Здравствуйте, новый посетитель!
Сейчас 29.05.2017 14:31:58
Семена почтой

СПРОС

 
Умеете ли вы прививать древесные растения?
Да, и весьма успешно
Опыт был, но неудачный
Планирую научиться
Я против прививки в принципе
А разве древесные прививают?

Мои настройки
Регистрация
Карта WEBСАД в Московской области (388)
Карта WEBСАД в Ленинградской области (93)
Поздравляем с днем рождения
Правила регистрации и участия
FAQ - ЧАВО (часто задаваемые вопросы)
Поиск по сайту

ЛЕКЦИИ

Другие лекции


Александр Сапелин. Кустарники в дизайне сада. Часть II

НАЧАЛО ЛЕКЦИИ ЗДЕСЬ.

На фотографии слева изгородь из спиреи Аргута. Решение спорное – когда на газоне видишь ее свободнорастущие кусты, покрытые белой пеной цветов – у меня, например, рука не поднимается постричь ее в изгородь и лишить себя такой красоты. Но здесь, как видите, это сделано.

Осенний кадр справа, вы видите можжевельник китайский, клены, туи, барбарис. Барбарис осенью не окрасился и дополняет многообразие цвета. Летом вы увидите сплошной зеленый фон и выделяться будет только пурпурное пятно барбариса на переднем плане.

На фотографии слева вы опять видите лапчатку. В этой композиции также присутствуют порослевые культуры. Отсыпка в данном случае используется исключительно для уменьшения необходимого для ухода за садом времени - сорняки на отсыпке, конечно, все равно прорастают, но их количество будет существенно меньше. Отсыпка сделана по нетканому материалу – черному лутрасилу.


Слева вы видите спирею Вангутта. Пару лет назад практически по всей Московской области она сильно вымерзла, несмотря на свою устойчивость. Однако, после вымерзания она отросла, и на фотографии вы видите заново отросшие кусты. Эта спирея в неформованном виде достаточно интересно выглядит в посадках вдоль такой вот дорожки.

А справа очередная фотографии садика, который вы уже видели – другой ракурс. Здесь тоже проходит бордюр из спиреи, во время цветения образующая розовую полосу, не внося, тем не менее, диссонанса в композицию. Здесь использовано, быть может, спорное решение – появляется ирис болотный. Мое мнение, что если представить на минуту эту композицию без ириса – вроде получается скучновато, понадобится каких-то других вертикалей добавить. Высота этих листьев около двух метров.

Еще одна осенняя фотография. Все растения окрасились, а дерен 'Elegantissima' остался белым. Рододендроны практически не видны и внимания на себя не обращают. Но, естественно, когда они цветут, никто не смотрит на дерен.

Когда я говорю о регулярной "посадке на пень", о порослевой культуре, я имею ввиду те дерены, от которых нам требуется яркий цвет коры, в первую очередь. Декоративнолиственные кустарники при посадке на пень тоже будут выглядеть лучше – листья будут крупнее и ярче. Но эту процедуру вовсе не обязательно проводить каждый год, оставляя пеньки в 15-20 см, а просто кронировать куст. В чем преимущество кронирования перед "посадкой на пень"? "Посаженный на пень" куст отрастает свободно, приобретая ту форму, которая определяется его генетическими особенностями. Но кронирование мы можем сделать по любой линии – вертикальной, горизонтальной и добиться более плоской, или более вертикальной формы куста. Каждый последующий срез надо делать, отступая на 1,5 – 2 см от предыдущего.

На фотографии все тот же сад спирей – вид издалека. Видна красная осенняя окраска дугообразных ветвей барбариса 'Green Carpet'. Он, безусловно, очень красив, но очень сложен в уходе, поскольку под ним, внутри его кроны, проводить какие-либо работы практически невозможно. На этой фотографии его плохо видно, как и почти не видно хеномелес – айву японскую. Весной хеномелес будет привлекать к себе внимание яркими цветами.

Цветки хеномелеса расположены внутри куста и смотрят внутрь кроны. Можно повысить декоративность куста срезкой его верхней части – при этом цветки окажутся на виду. После окончания цветения срезанные побеги очень быстро восстанавливаются. На следующий год весной процедуру обрезки можно повторить – и так каждый год. Осенью акцентом композиции станет барбарис.

Здесь, на мой взгляд, есть некоторый "перебор" с виноградом, который разросся и полностью перекрыл оконные проемы. Но владельцам дома нравится осеннее освещение кабинета, окна которого закрыты листьями девичьего винограда. При появлении солнца создается эффект витража и комната освещается теплым красно-розовым цветом, что очень красиво.

Это тот же участок. Но фотографии туя западная 'Rheingold'. Хотя они позиционируются, как карлики, но здесь за восемь лет выросли до 1,5 м. Хотя остальные признаки соответствуют сортовым признакам – ювенильные хвоинки, все прочее.

Вот, опять же, какие-то спиреи не имеют осенней окраски, а 'Grefsheime' приобрела теплый медовый цвет (фото справа).

На фотографии слева виден куст бересклета крылатого с осенней окраской листьев. Использование этого кустарника не является темой сегодняшней лекции, но я его очень люблю и часто использую в создании садовых композиций, он себя показал очень удачным растением.

