Здравствуйте, новый посетитель!
Сейчас 29.03.2024 00:16:53
 
Ходите ли вы на ландшафтные выставки?
Хожу на все доступные, мне это интересно
Бываю, но без фанатизма
Считаю пустой тратой времени
Я в этих выставках участвую
Челси рулит! Только эту выставку признаю

Мои настройки
Регистрация
Карта WEBСАД в Московской области (392)
Карта WEBСАД в Ленинградской области (93)
Поздравляем с днем рождения
Правила регистрации и участия
FAQ - ЧАВО (часто задаваемые вопросы)
Поиск по сайту

АРХИВ ФОРУМА WEBСАД

Восточный сад. Вода и камень в саду
 

Приусадебный сад японского предпринимателя

Нечасто в сферу нашего внимания попадают сады японских предпринимателей, которые в свое время сделали Японию современным государством. Этот сад не относится к тем исторических садам, которые обычно попадают в реестры японских садов, предлагаемые турфирмами. Но очень интересно посмотреть, каким образом новая элита этой страны относилась к своим национальным традициям и на что при создании приусадебных садов тратила свои капиталы.
Переносим посты из другой темы.

матрона
Москва
31.03.2015
10:55:05
Поиск по теме >>


Показывать по постов

1

матрона, Вам, как любительнице многозначных названий, маленький подарок, всего в 3,3 сотки. Если ссылки не будут открываться, сделаю фотки. Подарок в двух постах.
Охаси Дзимбэй 大橋仁兵衛(1849 - 1925)
Охаси Дзимбэй сделал состояние на поставках свежей рыбы в Киото. В 1911 году он приобрёл участок земли недалеко от храма Фусимиинари в Киото. В 1913 году в усадьбе был разбит небольшой сад площадью 334 кв. м в стиле родзи, построен особняк, и Дзимбэй, отошедший к тому времени от дел, поселился в нём и прожил там до конца своих дней.
Главный дом представляет собой двухэтажное строение в японском стиле с галереями по верхнему и нижнему этажам. На первом этаже галерея охватывает дом с трёх сторон, на втором же проходит лишь по фасадной части. Наружные сёдзи галерей остеклены, а внутренние обтянуты рисовой бумагой.
http://blogimg.goo.ne.jp/user_image/7... .
С галереи нижнего этажа открывается вид на искусственный холм с композицией из сосны и корейского фонаря, являющейся центральной частью сада
http://livedoor.blogimg.jp/rock_garde... ,
http://blogs.c.yimg.jp/res/blog-50-1c... .
К гэнкану главного дома от ворот ведёт мощёная дорожка, по обе стороны от которой растёт чёрный бамбук. Но чтобы попасть к гэнкану, нужно свернуть с неё налево
http://nekozuradoki.cocolog-nifty.com... ,
http://www.zoukei.net/images/00088/ohashi02.jpg.
Слева от гэнкана – ворота, ведущие в садрядом с ними примостился декоративный фонарь с символом мицудомоэ вместо топки. Этот символ весьма многозначен и, в частности, является амулетом тройственной защиты, охраняющей от пожара, воровства и наводнения.
http://www.zoukei.net/images/00088/ohashi03.jpg .
В саду есть беседка в стиле чайного павильона, где можно укрыться во время непогоды.
http://youpv.exblog.jp/iv/detail/inde... .
Есть и матиаи, скамья для ожидания начала чайной церемонии
http://nekozuradoki.cocolog-nifty.com...

