, Александр Юрьевич, за Ваш приезд и интереснейшую лекцию. Будем с нетерпением ждать Вас в следующем году!

Благодарим за предоставленный конспект лекции
Павла Блюменберга

АЛЕКСАНДР САПЕЛИН
"Кустарники в дизайне сада"

Фотографии
Александра Сапелина

Заявленная тема – очень широкая. У меня эта тема укладывается в курс из 10 занятий, поэтому, как вы понимаете, хочется сказать о многом, о каких-то наработках, об ассортименте, о сортах, о видах, об агротехнике – но обо всем я, к сожалению, рассказать не смогу. Я надеюсь, что эта встреча с вами, эта лекция – не последняя, мы увидимся еще не раз и я вам еще что-нибудь расскажу.

Очень часто, приезжая в садовый центр, выбирая для себя какие-то деревья, кустарники мы, в первую очередь, ориентируемся на то, какие это замечательные растения, как хорошо о них было написано в последнем номере садоводческого журнала. И только потом, приехав к себе в сад, мы начинаем думать: Куда бы его посадить?", "А с чем бы его использовать?", "Красиво это или некрасиво?".

Хорошо, что в последнее время мы стали об этом задумываться – но ведь долгое время мы этого не делали. Мы просто привозили растение, сажали его и только потом думали – а как с ним быть дальше? Зачастую такое собирательство превращается в целую коллекцию, и я знаю, что у многих из вас есть коллекции различных групп растений, часто достаточно интересные. Кстати, в связи с тем, что коллекции стали вещью достаточно распространенной, хочу высказать свое мнение относительно красивого сада и коллекции. Неоднократно в различных журнальных статьях и других печатных изданиях по садоводству встречается, на мой взгляд, искусственное, деление на сад дизайнера и сад коллекционера. Коллекция, как утверждается a priori, не может быть красивой. На мой взгляд, это не так. Мое глубокое убеждение состоит в том, что коллекция может показать свои достоинства только будучи обыгранной в ландшафте. Только в этом случае мы можем выявить все достоинства выставляемых растений, их сезонную изменчивость, их взаимодействие друг с другом. Естественно, в саду коллекционера всегда будут грядки, без этого не обойтись – это карантин, это место для подращивания и размножения редких, доставленных издалека растений, резерва для возможного восполнения. Но, тем не менее, коллекцию можно "обыграть" и можно обыграть достаточно красиво - придать ей какой-то совершенно конкретный стилистический образ, т.е. привнести идею.

Я часто говорю - "идея сада". Быть может, термин этот не совсем верен. Реально я подразумеваю тематику сада, направление, как раньше говорили – стиль "на манер". "На манер того-то". Действительно, настроение сада обычно угадывается, а если это обыграно какой-то конкретной коллекцией, то результат может быть очень интересным. Конечно, когда мы создаем какую-то конкретную композицию, т.е. ставим себе задачу – нужна композиция такой-то высоты, такой-то ширины, такого-то колористического решения, то нам проще ее делать, поскольку мы, учитывая заданные характеристики, начинаем подбирать совершенно конкретные растения. Если речь идет о коллекции, то, конечно, ее оформление будет сложнее, поскольку коллекция начинает диктовать, какой материал мы должны использовать. И в этом ключе постоянно возникает вопрос моносада. Это идея, ставшая в последнее время популярной, и попытки ее осуществления достаточно часто встречаются. Моносад – попытка создания композиций из одной группы растений. Но, дело в том, что далеко не из всех растений мы можем создать моносады. Почему это происходит? Происходит это потому, что основное правило при создании любой композиции – это единство и взаимоподчинение при этом всех элементов между собой. Растения в композиции должны быть взаимосвязаны и взаимоподчинены одновременно. Я считаю, что это самый сложный вопрос в ландшафтном дизайне вообще и в дизайне каких-либо конкретных композиций в частности. Очень многие садоводы уже научились решать фрагменты сада – многие путешествуют, читают специализированные книги и журналы. Как правило, в саду присутствует красиво оформленное входное пространство, красиво оформленная площадка отдыха, участки вокруг дома – и т.д. – но зачастую сада, как такового, нет. Часто то, что имеется, напоминает ландшафтную выставку – множество отдельных кусочков, не связанных между собой. Происходит это потому, что нет взаимоподчинения между отдельными композициями.

Действительно, есть растения, внутри группы, которых мы можем выбрать "начальников", "подчиненных" и "статистов". Их можно называть "статистами", можно – фоновыми растениями, буферными растениями – как угодно. И понятно, каковы критерии для этих ролей "начальников", "подчиненных" и "статистов".

Обычно, приехав в садовый центр, мы выбираем самое лучшее – по форме листа, форме пятен, другим декоративным признакам. Каждое из этих растений – "звездное", несущее акцентную харизму. И, как правило, в садовом центре мы просим показать то или иное растение, вынув его из группы одинаковых растений. Только тогда, рассматривая это растение в деталях, мы можем в полной мере оценить все его декоративные качества. Но что происходит дальше? Мы приезжаем в свой сад и снова его запихиваем в кучу других растений. И это значит, что человек, вошедший в сад, по достоинству декоративных качеств растения не оценит, как и мы первоначально не смогли это сделать в садовом центре. Когда эти "звездные" растения, "бриллианты сада" становятся статистами, то эффект их декоративности теряется – получается винегрет из растений и человеческий глаз не может из этой массы детали, за которые может "зацепиться".

Достаточно просто подобрать такие акценты, когда мы говорим об ассортименте растений вообще. За счет чего, то или иное растение может быть акцентом? За счет формы. Понятно, что какая-то вертикаль, будь то хвойная или лиственная вертикаль, хотим мы этого или не хотим, будет акцентом композиции. А ей будут подчиняться какие-то зонтичные формы, плакучие формы и так далее. Вряд ли мы увидим, что у нас есть плакучая форма и ей подчиняются какие-то вертикали. Это в принципе очень странно, и такая композиция подсознательно воспринимается нами как дискомфортная. И причина дискомфорта кроется в том, что мы не видим аналогов в природе.

Меня часто спрашивают – где об этом можно прочитать? У меня один ответ на этот вопрос – искать ответы в живой природе: в лесу, в поле, на берегу реки. Как расположить камни, почему дорожка здесь прошла именно так, а не иначе, почему деревья выросли именно так. Практически все, что мы делаем в саду – аналог природных явлений. Например, миксбордер у стены забора и перед ним газон – аналог стены леса с опушкой и лугом. И если мы посмотрим, по каким законам располагаются растения на этой опушке, то поймем, что очень многое мы делаем в своем саду не так – что касается высотной соразмерности этих растений, что касается рисунка самой этой линии, что касается ее линейных изменений и работе "в плане", что касается акцентов и расположению по сторонам света. Мы можем, стоя на опушке, смотреть на сообщество растений и слева оно нам будет казаться эффектным, а справа – не эффектным. Почему? Потому что солнечный свет освещает эти стороны по-разному.