На заднем плане вы видите древогубец круглолистный, который пущен по березе. Крона у березы расположена очень высоко, поэтому в ближайшие годы древогубец не будет ей страшен, зато сейчас древогубец очень эффектно дополняет "пустые" стволы. У древогубца за сезон отрастают мощные боковые побеги, которые склоняются над скамейкой и создают тенистый уголок. Каждый год эти побеги обрезаются.

На фотографии барбарис 'Red Rocket' зимой, сразу после выпадения снега. Достаточно необычное зрелище – осенняя листва под снегом.

Дополняя вопрос о вертикалях в композиции с использованием барбарисов – сортов этих уже немало. Старые сорта, всем известные, проверенные – 'Red Rocket' и 'Red Pillar'. Но сейчас появляется очень много польских сортов, что меня немного настораживает. Например, в польском каталоге за 2007 год появляется 5-6 новых сортов барбариса Тунберга, о которых никто ничего не знает (в 2006 году их не было). Об этих сортах не знают ни голландцы, ни немцы. Сорта с четко польскими названиями – всякие Моники и прочие – приходят в Москву, а на самом деле эти сорта и сортами-то и не являются. Они имеют совершенно незакрепленные изменения и часто можно столкнуться с тем, что из посаженного красного "шарика" вдруг начинают вылезать прямые зеленые побеги. Если в советском сортоиспытании была одна крайность – новые сорта испытывались по 11-12 лет и за это время начинали, иногда, производится в Европе, то у поляков другая крайность – никем не признанные сорта выпускаются в массовую продажу. Хотя среди новых некоторые сорта все же показали себя как достаточно интересные.

На этой фотографии – летней – мы видим дерен 'Elegantissima'. Здесь дерен на фоне зеленых растений хорошо привлекает к себе внимание – в большей степени, чем в сочетании с более декоративными садовыми растениями. И когда мы используем растения ахроматических тонов (белые, серые, серебристые) – испортить ими композицию трудно.

Мы недооцениваем серебристые растения, а они, тем не менее, имеют в саду очень важную функцию. Например, когда у нас цветник чересчур ярок, когда используются экстравагантные сочетания цветов, нарушающие законы их сочетания, и, тем не менее, не хочется расставаться с этими растениями, ситуация часто легко изменяется введением ахроматических тонов. Когда мы вводим в композицию серебристые многолетники, кустарники и деревья, белоцветущие многолетники, цветовой негатив сглаживается. Это связано с тем, что белый цвет складывается из всех цветов радуги и при привнесении белого цвета в дисбалансную композицию глаз сам "добирает" недостающий для сбалансированного восприятия цвет из белого. В то время, как черный цвет еще больше усугубляет дисбаланс цветов и не сбалансированная по цвету композиция на фоне черного забора будет еще более дисбалансной. На фоне белого забора дисбаланс цветов сгладится.

При рассмотрении классического английского миксбордера мы видим практически все цвета – и синий, и розовый, и красный, и оранжевый – и при этом цветового дискомфорта, который часто бывает в голландских или немецких цветниках, в нем нет. Это происходит за счет широкого использования в английском миксбордере растений с ахроматическим цветом.

На фотографии слева показана только что сделанная композиция. Здесь тоже планируется линия из спирей. Она будет выстригаться под фигуру, ограниченную лентой.

Около дома видны очертания и изгибы этой будущей линии. Линии спирей заданы линиями используемой в оформлении дома ковки. Здесь же будет использоваться кизильник Дамера, который тоже будет стричься, и туя западная, которая будет кронироваться для улучшения формы. Здесь использована спирея японская Little Princess.

На фотографии слева вы видите решение подпорной стенки. В данном случае насыщенно пурпурный цвет оправдан, поскольку он расположен на фоне ахроматического известняка. Бетоны тоже ахроматичны. Природный камень вообще, как правило ахроматичен.

На этой фотографии композиция с широким использованием травянистых многолетников. Это связано с тем, что владелица участка коллекционирует многолетники, имеет большое их количество и просила их использовать в оформлении участка. Мы попытались использовать эти запасы, подбирая многолетники по форме, по цвету и по биологическим особенностям.

Тут в композиции используется розовый барбарис, спирея серая. Сейчас она не цветет и не привлекает к себе внимание. Привлекают внимание лапчатка, какие-то другие растения.

Кстати, вот еще одно достаточно интересное растение, которое я постоянно использую - ива. Некоторое время тому назад в Москву и Петербург было завезено много сортов ивы на штамбе. К сожалению, на штамбе она показала себя не очень хорошо, но, в тоже время, она очень хорошо черенкуется. Мы расчеренковали такую иву, сделали несколько "маточников", которые регулярно черенкуем. Корнесобственная ива цельнолистная 'Хакуро Нишики', которую регулярно "сажают на пень", превращается в шикарные кусты – как вы здесь видите.

Сейчас они не розовые, но весной имеют фламинговый цвет. Сейчас он уже не режется "на пень", а кронируется. Кусты очень выносливые, около 2 м в диаметре и до 80 см высотой. Конечно, в этой композиции тоже планируется акцент. Здесь посажен дуб красный, который со временем подрастет и станет акцентом.