takedo
Санкт-Петербург
08.03.2015
10:34:09

2

Первоначально в саду, действительно, планировалось построить чайный павильон, но его не удалось вписать в композицию сада.
Поразительно, что в строениях виллы со времён её постройки сохранились стёкла ручной работы, по причине не разработанности технологии искажавшие изображение, в доказательство чего сделана эта фотография
http://nekozuradoki.cocolog-nifty.com...
Интересно название сада – Тайрётэй, «Сад прохладного мха». В саду, действительно, много мха, но это же слово «тайрё» может означать и «богатый улов», что отлично перекликается с родом занятий Дзимбэя.
К созданию сада имел отношение Огава Дзихэй, который был знаком с Дзимбэем, часто посещал его дом и помогал рекомендациями при создании сада. Однако, несмотря на совет Дзихэя не увлекаться каменными изделиями, Дзимбэй не изменил своих планов, поэтому автором сада можно считать его.
В саду площадью всего 3,3 сотки установлено 12 фонарей различных типов, видовые камни причудливых форм, изъеденные эрозией, два водных кото – суйкинкуцу, самых старых из сохранившихся в Киото действующих водных кото
http://img01.kyo2.jp/usr/rakurepo/2009_1108_3.jpg ,
http://blogs.c.yimg.jp/res/blog-50-1c... ,
http://www.misu-museum.jp/img/new_inf... ,
http://youpv.exblog.jp/iv/detail/inde... .
В местах разветвления дорожек уложены опорные камни из старых храмов – гаранъиси
http://img.4travel.jp/img/tcs/t/tips/... .
Тем не менее, благодаря гармоничному соотношению этих изделий и растительности, сад не выглядит загромождённым. В нём много вечнозелёных деревьев и кустарников, таких, как Тернстремия японская, радующая весной молодыми красными листочками, а летом – белыми цветами, рододендроны, дуб остролистный, сосна Тунберга
http://blogimg.goo.ne.jp/user_image/1... .
В глубине сада устроены заросли, имитирующие лощину Ходзукё
http://blogimg.goo.ne.jp/user_image/6...
Обязанности по уходу за садом до настоящего времени передаются по наследству потомкам Огавы Дзихэя.

takedo
Санкт-Петербург
08.03.2015
10:35:00

3

takedo, а сосны Тунберга, однако, уже, видимо, нет:(( http://img.4travel.jp/img/tcs/t/tips/...
http://blogs.c.yimg.jp/res/blog-50-1c...
Мицудомоэ впечатлил и заинтриговал. Интересная вещица.
http://www.zoukei.net/images/00088/ohashi03.jpg
Любопытно присутствие в саду синтоистского святилища.
http://blogs.c.yimg.jp/res/blog-50-1c...
Это бывает редко, хотя в усадьбах торговцев и промышленников все-таки встречается. Обычно такое святилище посвящено божеству, охраняющему предмет предпринимательского интереса хозяина.

матрона
Москва
08.03.2015
19:10:31

4

[3] матрона, а разве на подпорке не сосна Тунберга?
http://blogs.c.yimg.jp/res/blog-50-1c...
http://blogimg.goo.ne.jp/user_image/1...

takedo
Санкт-Петербург
08.03.2015
22:57:16

5

takedo [4], не знаю. Может быть, сосна и жива. Вот здесь сосна есть:
http://blogs.c.yimg.jp/res/blog-50-1c...
А вот здесь - уже нет:
http://img.4travel.jp/img/tcs/t/tips/...
Я не понимаю, одно и то же это место, или нет. Вроде бы, если привязываться к поворотному круглому камню, - то же самое место. Тогда сосна исчезла. Но может быть, таких поворотных камней в саду несколько, несколько и холмов. Тогда надо искать эти поворотные камни, искать холмы, рассматривать их и их окружение. Искать, где же та сосна. Есть ли она, нет ли ее? или уже нет?...

Проблема в том, что мы недосматриваем сады, до конца не разбираемся в них. Не понимаем, что и как расположено в саду, не привязываемся к какому-либо предмету, вокруг которого выстраиваются сюжеты, а фиксируем лишь его наличие. Не стремимся к тому, чтобы сад постепенно начал раскрываться. Мы сами там не находимся, не ходим по нему, а прыгаем с места на место. Между тем, у нас ведь не фотоконкурс, и не отчет о турпоездке. У нас другой жанр, который требует не только дифирамбов и вздохов по поводу редкостей и экзотики.
А мы, как всегда, спешим. Бросаем один сад, переходим к другому...