Еще сложнее бывает, когда мы выбираем какую-либо конкретную группу растений. Например, останавливаемся на спиреях и хотим создать спирейный садик. Или останавливаемся на барбарисах и хотим создать барбарисовый садик. Можем мы это сделать? Безусловно, можем! Поскольку успехи селекции столь значительны и в этих группах настолько велико многообразие формы, размеров, цветовых характеристик, сроков цветения и прочее и прочее, что мы без проблем для данной конкретной композиции сможем выделить "начальника", "подчиненного" и "статиста". Но можно ли создать такой сад из хост? При всем их колоссальном многообразии – нет! Наверное, вы со мной согласитесь, что хосты в массе все равно будут восприниматься, как масса. Из них трудно выбрать акценты, даже если мы возьмем самые крупные виды – Зибольда, Форчуна и самые мелкие, все равно разница между ними будет недостаточной. Захочется добавить в композицию камни, добавить папоротники в качестве вертикалей, галечные отсыпки и прочее. Почему? Потому что мы чувствуем незаконченность композиции.

Когда мы обсуждали тему этой лекции, мы решили остановиться на четырех группах кустарников: спиреях, барбарисах, лапчатках и деренах – как на самых распространенных, простых и неприхотливых растениях, но, в то же время, стилистически пластичных. Большинство из них можно использовать и в "аристократическом саду" и в "саду крестьянина", и при выполнении какой-либо стилизации.

Когда вы пытаетесь сделать из этих растений конкретную композицию, то имеет смысл сделать для себя табличку, столбцы в которой озаглавить: 1 – "начальники", 2 – "подчиненные", 3 – "статисты". Вы можете назвать это как "акценты", "подчиненные элементы", "фоновые элементы" - но мне больше нравятся мои термины. Когда вы занимаетесь планировкой сада, вы переносите в него модель человеческого общества и очень многое в саду становится понятным.

В горизонтальных строках пишутся названия видов и сортов – например "Барбарис Тунберга такой-то" и ставите галочку, кем бы он мог стать в данной конкретной композиции. Если у вас все графы этой таблички заполняются, то, естественно, проблем в создании такой композиции нет и мы сможем это сделать беспроблемно.

Если мы захотим сделать такую композицию из спирей и подумаем, какие среди них есть варианты, то увидим и жесткие вертикали - спирея Биллиарда, спиреи Дугласа и их сорта, как 'Triumphans', которые вырастают до 2,5 метров, имеют мощные метелки, раскидистые кусты и, в то же время, мы можем найти какие-то подчиненные элементы. Спирея серая или спирея Вангутта – хотя вторая с трудом может подчиниться, она по размерам не пройдет, тут уже действует другое правило – пропорционирования.

Первое и второе сочетания некрасивы, мы стремимся к более соразмерному соотношению - 3. (см. рисунок)

Создавая композицию, мы понимаем, что подчиненными элементами мы можем использовать спирею серую не только по форме кроны, но и по ее размерам. В свою очередь, под них мы можем "подбить" спиреи японские, у которых идет разнообразная оттеночность. Кстати, на замену сорта 'Little Princess' достаточно часто идет сорт 'Alpina', и она действительно очень эффектна – получается такое плотное растение, хорошо разрастающееся и покрывающее поверхность. Получается достаточно законченная композиция.

То же самое касается барбарисов. Мы можем говорить про барбарисы Оттавские, про барбарисы Тунберга. Оттавские барбарисы – огромные, раскидистые кусты высотой до двух с половиной, трех метров; насыщенного, темного цвета, которые, конечно же, тоже будут акцентами. И при этом можно вспомнить про барбарис Тунберга 'Green Carpet', который, практически, будет лежать на земле. И он уже будет фоновым элементом в композиции.

А сможем ли мы сделать такую композицию из деренов или лапчаток? Никогда!

Несмотря на их декоративность не то чтобы выбрать отдельные элементы вообще не удастся, а не удастся выбрать главные подчинённые.

Существует большое количество сортов деренов, с разнообразной окраской коры. Есть очень интересные сорта. Список окраски коры по современным сортам варьирует от сорта дерена белого 'Kesselringii' - насыщенно-красного, вишневого, цвета старой дорогой мебели и с розовой осенней окраской листьев и заканчивая желтыми, салатовыми цветами коры сортов дерена отпрыскового; или оранжево-желтыми, апельсиновыми сортами дерена кроваво-красного; или креветковыми, фламинговыми, коралловыми сортами дерена белого. Безусловно, они все имеют замечательный, особенно зимний, вид, но композицию из него мы не создадим. Мы все равно захотим, либо чтобы над ними что-то довлело, какая-то вертикаль – например, хвойные вертикали с расположенными внизу деренами будут смотреться очень интересно. И уже деренам, в свою очередь, будут подчиняться какие-то многолетники, которые будут работать фоновыми элементами.

При этом мы не должны забывать о сезонности. И что в зимнее время акцентом будут являться эти хвойные вертикали и расположенные под ними яркие цветные пятна деренов. Надо учитывать, что формирование такого именно яркого пятна дереном возможно только путем регулярного "сажания на пень" - поскольку самый яркий цвет имеют молодые побеги. Кроме того, яркость пятна будет зависеть от стороны освещения. Если мы смотрим на композицию, и солнце светит нам в затылок, то мы видим более яркий куст, чем в ситуации, когда солнце светит нам в лицо. Но с приходом весны происходит облиствление деренов и они становятся просто фоном. И это замечательно. Дерены становятся фоном и на нем начинают "играть" многолетники. Появляются высокие цветоносы, которые на нейтральном зеленом фоне хорошо "читаются".

Приходит осень, многолетники уходят, или мы их срезаем, или еще что-то с ними происходит – дерены же снова окрашиваются в осеннюю окраску и начинают играть более важную роль в композиции.

Кстати говоря, упоминая акценты, мне хочется сказать, что "блуждающие" акценты – очень интересная вещь. Потому что сама природа среднерусская – это не австралийская, не новозеландская природа. Мы привыкли к частым изменениям, которые происходят, конечно, не четыре раза в год, как обычно считается. При оценке по колористическим изменениям можно выделить девять кардинальных смен вида природы в течение года, создающих совершенно другую картину. И в этом неоспоримое наше преимущество перед странами, природе которых мы так завидуем. У нас, фактически, на одном и том же месте можно создать не один сад, а несколько садов, визуально отличающихся друг от друга. И очень обидно, что мы эти возможности не используем. Потому что у нас и подчиненные элементы, и акценты, и многолетники – "вспыхнули" разом, и разом же отцвели.