Давайте проанализируем эту, уже показанную ранее, композицию. В ней использован ирис аировидный, болотный, цветущий желтыми цветами. В это время еще не цветут седумы. Барбарис, имеющий пятнистость, дает несомненный акцент. И желтые цветы ирисов на высоких цветоносах дают эффект "порхающих бабочек".

Вообще, барбарисы, имеющие пятнистость, эту пятнистость проявляют в разное время сезона – некоторые в начале, некоторые в середине сезона; у каких-то сортов на молодых побегов, у каких-то – на зрелых. Эта композиция чрезмерно загущена, в ней нет резерва для роста таких разрастающихся растений, как ирис и монарда.

На фотографии слева показана "подбивка" имеющихся елей и сосен деренами. Вообще, способность деренов сохранять в тени белый цвет – очень ценное качество.

А справа мы видим еще один вариант использования растений разной формы и разного цвета.

На этой фотографии (слева) участок, на котором декоративный сад совмещен с овощными теплицами и аккуратным огородом. Чтобы не было четкого деления на эти зоны, около теплиц высажены туи западные 'Columna', которые использованы и в оформлении декоративной части. Появились вертикали, которые не могут повредить огороду, но сглаживают контраст между зонами. Для усиления этого эффекта планируется пустить по фасаду дома вьющиеся растения, которые должны не полностью заплести его, а тоже дать вертикальные акценты.

На фотографии видна некоторая несоразмерность композиции – можжевельники Blue Arrow еще слишком малы. Но, в перспективе, как предполагается, именно они станут акцентом композиции, тем более, что растут они достаточно быстро. В данном случае посажены можжевельники одного роста, но, в связи с тем, что они высажены на рельефе, более дальний будет доминантой в отношении переднего.

Это тот же участок с монардой, но обзор из другой точки. В центре круга планируется композиция с соснами. Круг сделан для того, чтобы машина могла разворачиваться. Для чего композиция приподнята? Для того, чтобы сделать структурную изоляцию дальней части, но при этом совсем не закрывать ее – чтобы она слегка виднелась, но, в тоже время, не была, как на ладони.

Еще мне нравится делать приподнятую часть в ситуации когда, например, соединяются три дорожки, и между ними образуется треугольный участок, в котором нужно что-то посадить. Чтобы этот участок не затаптывался, можно приподнять его на три плитняка. В результате композиция в площадке не повреждается и становится более выразительной.

На этом участке тоже была попытка использовать весь имевшийся посадочный материал многолетников и уже имеется загущенность посадок.

В целом композиция получилась удачной, хотя и требует маскировки дымовых труб за пределами участка – для этого за пределами участка по берегу ручья высажена рядная посадка тополей, которые, со временем, вырастут и закроют трубы.

На этой композиции, другой вид которой вы уже видели, хочу обратить внимание на фонари. Когда делается такой вот деревенский сад, часто его стиль диктует стиль отдельных элементов. Вместо бордюра хочется положить корягу. Кованый фонарь здесь смотреться не будет, он все испортит. Поэтому в столярной мастерской были заказаны такие фонари, а, из-за того, что при заказе не говорилось, для чего это делается, удалось выполнить заказ достаточно дешево.

Еще один кусочек разворотного круга. Не хочется добавлять в эту композицию никакого пурпура. На мой взгляд, и желтое пятно в середине лишнее, хочется его убрать, заменить зелено-желтым. Здесь есть спиреи, которые обращают на себя внимание во время цветения, здесь должны со временем подняться клены, они, наверное, изменят акценты.

Вариант тот же самый, но в другое время года. Вот ива 'Hakuro-nishiki', которая совсем отросла и стала зеленой. Уже гелениумы вовсю цветут. В этом месте беседка не планировалась. Но, после изготовления, беседка в запланированное место не влезла. И теперь мы хотим сделать сзади за беседкой теневой, влажный сад. Расстояние от беседки до забора 1,5-2 м. Планируем заполнить это пространство роджерсиями, волжанками и разместить их так, чтобы они были достаточно высоко расположены и хорошо просматривались из беседки.

На этой фотографии тоже приподнятые над общим уровнем композиции. Все, в общем, понятно. Но тенденция "наползания" одних растений на другие вызывает необходимость их коррекции.

Справа уже другой участок. На нем пытались сделать композицию в стиле "кичевого кантри". Дальше на участке расположен и огород. Заказчики хотели именно эту стилистику, она им нравится. Поэтому появляются такие элементы, как, например, горбатый мостик.

Барбарис 'Green Carpet' на переднем плане окрасился в очень интенсивные осенние цвета. Водоем сделан такой формы, чтобы казаться больше (на самом деле его площадь около тридцати с небольшим метров). Визуально он кажется раза в три больше. Материал гидроизоляции бассейна – бутилкаучук. Другие материалы для гидроизоляции бассейнов, в том числе ПВХ, мы сейчас не используем. Еще одна фотография этого водоема. Вода только что залита и сразу проявились все соли.