К сожалению, не всегда те материалы, которые имеются в нашем распоряжении, предоставляют эту возможность -рассмотреть сад. К сожалению, не всегда сталкиваемся мы с вдумчивой, последовательной съемкой, не всегда имеются видео материалы. Не всегда даже бывают хорошие планы садов. А только стремиться к этому все равно надо.
Скажем, предыдущий сад, при всей своей простоте никак не поддавался такому рассмотрению. Съемки сада у всех посетителей были слишком стандартны, производились с одних и тех же, слишком разрозненных между собой точек. В результате впечатления о самом саде остались весьма скудными: дорожка вверх, дорожка вниз. И еще - отдельные (пусть интересные, но отдельные, разделенные между собой, разрозненные) объекты, даже расположение которых не всегда было нами понято. А понять все-таки могли….

Потому что как оказалось можно было рассматривать не только в клиповом режиме, сосредоточиваясь не только на деталях, которые при всей своей предполагаемой важности остаются загадками и которые и сами не раскрываются, и никак не помогают раскрыть общую идею сада. Пусть и разнообразные они, эти детали, а весь сад остается за кадром. Более того, непонятно даже, о какой сосне, о каком фонаре, о каком месте в саду мы разговариваем друг с другом. И тогда нам просто становится неинтересно. Неинтересен становится сам сад.
Еще одна сосна… Еще один фонарь… Еще одна редкость…

И скажу честно, что перед нами в виде одного-двух постов промелькнул уже не один такой сад, в котором, думаю, никому не захотелось побывать. По той самой причине, что сад фактически не был даже показан, не говорю о том, чтобы раскрыт.

матрона
Москва
09.03.2015
10:06:31

6

Жаль, если с этим садом случится то же самое. А ведь материалов для него в этом смысле не мало. Поясню на данном примере, что я имею в виду, говоря о последовательном, неклиповом рассмотрении сада. Этот метод вполне может восполнить, на мой взгляд, отсутствие плана сада, организующего внимание.

Вот несколько картинок, выстроенных на основе преемственности деталей, последовательно попадающих в кадр.
Кадр1 из жилого помещения (?) http://img-fotki.yandex.ru/get/4408/1...
Кадр 2 http://blog-imgs-24-origin.fc2.com/u/...
Кадр 3 http://userdisk.webry.biglobe.ne.jp/0...

На всех кадрах виден один и тот же фонарь, который служит репером, удерживающим наше внимание и обеспечивающим преемственность картинок. При том, что сюжеты смещены по отношению к этому фонарю, его наличие помогает создать необходимое течение внимания. В результате сопоставления этих картинок, мы уже на этом этапе получаем эффект непрерывности, подобный тому, что происходит при съемке видеокамерой.
Далее прибавляем кадр 4 ( реперы - туя, большой фонарь у забора) http://img-fotki.yandex.ru/get/4414/1...

И сад начинает раскрываться, и мы начинаем его понимать, чего не бывает при клиповом показе деталей.
Можно при этом продолжать раскрывать каждый из показанных выше сюжетов, детализируя и дополняя наши впечатления. Например к кадру 1. Можно прибавить вот этот чудесный показ-рассказ о чайном домике (кстати вызывающем вопрос к автору: разве его нет?)

Кадр 1.1. http://blogs.c.yimg.jp/res/blog-50-1c...
Кадр 1.2. (вид от чайного домика?) http://blogs.c.yimg.jp/res/blog-50-1c...
Кадр 4.1. (холм без сосны, и видно, что я ошиблась, приняв этот холм за другой) http://img.4travel.jp/img/tcs/t/tips/...

Главное, как теперь я поняла, это не терять нить. А детали, они важны, но – потом.
Искать ли другие детали и виды, или нет, продолжать исследовать дальше, рассматривать ли сад в таком ключе или забросить - это, как говорится, дело «хозяина», который обнаружил этот сад.