Я не против сада рододендронов как такового. Это буйство красок, это красиво, но кратковременно. Конечно, используя разные сорта и виды можно увеличить сроки цветения, но декоративность осенью, зимой (особенно, когда половина растений укрыта и мы ходим и любуемся этими "мумиями" замотанными) существенно ниже и "блуждающие" акценты могут ее увеличить.

Когда я рисовал композицию, я имел ввиду контрастную композицию. Контраст построить очень просто. Поехал в садовый центр, купил высокое темное, потом – круглое белое – вот он и контраст. Но при этом он очень опасен, чреват тем, что можно "свалиться" в неестественность. В природе можно наблюдать множество контрастов, но они скрыты, невыраженны. Горизонтальная гладь воды контрастирует с плакучими ивами. Но насколько бросается в глаза этот контраст? Не сильно, и это приятно глазу.

Но композиция может строиться и на нюансе. Когда я говорил про спирейный, про барбарисовый садик я говорил о контрастных композициях. А возможны и нюансные композиции из этих растений. Сейчас встречается мнение – зачем такое количество, например, пестролистных сортов пурпурных барбарисов? Настолько незначительные отличия сортов, к примеру, 'Pink Queen', 'Rosetta', 'Arlekin', 'Rose Glow' и прочие – они почти не отличаются друг от друга. На самом деле, эти растения – находка для нюансных композиций, когда мы используем плавные переходы каких-то цветовых и размерных характеристик.

Когда три или четыре года назад на рынке появился барбарис оттавский сорт 'Silver Miles', многие садоводы были в шоке от его "ужасного вида". Есть растения, которые надо рассматривать вблизи и есть растения, которые надо рассматривать с расстояния. Это растение предназначено для осмотра с расстояния. С расстояния серые неравномерные пятна на листьях этого барбариса вливаются в общий цвет барбариса оттавского и меняют его. Согласитесь, что только в садовом центре мы смотрим на отдельный листик, в саду мы смотрим на растение в целом, воспринимая, зачастую, растения как цветовые пятна. И цвет этих пятен складывается как совокупность цветов отдельных элементов. И когда мы имеем просто барбарис оттавский, мы имеем пятно пурпурное. В случае с сортом 'Silver Miles' мы имеем пурпурное пятно, в которое вылита и размешана серебряная краска, дающая очень интересный оттенок.

В композиции (рисунок справа) трехметрового барбариса оттавского и подчиненного ему 'Silver Miles' мы имеем пурпурно-серебрянную гамму. К композиции мы можем добавить какое-то серебристое растение, пурпурные многолетники, растения с голубыми, белыми, сиреневыми, розовыми цветками. Я с трудом представляю в этой композиции растения с оранжевыми или желтыми цветками, поскольку в композиции на нюансах надо быть последовательным до конца.

Но что интересно. Летом в построении композиции может иметь значение нюанс, а осенью – контраст. И это тоже особенность именно нашей, средней полосы.

То есть мы можем взять композицию, в которой будем использовать какие-то серебристые хвойные, растения с изумрудной окраской листвы (например, что-то из деренов или барбарисов), но по приходу осени хвойные сохранят свою холодную серебристую окраску, а лиственные приобретают оранжево-красную окраску. И композиция становится контрастной.

Поскольку все люди разные, это проявляется и в цветовых предпочтениях палитры сада. Кто-то предпочитает более яркие, насыщенные краски. Кто-то предпочитает спокойные цвета и их сочетания с периодически возникающими акцентами. С дизайнерской точки зрения куда более интересен вариант с непостоянными акцентами – "вспыхивающими" на короткое время и, в дальнейшем, передающие эстафету другим акцентам. Многие пытаются создать в своем саду яркую картинку на продолжительное время, но только первоначально кажется, что это хорошо. Через какой-то промежуток времени, появляется необходимость в каких-либо изменениях, поскольку длительно наблюдаемая яркая, статичная композиция утомляет и снижает остроту восприятия. Одно дело, когда вы вышли из метро и увидели яркую клумбу среди серой городской застройки, и совсем другое, когда постоянно это созерцаете в своем саду. Не все к этому готовы и контрастная композиция, о которой мы говорим, достаточно резко "бьет" по глазам.

Я хочу показать некоторые примеры уже сделанных садиков, готовых композиций, которые, быть может, проиллюстрируют мои слова.

Вот, к примеру, те же самые рододендроны, те же самые дерены, те же самые барбарисы, сосны горные и прочее и прочее. Кстати говоря, сейчас я вижу ошибку этой композиции – но именно на своих ошибках люди и учатся. Сейчас мне кажется лишним и неправильным размещение на переднем плане ярко-желтого барбариса. Это как раз иллюстрирует то, что я говорил о чрезмерно ярких окрасках.

И, часто встречающиеся заявления о том, что нельзя использовать в такой ситуации спирею японскую золотистую форму, на мой взгляд, не верны. Именно она позволит иметь в палитре не насыщенный лимонный цвет, а более мягкий салатово-зелено-желтый.

Мне кажется, что цвет барбариса Тунберга 'Aurea' или спиреи 'Golden Princess', когда она попадает в тень, более приятен для глаза, чем цвет той же самой спиреи на открытом пространстве. Но это мое восприятие, обусловленное моим темпераментом, а для кого-то этот цвет будет бледным и не интересным.

На рассмотренной фотографии – весенний спектр окрасок. А что происходит с этой же картинкой осенью?

Она кардинально меняется и выглядит совсем иной. Этот же кусочек осенью имеет совершенно другие цветовые характеристики, "ушли" рододендроны, как будто здесь их и нет. Поменял цвет барбарис оттавский. Туя западная 'Reingold' на ярко освещенном месте имеет светло-желтую окраску, т.е. она медовая, я бы сказал, особенно, ближе к осени. Здесь она просто стала абсолютно зеленой. А "подсвечивает" все это дерен, отчасти можжевельники играют свою роль в акцентах. Эта та сезонность, о которой я говорил, которую хочется иметь в саду. Если бы композиция была статичной, построенной на одних рододендронах, такого эффекта мы не добились бы.

С другой стороны, опять же, стилистика играет важную роль. Конечно, в данном случае многое диктуется домом. Трудно было бы перед таким домом создать какую-то парадную композицию a la Versaille и она бы, безусловно, не воспринималась бы адекватно. Но по стилистике с использованием этих же растений мы могли бы многое сделать в другом духе. Данный вариант более "лесной", в связи с тем, что участок расположен в сосновом бору – и "просятся" сюда именно дерены, спиреи, барбарисы.