На фотографии слева - небольшой кусочек композиции. Камни, конечно же, лежат не на месте. Создается ощущение, что их только что положили. Хотелось бы, чтобы они были немного вросшие в землю, чтобы рядом рос какой-нибудь кустарник, создающий впечатление случайно залетевшего сюда и проросшего семечка. Все это, конечно, будет переделываться.

На фотографии справа попытка городского озеленения кустарниками. Технически это возможно, но на деле оказывается никому не нужным. Только на Кутузовском проспекте высаживается 3 га летников, их меняют три раза за сезон в то время как во всей Варшаве – 4 га цветников.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

Используете ли Вы в своих композициях следующие растения: сумах, буддлея, кермек татарский? Если да, пару слов об их использовании в ландшафте, если можно.

Все эти растения из группы риска. Речь идет об отмирающих и восстанавливающих свой вид растениях. Поскольку я делаю сады на заказ и даю гарантию, я такие растения стараюсь не использовать.

Тем не менее, из перечисленного – сумахи не использую, а буддлеи очень часто. И в цветниках используются два вида – буддлея Давида и буддлея очереднолистная и их сорта. Считаю их одними из лучших, но, тем не менее, не надо забывать, что это порослевая культура. Т.е. необходима "посадка на пень" - либо поздней осенью, либо ранней весной.

В Европе это делают зимой. У нас это осложняется снегом. Растения за сезон отрастают на 1-1,5 метра, прекрасно на этих побегах цветут, остаются прекрасными медоносами.

Я столкнулся с тем, что в санатории "Дагомыс" в Сочи есть большая, интересная коллекция растений. Буддлеи Давида там росли высотой 4-5 м. Но они имели мелкие, тонкие листья и мелкие, высоко расположенные соцветия. После "посадки на пень" (до 15 см) буддлея за сезон отросла на 2 м, и имела огромные соцветия и крупные листья.

Мы говорили о разнице высот в разделении акцентов и неакцентов. И буддлея, в зависимости от обрезки, может служить хорошим акцентом.

Буддлея отмерзнет по уровню снега, и мы ее можем обрезать сантиметров до 40. Но в итоге мы получим очень некрасивый куст – культи и сверху торчащие побеги.

Однако, мы можем это использовать. Когда у нас есть какой-то цветник, мы можем сделать акценты при помощи буддлеи. Надо сказать, что будлея имеет такие окраски, которые не имеют другие древесные - в средней полосе очень мало синего, кобальтового цвета – цианотусов нет, с гортензией Macrophylla проблемы. У буддлеи синий, фиолетовый цвет есть.

В композиции переднюю буддлею мы "сажаем на пень", оставляя сантиметров 15. Когда она отрастает – на метр, перед ней только какие-то невысокие растения. Более дальнюю мы обрезаем, оставляя больший участок ствола. Она отрастает на тот же метр, но к нему прибавлается высота пенька, и перед ней могут размещаться какие-то многолетники.

Потом мы можем какими-то злаками добавить ритм и получаем композицию.

С сумахами проблема возникает всвязи с их обширной корневой порослью. Она немногочисленная, но распространяется на очень большое расстояние от материнского растения. Хотя в Подмосковье достаточно много мест, где сумахи чувствуют себя хорошо и превращаются в древовидные экземпляры. И даже цветут в отдельные годы. Я говорю о сумахе пушистом. Сумах голый более уязвим, его использовать не стоит.

Как составить композицию из кустарников вблизи крупных деревьев? Каковы тонкости?

Этот вопрос – на отдельную лекцию. Постараюсь коротко осветить эту проблему.

Понятно, если у нас на участке есть крупное дерево, мы не можем его игнорировать при создании композиции, мы должны отталкиваться от того, что есть. Очень велика разница, видим ли мы дерево целиком, или мы его видим, как фон.

Допустим, мы имеем некий угол участка. В ближнем углу картинки дом, из которого мы этот угол наблюдаем. Но участку недалеко от угла проходит дорожка. В самом углу растет красивое, давно посаженное, дерево.

Когда мы смотрим от дома, мы видим дерево целиком. А видим мы его целиком тогда, когда находимся от него на расстоянии не меньшем, чем две его высоты. Сажая кустарники около дерева, мы исходим из пропорций, наблюдаемых при просмотре от дома – поле зрения А. Мы обязаны учитывать подчиненные элементы, если этого не сделать, дерево будет само по себе. Т.е. мы создаем композицию по тем правилам, о которых говорили – дерево "начальник" (!!! на плане), кустарники "подчиненный" (!! на плане) и кустарники "фон, статисты" ( … на плане). Все это справедливо, если мы смотрим от дома. Когда высота дерева 7-8 м, а расстояние до точки А – 15 м.

Но если мы будем осматривать композицию с дорожки около дерева и кустарников, поле зрения будет значительно меньше – В (выделено красным цветом).

