В августе я сфотографировала несколько дачных участков в нашем садоводстве. Площадь у них небольшая, шесть-восемь соток, рядом соседи. Все сады посажены с любовью , все интересные, но ещё интересней оказалось то, что они в разной степени фотогеничны.
В первом саду есть все элементы: горка, прудик, лавочка под виноградной аркой, даже сухой ручей и мостик через него, но… беда этого сада в его окружении {179011}, {179012},{179013},{179014},{179015} . Когда ходишь по живому саду и прицельно разглядываешь растения – всё красиво и интересно. А дома я смотрю на фото этого очень любимого мною сада и в глаза бросаются хоз. постройки, облупившиеся стены и крыши.{179016},{179017},{179018}. Пейзаж не снимешь, только «портрет» растения или «натюрморт». У многих такое окружение, правда ?
Ворон, именно такой фильтр я и обнаружила. Находясь у Людмилы в саду, я крыш не замечала, они только на фото лезут в глаза. В моем собственном саду та же картина - приходится всяко изворачиваться, чтобы построить кадр без бочек, тепличек и хлама.
Вот именно: "Площадь у них небольшая, шесть-восемь соток, рядом соседи"... Иногда чужая "пятая точка" попадает в кадр {179043}, приходится рЭзать {179044}.
Рассматривая красивые картинки в журналах и в и-нете, всегда думаю: ну почему у меня такой красоты не получается. Сейчас специально пересмотрела свои фото и заметила много "интересного". Где-то забор с облупившейся краской, где-то соседское белье сушится, а где-то просто ведро или пепельница в кадр попали. Ну ведь можно было убрать ведро или сдвинуться на полметра в сторону. Наверное профессиональные фотографы так и делают.
Проблема фотофона , мешающая снимать красивые уголки в саду Людмилы , близка и понятна многим вебсадовцам, а вот со вторым садом проблема не столь тривиальна.
Второй сад , наоборот, совершенно закрыт от соседей забором , кустарниками и рослыми многолетниками. Это сад комнатного типа, а каждая садовая комната обставлена с такой фантазией и любовью, что в этом саду можно с весны до осени снимать садовые «интерьеры» {179019},{179020}, {179021}, {179023},{179024}, {179025}. Картинки будут каждый раз разными, потому что в этом сказочном саду всегда что-то цветет, даже огромная гортензия широколистная {179026}. Этот сад идеально фотогеничен. Такие сады в садоводствах редкость, прикрыться от соседей - особое искусство{179027},{179028},{179029},{179030},{179031}. Но сама Регина признается, что иногда ощущает что-то вроде клаустрофобии , потому что взгляд везде упирается в зеленые или цветущие стены.
Не очень понимаю, что такое фотогеничность сада. В обоих случаях я вижу неудачные засвеченные фотографии. Если снимки делаются для себя, чтобы что-то потом по ним вспомнить или зимой подумать над изменениями - можно делать и такие. Если же снимки делаются для показа сада, то фотограф просто обязан передать то, что он видит и что ему понравилось.
А по поводу "мешающих" соседских строений, то почему нужно снимать с высоты своего роста, чтобы они попадали в кадр? Пока не выросли деревья и кустарники, фотографировать можно или с высоты, наклонив камеру так, чтобы в кадре оставался только участок, или наоборот, присев и не захватывая некрасивых сараев и крыш. То, что не мешает нам воспринимать сад вживую, может оказаться губительным для фотографии. Поэтому, естественно, снимки должны быть продуманы. Не только ракурсы, но и не убранные лейки и ведра. И даже сорняки на фото часто сильно выделяются.
Разговор должен быть не о фотогеничности сада, а об умении фотографировать. В архиве можно найти много интересных тем по этому вопросу.
Nigma, согласна с Вами, что фотографии далеки от совершенства. В одной из тем Вы расказывали, как тщательно готовите будущие кадры Вашего сада перед съемкой и эти кадры действительно просятся в глянцевый журнал. Но тут совсем другая ситуация : приходилось фотографировать навскидку при том освещении и в том состоянии, в котором сад был на момент моего посещения. И тема не о фотоискусстве , а о садах разного типа.
Giraffe, может, я чего не понимаю, но по приведенным фото я не вижу принципиальной разницы между двумя садами. Оба, по моему ощущению, снимались "портретной" съёмкой, из нижнего ракурса. Видно окружение в обоих случаях.
У меня вот тоже над садом нависает нагромождение масштабных домин разной степени архитектурных изысков, хорошо, что с одной стороны. Как ни станешь-сядешь-ляжешь с фотоаппаратом, все равно эта часть сада получается с "заимствованным пейзажем":) Стараюсь фотографировать с других точек или опускать фотоаппарат. Правда, в этом случае нарушается композиция кадра, не видно неба и перспективы.