В откровенно "садовом" участке мы будем использовать четко выраженные садовые формы. Так же будет вестись игра на цвете – используем седумы, барбарисы 'Arlekin'. Почему именно 'Arlekin', ведь можно было бы взять и просто 'Atropurpurea'? Если бы мы использовали 'Atropurpurea', то на этом солнечном месте мы имели бы достаточно темное пятно которое надо будет дополнительно "подсветить". Барбарис оттавский 'Superba', барбарис Тунберга 'Atropurpurea' на ярком солнечном месте выглядят почти черными. И эти черные цвета имеют обыкновение "проваливаться". На фоне стены я вполне бы мог посадить 'Atropurpurea', но я не могу его посадить здесь, на переднем плане. 'Arlekin', как вам кажется, посажен здесь впереди остальных растений. Представьте на минуту, что он цвета вареной свеклы. В этом случае он сразу "провалится" вглубь композиции. Это проблема достаточно большая и в этом случае выручают пестролистные формы. Их множество сортов и, в зависимости от сорта, имеется разное количество белых пятен, что позволяет использовать эти сорта в разных ситуациях композиции и освещенности.

Например, мы имеем дерен белый сорт 'Spaethii' и мы имеем дерен белый сорт 'Gauchaultii', который при близком рассмотрении очень похож на 'Spaethii', но имеет более широкую полосу, волнистый край листа и более крупные листья. Казалось бы, зачем нужен 'Gauchaultii', если есть 'Spaethii'? Но, когда мы видим целиком куст 'Spaethii' и куст 'Gauchaultii', мы видим разную картину. Первый будет более зелено-желтый, более плотный, с мелкой листвой, второй будет грубее и восприниматься будут иначе. При посадке рядом они позволяют построить композицию на нюансе.

На следующей фотографии другой вариант стилистического решения, когда мы, используя тот же набор растений, получаем совершенно другой вариант композиции.

Эту композицию интересно посмотреть в динамике. Сад вокруг дома закладывался как сад спирей- и их, естественно, здесь достаточно много. Здесь растут крупные спирея Билларда 'Triumphans' с ее мощными метелками, здесь масса сортов спиреи японской – все это вокруг всего дома, здесь просто маленький фрагмент показан. Но зимой спиреи, по моему мнению – не лучшее зрелище. И пришлось добавить можжевельник китайский 'Hetzii'. Мне вообще нравятся сорта можжевельника китайского, можжевельника среднего, вообще гибриды можжевельника китайского, которые показали себя очень благодарными, быстрорастущими растениями, на которые безбоязненно можно давать гарантию.

Вы видите, как он выглядел, когда был посажен. Сейчас я покажу фотографию, сделанную через относительно небольшой промежуток времени и он выглядит совсем иначе.

Прошло семь лет. Высота фонаря – 2,5 метра. Т.е можжевельник 'Hetzii' вырос за это время до 2,5 метров, достаточно сильно, хотя и "подформовывался" в течение этого периода времени – рост можжевельника направлялся вверх. Если бы с ним ничего не делали, он был бы более низким. И в результате сад спирей перестал быть садом спирей.

Если сначала это был сад спирей, которые разбавляли потом можжевельники, то теперь это сад можжевельников, которым немного разбавляют спиреи.

Многие говорят – какой смысл покупать такие сорта спиреи японской, как 'Golden Princess', 'Fire Light', 'Golden Light', чем они отличаются друг от друга. Действительно, летом в садовом центре мы видим, что это абсолютно одинаковые по размеру и цвету листвы растения, но, когда мы видим их весной или осенью, то мы видим разницу – и это еще раз говорит о возможности использования этих растений в создании блуждающих акцентов. И, сажая рядом 'Golden Princess' и 'Fire Light', имеем летом куртину одного цвета. А ближе к осени в куртине начинает выделяться яркое пятно спиреи 'Fire Light', которая приобретает рубиново-маджентовый цвет и становится ярким, привлекающим внимание растением.

Весной мы тоже наблюдаем достаточно существенные изменения окраски – 'Goldflame' – тоже известный, довольно старый сорт спиреи японской – когда листья только распускается, они красные, потом становятся оранжевыми и потом – желтыми. На фотографии видно, что 'Fire Light' уже начинает окрашиваться, а 'Golden Princess' имеет по-прежнему желтую окраску.

Кстати говоря, спиреи японские, а также Бумальда, березолистные и иные, имеющие подушковидную форму, мы стрижем обычно не так, как это рекомендуется делать в руководствах. Обычно это происходит не два раза в год, как рекомендуется – весной и после цветения, а один раз в год, после цветения – причем очень жесткой обрезкой.

Однако пеньки, остающиеся после обрезки значительной части побега, практически сразу обрастают молодыми побегами и небольшое количество цветов появляется и по второму разу и по весне она не режется. Такая обрезка приводит к тому, что спирея 'Little Princess', которая везде называется карликовой формой, сейчас имеет ширину 160 см при высоте 40 см. При этом это очень плотное растение, полностью усыпанное цветами, которое с парапета стала сползать и просто лежит на дорожке. То же самое в результате такой обрезки произошло и с 'Golden Princess'.

То же самое касается лапчаток. Лапчатка достаточно неаккуратное растение по своей сути – т.е. имеет слегка неряшливый вид. И, хотя лапчатка и рекомендуется для создания бордюров, я думаю, что это растение не для бордюров. Замечательные бордюры получаются из спиреи японской и других спирей.

Лапчатки, на мой взгляд, это растения куртинные, это растения, которые позволяют "подбить" композицию, т.е. растения-статисты – это если говорить про сортовые лапчатки.

Если говорить про видовую лапчатку - курильский чай, она же пятилисточник (сейчас за основное принято название пятилисточник – Pentaphylloides) - пятилисточник маньчжурский, пятилисточник кустарниковый – это достаточно крупные растения, до 1,5 м высотой, широкие, раскидистые, с массой цветов.

Разнообразие сортов, которые мы сейчас видим, имеющие цветы красные, желтые, белые, оранжевые, коричневые, двухцветные и прочее и прочее – они все ниже и у них как раз со временем происходит эта вот неряшливость – вытягивание побегов и разваливание куста. В итоге получается "бублик" с оголенной серединой, по периметру которого немного зелени. Когда происходит регулярная стрижка "под ежик", этого не случается.

Когда речь идет об лапчаточных бордюрах, по моему мнению, можно их использовать в каких-то не парадных частях сада. Но, если бы это была не линия, а какая-то куртинная подбивка, служащая переводу композиции в плоскость газона, это было бы более интересно.

Из спирей получается эффектный, аккуратный бордюр, совершенно иначе выглядящий.