И мы общую картинку увидим совершенно по-иному. Мы не увидим дерево целиком. Мы увидим только зеленую стену листвы в качестве фона. Или мы увидим только ствол. И в этом случае мы должны строить композицию самостоятельную под этим деревом. Главная сложность в том, что композиция, созданная для осмотра под деревом, не должна противоречить той композиции, которая просматривается с балкона. И это очень сложная задача – чтобы одна композиция отвечала нескольким видовым точкам. И в каждой точке должен быть виден "начальник", "подчиненный" и "статист". "Начальник" малой композиции будет "подчиненным" для "начальника" большой композиции. Очень часто у нас бывает все наоборот – что мы строим композицию только для точки В. И когда смотрим на созданную композицию из точки А, видим то, что можно охарактеризовать, как "мышиную возню у ног слона". Реже бывает, что мы строим композицию только для точки А, но при близком просмотре эта композиция "рассыпается".

Проблемы того, что кустарники под кроной старого дерева, в зоне действия его корневой системы будут расти плохо, на мой взгляд, не существует. Это вопрос решается правильным подбором ассортимента.

Когда мы говорим о старом дереве, с разросшейся кроной, у его подножия формируются вполне определенные условия. Если это ель, то ограничивающими факторами являются темнота и сухость, если сосна – повышенная кислотность и сухость, о тени уже речи нет. В каждом конкретном биоценозе – свои лимитирующие факторы. И к каждому конкретному биоценозу надо подбирать свои конкретные растения. Например, подбирая биоценоз для березы, мы выбираем те растения, которые будут с ней расти – пузыреплодники, снежноягодники, можжевельник обыкновенный, некоторые спиреи, древогубец. Для яблони, березы, ели и других эти наборы будут разными.

Есть, безусловно, растения-алеллопаты – растения, не терпящие соседства. Среди широко используемых растений таких достаточно много. Это скумпия, это орех серый, орех маньчжурский, много их среди многолетников – например, подсолнечники, хризантемы.

Но у нас нет острой необходимости высаживать растения непосредственно в корневую зону большого дерева. У нас может быть создана самостоятельная композиция в стороне от кроны дерева, которая при просмотре от дома сольется в одну общую композицию с деревом на заднем плане.

Т.е. мы можем гулять по дорожке между композициями, но при просмотре с расстояния они будут едины. И мы должны помнить, что когда мы находимся на дорожке, наше внимание должны привлекать какие-то яркие акценты по обеим сторонам дорожки, возможно - многолетники, возможно – кустарники.

Следует помнить, что есть растения, которые интересны при осмотре с близкого расстояния и есть растения, которые интересны при осмотре с дальнего расстояния. Т.е. для просмотра издалека мы высаживаем растения с красивой формой кроны, необычной фактурой, интересным цветом листвы. Вблизи мы привлекаем внимание деталями – колючками, выростами, усиками, присосками, необычными плодами, всем тем, чего не видно с расстояния. Чтобы человек шел по дорожке долго, останавливался. Это несоизмеримо увеличивает субъективную площадь сада, чем она есть на самом деле.

Конечно, обычно мы смотрим, как сочетаются и пересекаются кроны, а как взаимодействуют корневые системы, мы часто не учитываем вовсе.

В ближайшее время должна выйти моя статья в журнале "Садовник" по взаимному влиянию корневых систем - какие условия влияют на их развитие и, как следствие, на развитие всего растения в целом.

Например, если я использую в композиции рябинник рябинолистный, я должен четко понимать, что я должен ограничить его корни от разрастания, как минимум на 40 см глубины. При этом можно сделать ограничение не ввиде круга, а в виде какой-то интересной формы, что позволит подчеркнуть достоинства моей конкретной композиции.

Сезонная декоративность – отдельный вопрос. Обычно, я делаю такую маленькую табличку. Графы по вертикали обозначают времена года, по горизонтали – различные растения, используемые в композиции. Реально, надо ориентироваться на свои оценки декоративности, а не на данные литературы, поскольку они могут различаться. И по своим впечатлениям ставите галочки – "декоративен".

Если вы не живете зимой на участке, то зиму можно не учитывать, хотя именно она и является самым сложным временем. Я считаю, что кроме хвойных надо использовать и декоративнокорые растения. И, благодаря данной табличке, вы можете понять, когда какие растения в композиции будут "работать".

Отдельный момент связан с динамикой роста и с долговечностью растений. И их взаимодействие. Это еще одна большая тема.

Допустим, мы берем такое красивое растение, как пихту сибирскую и сажаем рядом, например, плакучую иву.

Вроде как все выглядит хорошо – темная пихта на заднем плане и перед ней светлые побеги ивы. Композиция, построенная на контрасте, в том числе и зимой – темная хвоя пихты и желтые побеги ивы. Но в реальности может случится так, что мы такой картинки вовсе не увидим. Почему? Потому что в композиции используются медленно растущее и долговечное растение и быстро растущее недолговечное растение. И у них может не совпасть пик декоративности никогда.

Пик декоративности растения – как у человека. До какого-то возраста смотреть не на что и после какого-то возраста тоже. И только в центральной зоне этой кривой мы можем ожидать, что растение проявит свои декоративные качества.

Кстати говоря, когда мы говорим о пике декоративности, многие люди представляют себе точку. Это не так. Пик декоративности - это промежуток времени, продолжительность которого зависит от многих факторов. От условий выращивания, от климатических условий и вида растений, других. Этот отрезок может быть маленьким, может быть большим. Он может раньше начинаться на хорошем агрофоне, может позже, может вообще не начаться. У каждого растения в композиции свой пик декоративности, и композиция будет выглядеть единым целым только тогда, когда эти пики совпадут по времени. Не факт, что это произойдет вообще. Этот вопрос – временной совместимости – надо учитывать, хотя бы, на примитивном уровне.