В живом саду действительно стараешься не замечать соседних домов, разглядывая отдельные растения и композиции.
Giraffe, при чем здесь сады разного типа? Типы садов - это вообще нечто другое. Вы назвали тему "О фотогеничности садовых участков". А это имеет отношение к фотоискусству. Самый красивый сад можно испортить неумелой съемкой и, в то же время, в любом саду можно сделать хотя бы пару-тройку фотографий, представляющих его в выгодном свете.
Если Вам нравится сад, значит, что-то Вас в нем зацепило? Вот и постарайтесь передать это что-то. В помощь есть масса фотосайтов (если архив читать не хочется), где дают очень дельные советы. Вот, например, почти везде написано, что в пасмурный день (за редким исключением) нельзя в кадр брать небо. Это же очень простой совет, которому можно следовать и при спонтанной фотографии. Еще много чего по композиции кадра, по настройкам фотоаппарата и т. д.
Я не готовлю "будущие кадры сада перед съемкой", но если я вышла с фотоаппаратом и увидела, что где-то валяется забытый секатор, или шланг не убран, то лучше это уберу сразу, чем потом чистить в фотошопе. И, кстати, у меня полно абсолютно неинтересных кадров моего сада, но я их никогда не покажу, потому что я свой сад таким вживую не вижу ))
Согласна с Riitta, разницы между двумя садами я тоже не увидела.
Giraffe, для меня ваша Тема читается как: если не можешь изменить окружение, измени свою границу так, чтобы тебе было комфортно. На нашем и соседних с ним участках, до ноября этого года вообще не было заборов, поэтому закрепилось ощущение безграничности окружающего пространства и когда появился первый, соседский забор из рабицы, у нас с соседкой возникли ссоры. Казалось бы ничего не изменилось при такой "прозрачности" забора, но вдруг каждой из нас перестали нравиться какие-то места наших садов - огородов... но ведь мой участок не в чистом поле... поэтому нашла для себя выход в создании "объемной" живой изгороди: миксбордера из деревьев, кустарников и многолетних растений, чтобы не создавалось ощущение ограниченности пространства. Обратила внимание так же на то, что при высаживании живой изгороди в "линию", использовании однотипных растений, пространство визуально "обрезается", но пока я еще зреющий теоретик, практически, создание живой изгороди мне еще предстоит.
Попробую объяснить название темы. Есть сады, которые в жизни лучше, чем они получаются на фотографиях, даже на самых лучших, а композиции из сада Регины в реальности и на фото одинаково хороши. Так же, как люди бывают фотогеничны или не фотогеничны.
Особенно я ощутила свою неудачу, разглядывая фотографии третьего сада. Это небольшой коллекционный сад со взрослыми ивами, туями, елями и другими хвойными деревьями и кустарниками, {179032},{179033},{179034},{179035},{179036},{179037}, коллекциями гейхер, папоротников {179038} и трав{179039} . Этот сад стабильно декоративен благодаря разнообразию хвойных и редких лиственных , а особенно хост, от гигантов до малышек. В этот сад погружаешься надолго , но на моих фото ничего этого не видно. Мне кажется, что причина нефотогеничности - в плотности посадок. Большим деревом серебристой ивы или взрослой лиственницей Диана вживую можно любоваться, отвлекаясь от остального окружения, а на фото всё сливается с общим зеленым фоном{179040} . Поэтому на моих фото интересно выглядят только парочка «интерьеров» вдоль основной дорожки {179041} {179042} , а пейзажи у меня не получились, хотя сад выдержан в природном стиле.
проблемы с фото третьего сада только в том, что они сделаны в яркий солнечный день, поэтому получились плоскими и засвеченными. Главное в фотографии садов - подобрать правильное освещение (и чтоб при этом цветопередача не изменилась). Уверена, что если бы вы в 7 утра снимали этот сад, то сами бы удивились разнице на фотографиях. Фотоаппарат видит не так, как человеческий глаз, это нужно помнить.
Мне тоже кажется, что к разным участкам и разным ситуациям (даже в пределах одного сада) просто нельзя применять одни и те же приемы фотосъемки. Для каждого случая - свои ухищрения (в хорошем смысле - не искажения действительности, а выделение главного и лучшего), чтоб выявить максимально то что есть хорошего. Если общий план вышел "плоским" - это не сад "виноват". Просто значит надо было как-то найти иной ракурс, иную глубину резкости, иное построение кадра (иногда бывает достаточно чуть сместиться в сторону и снимок меняется в лучшую сторону), иное освещение...