Вот она, та самая 'Alpina', которая заменила сейчас 'Little Princess', мне она кажется более даже интересной. Она регулярно стрижется тем самым образом, о котором я говорил. И в данной композиции она выполняет достаточно регулярную роль. Спирея настолько пластичное растение, что ее можем использовать в стиле country – одиночный куст рядом с плетнем вполне будет на месте – и, в то же время, здесь, где включены такие достаточно, я бы сказал, аристократические растения – ну, за исключением очитка. Ирисы сибирские, розы, клематис, даже перовския 'Blue Spire' - кстати сказать, показала себя не так плохо, как мы рассчитывали. Перовския до сих пор жива, однако она удается только на песчаных участках, где нет застоя воды – например, на возвышенностях. Она не вымерзает, она достаточно морозостойка. Она в наших условиях вымокает. Как и лаванда.
Здесь эта спирея играет роль бордюра, лапчатка бы оказалась не совсем на месте.

Вот вариант бордюра из лапчатки (слева) – достаточно естественного вида. Если спирею мы стрижем раз в год после цветения, то лапчатку можно стричь раз в три года, чтобы совсем ее не вырезать. Без стрижки происходит разваливание куста.

На фотографии справа бордюр из барбариса Тунберга. Считаю, что это практически замена самшита. На фотографии немного неудавшийся цвет. Вариант работает за счет фактуры. Почему с лапчаткой этого не получается, хотя у нее тоже листья мелкие? При мелкости листьев у лапчатки есть рыхлость кроны, которая не позволяет получить того эффекта, который получается при стрижке барбариса Тунберга. На фотографии видовой барбарис Тунберга.

На этой фотографии тот случай, когда дом соседа нельзя закрыть. Дом соседа обыгрывается. Когда я показываю эту фотографию, меня спрашивают: "Вы этот желтый дом озеленяли?" На самом деле озеленялся дом, который находится за кадром, его не видно, а вот дом соседа просто попал в кадр и не мог быть не обыгран.

Здесь тоже есть барбарисы, но здесь совершенно другой подход к формированию сада. Здесь мы смотрим с нижней точки, и когда здесь (и дальше они тоже есть) появляются лапчатки, они вполне на месте со своими рыхлыми кронами, поскольку здесь вся структура такая, здесь все "вылезает".

Кстати говоря, для большинства растений здесь используется метод порослевой культуры. Здесь много растений, которые не очень хорошо зимуют, но в порослевой культуре они прекрасно отрастают. Вплоть до лжеакации 'Tortuosa' с извилистыми ветвями, скрученными листьями, которая за год на 1,5 метра отрастает.

Вообще, я считаю, что растения, которые ведут себя подобным непредсказуемым образом, не могут быть в композициях на роли тех самых "начальников" - поскольку непонятно, что с ними может произойти. В случае гибели или потери вида таким растением композиция "развалится".

Поэтому взята беспроблемная рябина обыкновенная форма Fastigiata, с которой никогда ничего не случится, а уже под ней расположены более проблемные растения – бузина разрезнолистная, успешно выращиваемая в порослевой культуре, всевозможные гортензии и так далее, и так далее – подчиненные элементы. Даже если с каким-то из них что-то случится, то другое выйдет на первый план и будет привлекать внимание.

Когда мы рисуем картинку сада, то сразу должны выбрать акцентами устойчивые беспроблемные растения. На практике ситуация часто иная – человек видит красивое растение, недостаточно устойчивое в данных природных условиях, и тем не менее пытается посадить его в качестве акцента.

Не надо, делая японский сад, в качестве акцента использовать японский клен – нужно использовать альтернативные замены. Что не исключает возможности использования клена японского в японском саду – но на второстепенных ролях. Поскольку мы никогда не получим от него того эффекта, который получают японцы или европейцы. Мы получим от него другой эффект – радость от факта обладания таким растением. Глобальной же садообразующей функции он нести не будет. Скорее правильнее будет посадить бузину разрезнолистную, которая после дополнительной формовки будет издалека создавать такой же облик. А вблизи, перед чайным домиком, посадим какой-нибудь клен ложнозибольдов, который может отличаться по соотношениям, но по своей листве очень близок к клену веерному. Хотя и отличается по цвету осенней листвы, что для нас несущественно в данном случае.

И когда такой куст лапчатки появляется вот так, как на фотографии справа – он на своем месте. Когда создается более парадная композиция – лапчатка оказывается не на своем месте.

На этой фотографии очередная постройка соседа, дом, который была попытка обыграть. Согласитесь, что можно было бы посадить там ряд туй и закрыть дом от обзора. Но было бы странно – зеленая стена, и над ней – крыша.

Здесь посажен с левой стороны багряник японский, посажена группа растений с правой стороны и в середине должен быть такой "провал", где расположен сам дом.

Снова использованы те же самые дерены, лапчатки и барбарисы. И в конце дорожки мы видим не просто одну крышу, которую трудно закрыть – да и не нужно этого делать – а дом, который участвует в нашей композиции. На этой конкретной территории проблема в загущенности посадок.

На фотографии немного с другой стороны уже показанный сад спирей. В стадии, когда спиреи стали подчиненными элементами. Можжевельники, которым здесь так понравилось, разрослись, стали раскидистыми и вписались в окружающую среду. И здесь меня смущает то, что на их фоне спиреи стали иметь слишком регулярный вид, слишком они "вылизаны". Это начинает мне напоминать такой австрийско-немецкий садик и мне кажется, что подчиненные элементы должны иметь такой более "растормошенный" вид. Как раз сейчас лапчатки здесь смотрелись бы лучше, с их разноцветными цветками.

Кстати, с лапчатками я заметил интересную вещь. Не претендую на какую-то статистику, но у меня сложилось мнение – а мы сажали в разных концах Московской области, много лет подряд – и всегда были неудачи с темы сортами при всем их многообразии, окраска которых приближается к красному. И чем ближе окраска цветков к красному, тем хуже лапчатка себя чувствует. Подозреваю, что это у же не в чистом виде лапчатка кустарниковая, а уже какие-то гибриды. Наверняка, белоцветковые сорта получены с использованием лапчатки маньчжурской. А красноцветковые – с использованием еще чего-то, не устойчивого в наших условиях. Оранжевая менее устойчивая, чем желтая. Розовая менее устойчивая, чем белая. Красная менее устойчивая, чем розовая. Растения с большим количеством красного пигмента – менее устойчивы.

На этой фотографии совершенно иной вариант композиции. Здесь имеет значение учет динамики роста. Это очень важный момент.

Очень распространено мнение, что сад надо проектировать на пять лет. Представьте, например, пятилетние яблони и как они будут выглядеть. Я считаю, что сад надо проектировать на значительно более продолжительный промежуток времени, задавая будущие акценты сразу при закладке. Понятно, что со временем главным растением в этой композиции станет клен серебристый, который сейчас вообще, практически, не заметен. Причем он будет настолько главным, что его даже не будет видно.