"Скелетные" растения композиции мы сразу сажаем на постоянное место. Но совсем не обязательно сразу в данном примере сажать сюда иву. Пока пихта растет, мы можем построить композицию из кустарников (тех же спирей, лапчаток и деренов) и многолетников. Когда же пихта вырастет, можно будет без проблем посадить к ней иву.

Еще много разных моментов существует в составлении композиций растений. Мое мнение, что основу композиции должны составлять не растения, под которые мы переделываем сад, а которые подобраны для условий вашего сада.

Чем можно помочь "ослепшему" на ярком полуденном солнце цветнику?

Законы колористики очень важны и их изначально требуется учитывать. Все краски по разному воспринимаются в разных условиях освещения. Например, белый цветник, ярко освещенный солнцем, в условиях средней полосы выглядит очень плохо. Для англичан это нормально, поскольку условия освещения будут совсем другими. У нас он будет хорошо будет смотреться либо в пасмурную погоду, либо в сумерки, либо ночью. Хорошо он будет смотреться и в тени.

В то же время, другие цвета – красный, оранжевый, желтый - будут наиболее эффектно восприниматься именно будучи освещенными ярким светом. Голубые и розовые цвета на ярком солнце эффектно выглядеть не будут, будут блеклыми. Сумерки "погасят" красный, оранжевый и желтый цвета. Это надо учитывать, и если вы проводите основное время на площадке отдыха или в беседке вечером, в сумерках, следует избегать таких тонов. А розовые и голубые тона, белоцветковые или белолистные растения будут выглядеть хорошо.

Помочь уже "ослепшему" на солнце цветнику нельзя. Надо или менять ассортимент, или притенять цветник.

Какой простор надо обеспечить Salix Fragilis, знаете ли Вы ее сорта, есть ли кустарники?

Сортов у нее нет, есть формы. Самые распространенные – это шаровидные формы, разной степени шаровидности. Что касается простора, то это довольно крупное дерево, которое, к тому же, образует довольно сильный веткопад (само название – fragilis – ломкая). Если их не убирать, то под ней образуется довольно мощный слой веток и расти под ней, естественно, ничего не будет. Но при всем при этом растение прекрасно восстанавливается, и, если оно переросло необходимые параметры, совершенно свободно можно резать его "на пень". За очень короткое время оно снова сформирует шаровидную крону.

Ива достаточно крупное растение (на рисунке силуэт человека – черточка слева от ствола). Но при обрезке (линия) легко восстанавливает форму. Можно резать ее регулярно. Делать это можно начинать с того момента, когда растение сформировало корневую систему. По времени это происходит по-разному. Если это было растение контейнерное, с хорошо развитой корневой системой, то его можно стричь уже на второй год. Но обычно этого не делают, поскольку в этом возрасте она еще не досаждает своими размерами. Следует помнить, что черенки ивы очень легко укореняются.

Что Вы можете сказать о бамбуках в открытом грунте?

Бамбуки не мерзнут у нас, они имеют очень хороший запас морозостойкости. Главная проблема бамбуков в средней полосе России – резкие колебания температуры в области корней. Если этого удастся избежать они, возможно, будут нормально себя чувствовать.

Низкие бамбуки растут беспроблемно. Sinarundinaria блестящая, один из самых крупных бамбуков - очень устойчивые. Но когда идут такие вот странные зимы, он с каждым годом становится все ниже и ниже. С четырех до менее двух метров. Корневая система не успевает нарастать с достаточной скоростью, чтобы обеспечивать необходимый рост стеблей. Мульчирование не помогает. Бамбуки любят кислые почвы. Sasa без проблем растет.

Александр, как все же лучше обрезать дерен белый – каждый год на пень или раз в 2-3 года?

В зависимости от того, какой это сорт. Если это декоративнокорый сорт, то имеет смысл резать "на пень" и часто. Если декоративнолиственный, то совсем не обязательно.

Для меня было открытием, когда в книге 1932 года я увидел классификацию: "травянистые многолетники, древесные растения, древесные многолетники". Речь шла о порослевой культуре, о том, что в то время в Москве таким методом выращивался эвкалипт круглолистный. Оказывается, корневая система этого растения не вымерзает и хорошо восстанавливается порослью. Клен ясенелистный хорошо восстанавливается порослью, образуя зеленые шары. Англичане уже 100 лет занимаются обрезкой декоративных кленов. У нас подмерзает бузина черная, вариегатные и пурпурнолистные сорта, розовоцветковые – при "посадке на пень" эти кустарники восстанавливаются. Что удивительно, их "сажают на пень" даже в тех странах, где они не подмерзают. То же самое касается буддлеи – англичане ее нещадно режут "на пень", хотя она у них вырастает деревом.

Это хорошо для декоративнолиственных тем, что листья становятся крупнее, для декоративнокорых – что кора становится ярче, у декоративноцветущих – цветов становится больше. Незимующие становятся зимующими. Можно регулировать размер крупных растений.