Мое же предварительное заключение о саде на основе того, что удалось пока рассмотреть, состоит в том, что это чайный сад нового типа, характерного для начала 20 века, который совмещает в себе признаки старинного родзи с новыми чертами. В нем родзи не выделяется в специальный анклав, но объединяется в единый сад вмести с жильем. В этом смысле он очень напоминает и сад Намикавы (в отсутствии пруда. Скорее всего с таким направлением сада связано и его название Тайрё-тэй 苔涼庭 «пройдемся по мхам», «тропою мхов», что напоминает о «родзи - росистой тропе».

матрона
Москва
09.03.2015
10:35:14

7

матрона, я бы не согласилась, что сад становится неинтересен из-за того, что мы останавливаемся на какой-либо одной его детали. Во всяком случае, для меня иной раз решающим оказывается как раз какой-либо отдельный фрагмент сада, деталь, которые заинтересовывают и вызывают желание посетить сад. Так было уже не раз :)))
Сосна, кстати, не исчезла, здесь она просто не попала в кадр. Сосна, за самым левым камнем.
http://img.4travel.jp/img/tcs/t/tips/...
Направо от поворотного камня - святилище, налево - сосна
http://blogs.c.yimg.jp/res/blog-50-1c...
takedo, интересный сад - спасибо! Любопытно, что блогеры проходят мимо этой цветущей лагерстремии )))
http://blogs.c.yimg.jp/res/blog-50-1c...

Элисса
Москва
09.03.2015
10:40:23

8

Элисса, писали вместе. Сосну тоже нашла.
Согласна, детали интересны, и мне тоже не раз приходилось обращать внимание на сад из-за интересной детали. Это не означает того, что на ней-то и стоит остановиться в изучении сада. Деталь как раз дает ( и должна давать) сильнейший толчок для того, чтобы вникнуть в сад и понять его в целом.

матрона
Москва
09.03.2015
10:52:27

9

Элисса, обрати внимание на эти два вида с лагерстремиями. Получается, их как минимум, две там:
http://blogs.c.yimg.jp/res/blog-50-1c...
http://blogs.c.yimg.jp/res/blog-50-1c...

матрона
Москва
09.03.2015
10:57:56

10

[9] матрона, нет, это одна и та же, опять же с разных точек ))) Но, по крайней мере, ещё одна лагерстремия там есть - только белая и где не знаю
http://happy.ap.teacup.com/nekomata/img/1158153045.jpg
А вот туи, по-моему, нет - большое стриженое у большого фонаря - это что-то лиственное :)

Элисса
Москва
09.03.2015
11:15:34

11

[5] матрона, Ваши замечания, конечно, справедливы, но только с определённой точки зрения. Дело в том, что в мои планы не входит рассмотрение сада как такового. Мой интерес заключается в том, чтобы уловить связь личности хозяина с её отражением в созданном им саде. Поэтому акцентирую внимание только на тех аспектах сада, которые, на мой взгляд, могут помочь решить в последующем эту задачу. Отсюда клиповость. В то же время, поданный таким образом материал побуждает читателя к возражениям, сотворчеству и дополнению рассказа о саде моментами, сознательно или по недосмотру мною упущенными. Таким образом благодаря коллективной работе создаётся полная картина сада, доказательством чему служит прекрасное обсуждение Гарюсансо. Ведь то, что я даю - не законченное произведение, а только материал для обсуждения. Что же касается "дифирамбов и вздохов", то иначе не могу, извините.
То, что Вы называете чайным павильоном, в текстах так не называется. Во всяком случае, мне это не встретилось. Как я понял, это просто окно гэнкана.

takedo
Санкт-Петербург
09.03.2015
11:35:53

12

Продолжаю исследовать сад, чтобы понять его структуру. Наконец-то нашла фотографии строений, окружающих сад. Это очень помогает в работе. К сожалению, как это часто бывает в таких случаях, фотографии не самого лучшего качества. Ничего не поделаешь. Пока других нет, приходится довольствоваться и этим.

Итак.
Вид жилого дома-сукия "анфас", (фронтальная сторона сукия)
http://blogimg.goo.ne.jp/user_image/7...