Мы знаем, что растение воспринимается целиком только тогда, когда мы отходим от него, как минимум, на две его высоты. Еще лучше на три высоты, чтобы было немного неба над ним. Понятно, что когда клен вырастет, он просто "накроет" площадку перед композицией. И под ним появляются композиции из хвойных теневыносливых растений. Но сейчас они "подбиты" быстрорастущими растениями, которые дают декоративный эффект на сегодняшний момент. Они являются "одеждой скелета" сада. По мере роста они будут уходить – какие-то просто по старости, какие-то будут пересаживаться, что, собственно, не составляет труда в любом возрасте – пересадить спирею, или бузульник, или что-то еще. Все это будет разрастаться, и разрастаться достаточно быстрыми темпами.

Эта же композиция осенью. Опять же, что касается смены акцентов в течение времени. Вроде бы все тоже самое, но немного пожелтели папоротники, изменились бузульники, приобрел красную окраску виноград – и акценты поменялись, и четко читается, кто здесь главный, а кто здесь подчиненный. Но пройдет время, и акценты поменяются, поскольку растения продолжают расти.

На этой фотографии композиция, которая только-только заложена. Здесь работа будет продолжаться. Это – разворотная площадка, в середине которой высажены растения. Здесь мы ориентируемся на закладку акцентов, которые будут акцентами для всего участка. Мы помним, что в композиции должны быть главные и подчиненные элементы. И вот мы делаем одну композицию с главным, другую композицию с главным, третью композицию с главным… А в результате оказывается, что эти главные – абсолютно равноправные партнеры в дизайне сада, и глаз человека все равно не может ни на чем остановиться. Потому что угол наилучшего зрения человеческого глаза – 30 градусов. И в этот угол попадают все, допустим, три акцента. Они равноценны, взгляд не может зафиксироваться на чем-то конкретном и это вносит определенный дискомфорт. Что нужно сделать? Надо, чтобы акценты нескольких композиций, одновременно попадающих в наше поле зрения, тоже соотносились между собой как главные, подчиненные и соподчиненные. Или "главные", "менее главные", "еще менее главные".

Планируется, что здесь главной доминантой будут три сосны обыкновенные 'Fastigiata' (будет еще одна высокая между парой уже высаженных). Они будут до 6-8 метров высотой, дают хорошие приросты. Вообще, эта сосна меня удивила своей скоростью роста.

Сейчас здесь добавлены и дерены, и барбарисы, которые буквально через сезон – два распушатся и дадут хороший визуальный эффект в этой композиции. И круг будет главным, а то, что на периферии (в том числе и клены) – подчиненными и фоном по отношению к главным вертикалям.

Есть растения, у которых первоначально, как я говорю, "уставший облик". И как человек с уставшим обликом не может быть начальником, так и растение с уставшим обликом не может быть главным в композиции. Например, стефанандра – хоть все ей подчини, она не будет акцентом в композиции. А есть растения, которые изначально являются акцентами, такие "бодрячки".

На фотографии фрагмент композиции с эффектом заросшего сада, с переплетением самых разных растений. Вроде как по формам акцентов нет. Но здесь акценты уже идут по цвету – своим темно-красным пятном выделился барбарис.

Часто в отношении барбарисов встречаются достаточно безапелляционные суждения о необходимости кронирования, что бы они были плотнее, гуще. Но выбранная стилистика как раз и влияет на то, стоит это делать или не стоит. Также встречается безапелляционное суждение о метельчатых гортензиях – что обязательна срезка. Опять же надо понимать – что мы хотим в итоге получить.

Хотим ли мы получить многопобеговый куст, плотный, обильноцветущий или мы хотим получить такую вот древовидную форму. Конечно, есть своя прелесть в гортензии метельчатой, которая в виде двух-трехметрового дерева растет, под которую мы ставим стол. И также есть своя прелесть в гортензии, которая регулярно срезается и превращается в шар, на который мы смотрим сверху. Что лучше – не знаю. Каждому нравится что-то свое.

То же верно в отношении барбарисов. Я не уверен, что во всех случаях будет красива четко кронированная форма. На протяжении многих лет наблюдаю за барбарисами, которые высажены на Марсовом поле – они кронируются, и справедливо – вид их совершенно не поменялся с 1991, 1994 гг.

И, в то же время, барбарисы с раскидистым обликом оказываются в таких садах, как на фотографии, на своем месте. Если представить на миг, что такой раскидистый барбарис окажется на Марсовом поле, а жестко кронированный (и оттого более яркий, поскольку молодые побеги имеют более яркий цвет) в этом саду, то, наверное, они окажутся не на своих местах.

То же будет верно и в отношении подчеркнуто садовых форм, с чересчур правильной формой кроны – шаровидных форм туи, в том числе золотистых, которые в последнее время появились – они совершенно не годятся для композиций, имеющих природный облик и нужно очень хорошо подумать, прежде чем их использовать. Например, запущенный английский сад и на входе два контейнера с туями западными 'Danica' или чем-то похожим - годится. Совсем другое дело, когда та же 'Danica' появится в таком вот природном кусочке – вряд ли это приемлемо.

Здесь была попытка "деревни", целью было создание именно такого стиля. Использованы такая вот корявая беседка, забор, который должен зарасти и его будет не видно.

Кстати, вот любопытный момент – каштан, ствол которого белый, был побелен в питомнике. И в эту композицию настолько вписались белые стволы, что теперь трудно представить их серыми. Видимо, придется белить их и дальше.

Здесь тоже использованы и спиреи, и барбарисы. Но вспомните предыдущую фотографию, на которой спирея используется в виде бордюра и выглядит "вылизанной", гладкой, чистой, ухоженной. Здесь, если какое-то растение пойдет на дорожку, цветоносам будет мешать, если будут какие-то засохшие цветоносы торчать, какие-то листья лежать – это то, что нужно! Оно здесь и просится. А в других по стилю садах это будет неприемлемо.

На этой фотографии тоже еще, к сожалению, не заросший сад. Здесь тоже была попытка создать "заросший" кусок. Еще будет разрастаться флокс шиловидный, и он "смажет" прямую линию края дорожки, уже ограничен канареечник лентой – ему некуда дальше разрастаться. Между ними астильба, которая тоже будет разрастаться и камушки, чтобы можно было подойти. И опять-таки использован барбарис.

Вертикальные формы барбарисов, которые сейчас есть – 'Erecta' (зеленый), 'Maria' (желтый), 'Red Rocket' и 'Red Pillar' (красные) – это вертикали от 60 см высотой ('Maria') до 'Erecta', которая до 2,5 м вырастает. Они – несомненные акценты.