Тополь серебристый имеет красивый белый цвет, аналогов ему найти трудно. Но он очень большой, не каждый готов выращивать его в своем саду. А ведь есть его интересные сорта, например – 'Richardii' – лимонно-желтого цвета верхняя сторона листа, чисто белая нижняя сторона листа. "Сажая на пень" это дерево получаем куст.

Скумпия кожевенная, кустарник высотой 4-5 м, достаточно беспроблемная. Но ее сорта подмерзают – 'Golden Spirit' ('Ancot'), 'Royal Purple', 'Black Beauty'. В порослевой культуре они достигают 1,5 м, успевают цвести и плодоносить, дают великолепный акцент в цветнике.

Есть ли у Вас предпочтения при покупке растений западных фирм?

Надо учитывать, что есть понятие климатипа – внутри одного вида растения с разным уровнем устойчивости из-за разных климатических условий выращивания. И понятно, что посадочный материал из Италии приходит совсем не такой, как из Германии. Проблема в том, что немцы в последнее время часто присылают итальянский посадочный материал – так он им обходится дешевле. Или присылают посадочный материал из Голландии. Если в Германии законодательно запрещено использование стимуляторов роста, то в Голландии это разрешено, как и многое другое.

В Голландии существуют две категории посадочного материала. Это посадочный материал "одноразовый", который продается в крупных супермаркетах и который очень дешевый и материал из садовых центров, где продаются садообразующие растения, растения совершенно другого класса. Что такое простимулированные растения? Под микроскопом видно, что у таких растений раздутые клетки. У этих растений совершенно другой процент укоренения – они укореняются на порядок лучше обычных. По сути своей, это совершенно другие растения, наркоманы. И когда они попадают в условия русской зимы, у них начинаются самые натуральные "ломки". Кто-то их переживает, кто-то не переживает.

Раньше голландский посадочный материал этим страдал, а немецкий – не страдал. Сейчас многие немецкие фирмы 2-3 года свой материал выращивают в Нидерландах, объясняя это тем, что там дешевле рабочая сила, меньше арендная плата за землю. На деле, думаю, не все так просто и речь идет, в том числе, и о дополнительной стимуляции этих растений, что невозможно в Германии.

Мне очень приятно, что в нашей стране появляется большое количество питомников. Не все, кто начинает этот бизнес, справляется с трудностями. Но те питомники, которые функционируют, радуют своей ценой и ассортиментом.

В иностранных поставках есть очень большой пробел (поставляется не более 25% от возможного), особенно по американским и канадским сортам. А там есть очень интересные для нас вещи. Мы, к примеру, привыкли к пяти сортам пузыреплодников – а там каких только нет – и от 40 см высотой, и с желтой каймой, и с пятнами. Там шикарный ассортимент розы морщинистой, самых разных размеров и цветов.

Этот пробел начинает заполняться отечественными питомниками и я начинаю отдавать предпочтение именно нашему посадочному материалу. Пусть он, зачастую, корявый и неказистый. Через несколько лет наше растение, как правило, выглядит лучше, чем одновременно с ним посаженное такое же, изначально более эффектное, голландское. Что приятно и для заказчика, и для садовода.

Надо отметить, что поляки очень многого достигли за последнее время. Если 5-6 лет назад польские растения не шли ни в какое сравнение с немецкими – поляки не формировали свои растения, привозили какие-то хлысты, то сейчас они достигли очень хороших результатов. И сейчас, часто, на наш рынок идет польский материал, не отличающийся по качеству от немецкого, но очень выгодно отличающийся по цене. Речь не идет абсолютно обо всем ассортименте, но если говорить о деренах, лапчатках, спиреях, барбарисах и прочих подобных растениях, то вполне можно их брать из польских питомников.

Если говорить о каких-то крупных растениях, особенно хвойных, например – туях, то их отечественные питомники пока не предлагают и приходится брать немецкие.

Мои коллеги высаживали финские рододендроны и были очень довольны. В основном пока мы используем немецкие.

Сейчас в нашей стране энтузиастами восстановлены коллекции колесниковских сиреней, веховских чубушников, свердловских ив. И сейчас они активно размножаются. Ведь в Советском Союзе было выведено много сортов, которые сейчас являются генофондом, достоянием отечественной селекции. Они сейчас живут, и их потомство устойчиво, как и они сами. Эти растения, и то, что везут из Европы – как говорят в Одессе, "две большие разницы". Очень страшно, если какие-то сорта не будут размножены и мы их потеряем – только советская наука была способна на такие подвиги.

Этот вопрос достаточно больной. Январский номер журнала "Ландшафтная архитектура и дизайн" будет целиком посвящен проблемам современного питомниководства в России. В этом номере будет много сказано о посадочном материале.

С чем можно посадить холодискус, пузырник, калину Гордовину?