Вид на сад вместе со сукия и "гэнканом с круглым окном"(который по моему предположению является не гэнканом, а чайной комнатой. Пока не разобралась.).
http://blogimg.goo.ne.jp/user_image/1...

Вид острова с сосной при повороте вокруг сукия на 90 градусов относительно фронтальной ее стороны
http://blogimg.goo.ne.jp/user_image/7...

Это кадр 4, который я показывала в [6].
http://img-fotki.yandex.ru/get/4414/1...
В кадре 4 находится предположительное место съемки последнего вида, оно где-то между стеной (там виден фонарь) и лагерстремией (нецветущей), которая находится на углу сукия (там где виден кусочек содэ-гаки).

Вид на лагерстремию из углового окна сукия
http://blogs.c.yimg.jp/res/blog-50-1c...
Поворот тропы вокруг дома. Виден один из фонарей у стены
http://blogs.c.yimg.jp/res/blog-50-1c...
Еще раз вид на поворот тропы вокруг дома с содэ-гаки на углу
http://blogs.c.yimg.jp/res/blog-50-1c...


Предположительное место съемки острова, которую производили за поворотом дома, находится примерно у этих фонарей
http://blogs.c.yimg.jp/res/blog-50-1c...

Из окна сукия видно, насколько близко к дому располагается стена
http://blogimg.goo.ne.jp/user_image/2...


Вот такие пока результаты моего исследования структуры сада. Критикуйте, пожалуйста. Еще раз прошу прощения за качество некоторых фотографий, которые тем не менее считаю важными для понимания структуры сада.

До сих пор остается для меня загадкой это круглое окно и то, что это за помещение. Гэнкан или тясицу? которая там по свидетельству источников, имеется.
Дело в том, что окружение вокруг этого окна на разных фотографиях разное.
Здесь, например, у окна виден фонарь одного вида
http://blogs.c.yimg.jp/res/blog-50-1c...
Вид на тот же фонарь из круглого окна http://blogs.c.yimg.jp/res/blog-50-1c...
Вид на тот же фонарь и сад из круглого окна
http://blogs.c.yimg.jp/res/blog-50-1c...

А здесь у круглого окна виден совсем другой фонарь
http://userdisk.webry.biglobe.ne.jp/0...
И вновь цветущая лагерстремия. Где это? как это снято? откуда, если она в саду одна?
http://blogs.c.yimg.jp/res/blog-50-1c...

Никак не могу сложить два и два:((
Помогайте.

матрона
Москва
10.03.2015
08:58:21

13

матрона, это как раз тясицу. Он за углом, у самой стены, насколько я понимаю
http://blogs.c.yimg.jp/res/blog-a0-55...
http://blogimg.goo.ne.jp/user_image/6...
Лагерстремий там много - уже четыре насчитала - три розовых и одна белая у ворот )))

Элисса
Москва
10.03.2015
11:05:28

14

[12] матрона, это разные строения с разным типом круглых окон. В одном случае, предположим, гэнкан
http://blogs.c.yimg.jp/res/blog-50-1c... ,
в другом - беседка в стиле чайного павильона
http://youpv.exblog.jp/iv/detail/inde... .
Внутрь гэнкана - чайного павильона можно немножко заглянуть
http://www.zoukei.net/images/00088/ohashi02.jpg .

takedo
Санкт-Петербург
10.03.2015
11:35:52

15

takedo, я так и думала, что этих окна два.
Только это не чайная беседка или домик, а именно встроенная тясицу.

Любопытное замечание по этому поводу встретилось мне на совсем неприметном, с виду неказистом сайтике. http://homepage2.nifty.com/seagull-sh...
Но мал золотник да дорог:
伏見稲荷大社にお茶屋茶室があります。重要文化財です。お茶屋は、にじり口をもたない所謂貴人好みの書院式茶室になっています。
Примерно это можно прочитать следующим образом:
"В Новое время в непосредственной близости от Фусими-инари Тайся появилось помещение для проведения чайной церемонии 茶屋茶室 ... Это помещение представляет собой чайную комнату в жилом доме (сёин-сики тясицу 書院式茶室), в которой нидзиригути (вход в виде лаза) отсутствует. Такая архитектура вошла в моду в начале века среди тогдашнего высшего общества иваюру кидзин 所謂貴人 (что дословно означает так называемая знать).