Если вы делаете цветник из травянистых многолетников, то в нем барбарисы могут стать хорошим акцентом, и акцентом очень значимым, акцентом и весенним, и летним, и осенним. Кроме, наверное, зимнего – хотя у меня есть фотографии, на которых барбарис и зимой выглядит достаточно интересно. И барбарис выглядит эффектно не только в природных, но и в регулярных композициях. Когда берешь барбарисы, например, 'Erecta' и 'Red Rocket', и используешь их в регулярной посадке, сочетая с шаровидными барбарисами (которые тоже сейчас есть и красные, и желтые, и зеленые) можно вполне создать регулярную композицию. Зеленые старые сорта шаровидных барбарисов – например, 'Kobold', красные – 'Bagatelle', желтые – 'Tiny Gold' – из новых. Но, конечно же, не надо брать эти три цвета одновременно – получим светофор.

На фотографии снова сочетание композиции внутри и бордюра из спирей японских Alpina по периметру. Даже сейчас, когда у нее не срезаны соцветия, спирея выглядит достаточно интересно. После срезания соцветий могут снова появиться дополнительные цветы, которые продлевают декоративность. Потом они уходят, а растение приобретает свой осенний окрас.

Так стригутся не только японские спиреи, но и Бумальда, и березолистные.

В то же время, я уже на этом обжигался и считаю, что вообще не надо подходить с ножницами к спиреям Вангутта, к 'Grefsheime', к Билларда. Если 'Grefsheime' стричь, то надо всегда стричь в одну форму и всегда ей следовать. Потому что, когда начинаешь выстригать отдельные ветви, они сразу начинают "выстреливать" и колоссально портят общий вид куста. Когда эти спиреи не трогаешь, формируется чрезвычайно красивая крона – ажурная, свисающая, с длинными листочками.

Спирея Билларда после обрезки тоже теряет вид и формирует мощную корневую поросль в нескольких метрах от растения, что затрудняет дальнейшую с ним работу. В отношении спиреи Билларда действует интересный эффект – эта спирея имеет длинные, порядка 20 см цветоносы, которые начинают отцветать неодновременно. Если состригать уже отцветшие части цветоносов, можно простимулировать цветение на боковых побегах цветоноса и они превращаются в метелки, почти в шарики. Это процедура позволяет продлить цветение почти до осени и не вызывает бурного роста корневой поросли.

Вот использование сочетания деренов с пузыреплодниками. Мне на порядок нравится больше сочетание пурпурного с белым, чем сочетание пурпурного с лимонным. Здесь была попытка смакетировать природу, хотя никто не претендовал на ее повторение. Вокруг галереи выращены несформованные, раскидистые растения. В данном случае это оправдано. В качестве акцентов используются устойчивые, нетребовательные в уходе растения. Вокруг них уже может быть все, что угодно – растения, которые могут подмерзать или еще что-то может с ними происходить.

Cornus stolonifera _Flaviramea_

На этой фотографии вы можете видеть декоративность коры деренов. Видна четкая разница между отпрысковыми деренами 'Flaviramea' и белыми 'Sibirica'. Это старые сорта – кстати, фотография ГБС - разросшиеся, неухоженные кусты.

Я повторюсь, сейчас появилось большое количество сортов деренов с совершенно разным цветом коры. Например, можно найти апельсиново-красный цвет коры – сорт 'Midwinter Fire', 'Winter Flame' – с корой почти оранжевого цвета. Краснокорая 'Sibirica' вырастает до 2,5 м – не все готовы к такому размеру. Но она эффектна на фоне хорошего снежного покрова.

При незначительном слое снега можно использовать декоративные низкорослые формы. Существуют интересные магонии 'Atropurpurea', которые приобретают зимой пурпурную окраску листьев. Сосны горные 'Winter Gold' . Также можно использовать карликовые краснокорые сорта деренов. Бесснежная погода последнего времени действует на людей угнетающе, все кругом серое. В Европе в сходных условиях широко используются вечнозеленые растения. Для оживления картины можно использовать дерены, которые бывают очень разных размеров. Например, мы можем взять дерен отпрысковый 'Kelsey', который очень низкий, до 50 см, но имеет такую же красную кору, как и дерен белый 'Sibirica'. И у нас будет игра на нюансе, но не на нюансе цвета, а на нюансе размера.

А летом мы будем видеть два сливающихся зеленых пятна, поскольку и тот, и другой имеют зеленые листья. Если мы возьмем дерен белый 'Sibirica variegata', то мы будем иметь белый акцент в течение лета (в тени он тоже будет сохранять свою окраску) и акцент зимний.

Выбирая между дереном 'Elegantissima' и 'Sibirica variegata' надо помнить, что последний дает и осенью интересную окраску листьев, в то время как Elegantissima не окрасится осенью, а будет иметь белое окаймление листьев до тех пор, пока они не облетят. У 'Sibirica variegata' осенью та часть, которая была зеленой - покраснеет, та часть, которая была белой – порозовеет. При осмотре с расстояния (как мы рассматривали на примере барбариса) эти два цвета сольются и мы получим нежно-розовый куст. Если летом разница в окраске практически отсутствует ('Sibirica variegata' чуть ниже), то осенью разница в окраске проявится.

Это, безусловно, мое личное мнение, но мне грустны сады, составленные исключительно из хвойных растений. Особенно, когда эти хвойные чересчур многообразны. Наверное, потому, что в природе я такого аналога не могу встретить. Если бывает смешанный широколиственный лес, то хвойный смешанный лес – это нонсенс.

Но если добавить к хвойным какие-то цветные растения и декоративнокорые – а речь идет не только о деренах, красивую кору имеют многие ивы – можно достичь более живой, интересной, естественной картины, даже если хвойных будет большинство.

Для того чтобы иметь побеги с красивой корой у ивы, ее надо регулярно "сажать на пень". В советские времена были выведены сорта Красный Октябрь – с красно-оранжевой корой, сорта с красной корой и используются просто видовые ивы, которые имеют и желтую, и зеленую, и желто-красную кору.

Временная и пространственная статичность хвойных растений – с одной стороны плюс, а с другой стороны – минус. Когда живешь на этом участке, приростов этих растений (за некоторыми исключениями) практически не замечаешь. Кому-то именно это и нравится, а кого-то это расстраивает. Кто-то хочет видеть изменения в своем саду. Хвойные выглядят "зимой и летом одним цветом" и дают постоянный акцент. Хочется, чтобы этот акцент смещался, чем-то замещался.

Зимой что остается? Плоды на плодовых деревьях и они очень декоративны, но недолговечны. У каких-то растений мы видим плоды вообще только вблизи – например, барбарис Тунберга. Его плоды могут провисеть всю зиму, но станет ли от них это пятно красным? Не станет, конечно же. В этом плане декоративнокорые растения – находка для зимнего оформления сада.