С чем угодно. Но, в отличие от калины Гордовины, два предыдущих растения не могут играть солирующей роли. С калиной Гордовиной проблем не возникает, в то время, как холодискус и пузырник могут расти, а могут не расти. Калина гордовина самодостаточна и вполне может стать солитерным элементом. Но хорошо смотрится и в композициях – и когда подчиняется какому-нибудь вертикальному акценту, например, хвойному, и когда сама является главным элементом по отношению к каким-либо цветникам, которые под ней располагаются. Первые два растения, безусловно, интересные, но я не думаю, что их можно увидеть с расстояния и оценить по достоинству. Мы должны сидеть на скамейке и рассматривать их вблизи. Их ажурность заставит использовать в композиции с ними растения, отличающиеся по своей фактуре, по форме и размерам листовой пластинки. Наверное, более плотные.

Какие новые сорта ивы свердловской селекции можно использовать в дизайне малого сада?

Все сорта ивы свердловской селекции – не новые. К сожалению, большинство из них – крупные растения. Но есть такие, которые могут подойти для решения этой задачи. Довольно интересные сорта – Шаровидный карлик, Плакучий гном (высота 2,5 -3 м). Но они выглядят достаточно искусственно.

Более крупные экземпляры, как Уральская красавица, Идеал более естественны, но крупноваты. Идеал мне очень нравится. Его высота 4-5 м. Уральская красавица более вертикальная. Памяти Миндовского – более раскидитсая. Выбор надо делать, исходя из конкретной композиции.

И, конечно, эти растения дополнительно могут формироваться. Если вы выращиваете их из черенка, то вы сами формируете штамб, подвязываете его к опоре и останавливаете там, где вам нужно. Дальше начинаете формовку канделябровидным способом – обрезаете на внешнюю почку и этим способом увеличиваете крону. Конечно, на двух метрах вы ее не остановите, она будет рваться ввысь. Но на 3-4 метрах вы вполне можете ее остановить. И дальше надо за ней следить, на "самотек" ее уже пускать нельзя.

Не показали каменистые горки. Как Вы к ним относитесь?

Многие ставят знак равно между рокариями и альпинариями, но это разные вещи. Альпинарий – это серьезно. Для альпинария требуются колоссальный энтузиазм, колоссальные знания и колоссальные трудозатраты. И их очень трудно "вписать" в среднерусскую природу - очень часто альпинарии смотрятся чужеродными элементами.

Но я очень люблю рокарии – композиции с камнями. Которые не альпинарии, не подразумевают имитацию альпийской флоры. Рокарии могут быть и на плоскости, и возвышенными. И могут иметь совершенно разное решение – вплоть до Васнецовской "Аленушки" на камне. Но эта композиция не будет иметь такого смыслового давления, как альпинарий. Рокарий создать гораздо проще, будь то в тени, с папоротниками и хостами, будь то на освещенном месте из засухоустойчивых растений лавандового плана. Это просто и красиво, но это – не альпинарий.

Альпинарии, я считаю, уйдут из массового использования и останутся только фанатам. Они просто не могут быть массовым явлением.

Благодарим за предоставленный конспект лекции
Павла Блюменберга

Фотографии Александра Сапелина


 
19.02.2008Надежда Морозова. Черешни и вишни в Подмосковном саду
19.01.2008Константин Коржавин. Путешествие на Юннань. Растения высокогорий.
19.01.2008Светлана Воронина "Сады Серебряного века"
27.12.2007Татьяна Желтовская. Декоративные травы и злаки.
15.12.2007Игорь Успенский. Хосты в вашем саду - традиции, тенденции, новые лица
15.12.2007Ирина Махрова. Розы Франции
17.11.2007Международная конференция по альпийским растениям в Праге (май 2007 г.)
17.11.2007Евгений Тарасов. Сокровища растительного мира Тибета (экспедиция на Тибет 2007 г.)
17.02.2007Александр Марченко. Водный сад в Подмосковье
17.02.2007Павел Ершов. Путешествие в Новую Зеландию
27.01.2007Александр Сапелин. Кустарники в дизайне сада. Часть I
20.01.2007Андрей Седов. Лекция о плодовом саде
23.12.2006Ирина Пыжикова. Ивы в Петербурге.
16.12.2006Ирина Окунева. Лекция о сирени
16.12.2006Татьяна Шиканян. Миксбордер: классика и современность
10.12.2005Константин Александров. Лекция о луковичных
12.11.2005Сергей Шевчук. Лекция о древесных
19.02.2005Виктор Голеня. Лекция по розам. Плюс фото из Чехии
29.01.2005Ирина Макарова. Лекция об ирисах
15.01.2005Земля, удобрения и сага о рододендронах
25.12.2004Принимаем поздравления! (встреча в Питере)
18.12.2004Весна в саду и горы
20.11.2004Лекция по кустарникам для Подмосковья.
Рассказ об экспедиции в Тянь-Шань.
20.03.2004Лекция "Видовые примулы". Мастер-класс по формированию бонсай (садовому и комнатному)
21.02.2004Лекция "Редкие видовые растения для сада"
17.01.2004Лекция "Вода в саду" & бананы-кокосы
25.01.2003Лекция "Лилии"
07.12.2002Лекция "Садовые орхидные"

 
Энциклопедия декоративных садовых растений Каменистый садик
Рейтинг@Mail.ru
Администрирование сайта - E
Дизайн и программирование - ZX
© WEBСАД® 2006 Все права защищены
При использовании материалов
ссылка обязательна