Общие планы вообще снимать сложнее, мне тоже такие фото даются плохо: что своего сада, что природы. Перед глазами - красота неимоверная какого-нибудь цветущего луга, а на снимке выходит однообразная невнятная каша. Для правильной передачи впечатления фотографа от объекта съемки есть специальные приемы, они описываются в статьях по фотоделу.
Я тоже часто кружу по саду, стараясь снять так, чтоб неизбежная (и увы, нужная мне) бочка не попала в кадр или соседний дом. :)
Giraffe, согласна с Roc, фото третьего сада вам не нравятся именно потому что сняты в яркий солнечный день. Сама зареклась снимать при солнце в полдень, каждый лист бликует, тяжело экспонировать. И заметьте, те два фото, что вам понравились, оба теневые {179041} {179042}. Nigma, совершенно искренне восхищаюсь и вашими фотографиями и самим садом, но не могли бы вы объяснить по каким причинам в пасмурный день нельзя брать в кадр небо. Ведь в пасмурный день оно очень фактурно и этим интересно {179047}. Или вы имели в виду белесую пасмурность без облаков? Но и ясное небо тоже безфактурно.
Хотя мне кажется тема не об искусстве фотографирования. Можно, конечно, найти ракурс, снять с низкой позиции или наоборот сверху из окна, спроецировать на свой дом, а не на окружение, но мы - то воспринимаем сад с высоты своего роста и не можем избавиться от окружения. У меня сад в городской среде и вокруг столько всего, никакими ширмами, кустами этого не спрячешь, а для деревьев участок слишком мал. Поэтому никаких крупных планов не получается.
А мне нравится снимать в солнечный день. Однажды была переменная облачность - облака то набегали на солнце, то уплывали, и вышло так, что я сняла один и тот же вид с интервалом буквально в пару минут: один кадр с солнцем, другой без солнца. Если интересно, могу те фото найти для примера. Солнечный снимок мне понравился гораздо больше. Когда набегают облака или просто пасмурно, то как-то все более блекло выглядит.
Вообще блики убираются поляризационным фильтром. К сожалению, так и не смогла сама им воспользоваться: только купила, как тот фотоаппарат на который купила - сломался, а на том что есть сейчас - нет крепления для фильтров.
Я в слишком солнечный день максимально сокращаю выдержку, тогда удается и часть бликов убрать, и в ряде случаев избежать выбеливания светлых цветов. По несколько кадров с разными режимами делаю, пока предварительный результат (на экранчике фотоаппарата) не устроит. А потом еще на компе смотрю и выкидываю большую часть неудачных дублей...
Все-таки надо определиться, о чем эта тема: о фотографировании садов или пейзажей (о проблемных моментах и как из них "выкручиваться") или о том, насколько тот или иной сад легок в съемке... Правда во втором случае мне не совсем понятно, что обсуждать? Что "этот сад хорош, но только живьем"? Так значит надо ухитриться показать его красоту средствами фотографии. А это опять приводит к первому варианту. :) Ну не будет же кто-то всерьез стремиться делать свой сад с прицелом на то чтоб тот "легко фотографировался"? :)
К [13] - или, если нет возможности попасть в этот сад рано утром/вечером, попробовать поправить экспозицию )) Иногда это помогает. ochre, конечно, облака облакам рознь. Во время дождя получаются отличные фотографии, а уж после грозы - тем более. Но в обычный пасмурный день небо, как правило, или вообще не имеет цвета на фото, или едва заметный оттенок. Поэтому или его не брать, или брать по минимуму. Или знать, что нужно делать (и то, как я понимаю, без графических редакторов не обойтись). Вот совет с одного из форумов: "Так уж устроена ваша камера, она не может выдать вам тот результат какой вы видите своим глазом. В этом случае можно фотографировать в РАВ, делать замер по небу, а потом в лайтруме или камере вытягивать тени, либо фотографировать с брекетингом и склеивать фото".
А вообще мне нравится вот эта статья про фото в пасмурный день: http://hellophoto.ru/uroki-fotosiemki...
По поводу сада. Здесь уже упоминалось, что глаз видит не так, как камера. В жизни объем получаемой информации гораздо больше, чем умещается на одном снимке, что позволяет многим деталям не бросаться в глаза. Надо просто это учитывать.
Ой, вот сейчас вспомнила одно из старых обсуждений на форуме. Там писали о том, что есть такой способ проверки фактурности и структурности садовой композиции: сделать черно-белое фото. То есть исключить роль цвета. Если на фото будет невнятная каша, значит не хватает разнообразия фактур и форм.
Может, речь об этом?