Это, наверное, всем знакомая фотография – японский сад ГБС. Тоже к вопросу о стилистике – где может использоваться спирея. Сами японцы ее используют достаточно часто. Она эффектно выглядит вместе с листопадными рододендронами. Желтый, мягкий, японский, китайский рододендроны представлены в композиции ГБС.

Кстати, сейчас на рынке появились новые сорта листопадных рододендронов американской селекции – это Northern Light -гибриды. Они показали себя очень устойчивыми и еще несколько лет назад их было единицы, а сейчас их все больше и больше. Они выведены на основе Rh. prinofillum в университете Миннесоты для северных штатов США. Многие европейские ботаники стали их размножать, хотя в Москву их еще везут мало – по всей видимости, просто не знают.

Группа имеет колоссальное разнообразие по окраске – я к тому, что очень легко создать композицию, как на фотографии, и понадобится меньший уход. Новые гибриды имеют в своем названии слово light. Первая часть названия – название цвета. 'Mandarin light' и так далее. Они очень разных размеров – от 60-80 см до 1-1,5 м. Эти сорта имеют очень сильные приросты, выживают в зимовке без укрытия, имеют очень эффектную осеннюю окраску. Если азалии японские осенью дают оранжево-желтую окраску, то здесь мы имеем цвет спелой вишни, свекольный, оранжевый.

Вот еще вариант изгороди – двухцветной, как еще их называют – "гобеленовой". Я очень осторожно отношусь к таким изгородям, особенно с сочетанием пурпурного и золотистого цвета.

Здесь использованы барбарисы 'Red Chief' (или, может быть, если судить по высоте – оттавский) и спирея Аргута. Сейчас изгородь еще в процессе формирования, видно лекало.

Когда мы говорим про такие смешанные изгороди, бывает трудно объяснить, что изгородь не может быть самодостаточной. Зеленая изгородь, по сути своей, та же изгородь, просто выполненная из других материалов.

Для повышения декоративности можно привнести какие-то элементы, сделать изгородь нелинейной в плане, добавить какие-то включения и прочее. Однако, мне кажется, что если вы посадили в живую изгородь тую 'Smaragd', потом тую 'Sankist', потом 'Smaragd', потом все это выстригли – все равно эта изгородь не будет самодостаточной, более того, она может выглядеть неестественной и не для каждого сада подойдет. Так же, когда она ярко пурпурная.

На этой фотографии изгородь притенена, и пурпур становится не таким ярким. Кроме того, она не очень высокая. От этого изгородь выигрывает.

Но в литературе встречается информация, например – "клен 'Crimson King' – может использоваться в качестве солитера" – согласен – "в группах" - согласен, "в аллеях" - тут я не знаю, какой нужно иметь психотип, чтобы такая аллея нравилась. Аллея для Дракулы, наверное. Я понимаю – аллея 'Drmmondii' – светлая, воздушная. Другое дело, когда мы берем сорта, меняющие окраску – 'Rheitenbachii' или 'Schwedleri', которые то зеленеют, то краснеют, то опять зеленеют – это интересно. Но когда мы используем постоянно пурпурный вариант, это смотрится тяжело. То же самое верно в отношении изгороди, в том числе из краснолистных барбарисов. Особенно если ее высота – выше линии зрения.

Вообще, мы влияние цвета недооцениваем, а к настоящему моменту защищено множество диссертаций о влиянии цвета на организм человека. В частности, доказано, что повышаются частота пульса и артериальное давление при помещении человека в комнату с красной окраской стен. И гипертоник при созерцании красного цвета в саду будет ощущать ухудшение самочувствия. Также действуют и вертикали – их созерцание увеличивает артериальное давление, они возбуждают. Особенно сильный эффект – от красных вертикалей, хотя таких почти нет, разве что барбарис 'Red Rocket' или дуб черешчатый 'Fastigiata Purpurea', который, хотя и подмерзает, но все-таки растет.

И "обыграть" такую красную вертикаль, найти ей в саду свое место очень сложно. Так что гипертонику лучше рассматривать для успокоения какой-нибудь лежачий голубоватый можжевельник типа 'Nana'.

Вот опять спиреи, которые регулярно стригутся, кронируются. Это снимок ВДНХ. Здесь было посажено по несколько кустов неравносторонним треугольником на расстоянии 60 см друг от друга и сейчас они практически уже имеют (границы еще видны пока) общую крону – получилась гигантская спирея японская с диаметром кроны около 2,5 м.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЛЕКЦИИ И ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ.


 
19.02.2008Надежда Морозова. Черешни и вишни в Подмосковном саду
19.01.2008Константин Коржавин. Путешествие на Юннань. Растения высокогорий.
19.01.2008Светлана Воронина "Сады Серебряного века"
27.12.2007Татьяна Желтовская. Декоративные травы и злаки.
15.12.2007Игорь Успенский. Хосты в вашем саду - традиции, тенденции, новые лица
15.12.2007Ирина Махрова. Розы Франции
17.11.2007Международная конференция по альпийским растениям в Праге (май 2007 г.)
17.11.2007Евгений Тарасов. Сокровища растительного мира Тибета (экспедиция на Тибет 2007 г.)
17.02.2007Александр Марченко. Водный сад в Подмосковье
17.02.2007Павел Ершов. Путешествие в Новую Зеландию
27.01.2007Александр Сапелин. Кустарники в дизайне сада. Часть II
20.01.2007Андрей Седов. Лекция о плодовом саде
23.12.2006Ирина Пыжикова. Ивы в Петербурге.
16.12.2006Ирина Окунева. Лекция о сирени
16.12.2006Татьяна Шиканян. Миксбордер: классика и современность
10.12.2005Константин Александров. Лекция о луковичных
12.11.2005Сергей Шевчук. Лекция о древесных
19.02.2005Виктор Голеня. Лекция по розам. Плюс фото из Чехии
29.01.2005Ирина Макарова. Лекция об ирисах
15.01.2005Земля, удобрения и сага о рододендронах
25.12.2004Принимаем поздравления! (встреча в Питере)
18.12.2004Весна в саду и горы
20.11.2004Лекция по кустарникам для Подмосковья.
Рассказ об экспедиции в Тянь-Шань.
20.03.2004Лекция "Видовые примулы". Мастер-класс по формированию бонсай (садовому и комнатному)
21.02.2004Лекция "Редкие видовые растения для сада"
17.01.2004Лекция "Вода в саду" & бананы-кокосы
25.01.2003Лекция "Лилии"
07.12.2002Лекция "Садовые орхидные"

 
Энциклопедия декоративных садовых растений Каменистый садик
Рейтинг@Mail.ru
Администрирование сайта - E
Дизайн и программирование - ZX
© WEBСАД® 2006 Все права защищены
При использовании материалов
ссылка обязательна