Это и были те самые люди со вкусом 数寄者 сукися, т. е. мастера чайного дела, создавшие своеобразную чайную архитектуру сукия-дзукури 数寄屋造り (соответственно и дома сукия 数奇屋), основной приметой которых стала встроенность чайной комнаты в комплекс жилого дома.

Для нас важным дополнением к этим сведениям должно служить понимание того, что произошло с чайным садом в связи с появлением комплекса сукия и исчезновением чайного домика. Это - слияние чайного сада с приусадебным садом в целом. Я бы сказала иначе. Это было превращение такого приусадебного сада в чайный сад.

матрона
Москва
10.03.2015
12:28:05

16

[15] матрона, как тогда понимать вот это предложение:
"また庭園内には以下の茶室風の建物がありますが、
風水的によくない事から雨よけの離れとなっています。"? В нём говорится не о чайном павильоне, а о постройке в стиле чайного павильона
(http://youpv.exblog.jp/4004606/ ).

takedo
Санкт-Петербург
10.03.2015
12:44:07

17

матрона, на другом сайте эта постройка называется матиаи для планировавшегося чайного павильона: "茶室になる予定だった待ち合い"
(http://teiensampo.exblog.jp/tags/... ), но, опять же, не самим чайным павильоном.

takedo
Санкт-Петербург
10.03.2015
13:01:20

18

takedo, спасибо!
Какой изумительный сайт! Какие фотографии! Какое удивительное сочетание искусства фотографирования и информации!
Выделила ту часть, где речь идет о нашей усадьбе
http://teiensampo.exblog.jp/22025875/
Продолжим разбираться.

матрона
Москва
10.03.2015
14:21:20

19

Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, домой воротился...

Итак, вернемся к нашим баранам.
Это я об отдельно стоящей чайной комнате тясицу-ханарэ 茶室 離れ, которая по причине своей фэншуйской непотребности оказалась в усадьбе как бы не у дел. Именно так (ну или почти так) сказано в одном из комментариев об этом кандидате на чайный домик, которому, увы, так и не случилось таковым стать. А стал он то ли скамейкой для ожидания чайной церемонии (матиаи), то ли беседкой от дождя, то ли местом при туалете. Последнее я тоже не придумываю, именно в таких образах засвидетельствовал свои наблюдения один из тех, кому посчастливилось увидеть все это своими глазами: 客間と離れの間の縁側手洗いに設置

Вот она наша тясицу в кавычках:
http://blogs.c.yimg.jp/res/blog-50-1c...
http://userdisk.webry.biglobe.ne.jp/0...
http://pds.exblog.jp/pds/1/200608/17/...
http://www.zoukei.net/images/00088/ohashi11.jpg

И честно говоря мне самой это сооружение и это место в усадьбе очень понравилось. Надо сказать, там очень много любопытного, на что стоит обратить внимание. Но об этом у другой раз.
А сначала я хочу вам рассказать о том, где это место находится. И о том. как я его искала.

Кстати, а вы не хотите поучаствовать в этом процессе? Вот вид усадьбы сверху, который можно найти в Гугле. Как вы думаете, где бы это могло быть? Лично я долго искала, но кто-то наверняка окажется сообразительней меня:
https://img-fotki.yandex.ru/get/5304/10648582.13/0_ccc93_9c75ac94_orig

Каковы же будут ваши предложения?

матрона
Москва
12.03.2015
12:24:21

20

[19] матрона, да, такое описание этого домика - в самый раз.
Что же касается местоположения - я пас. Прочёл только, что участок находится недалеко от храма Фусимиинари в Киото.

takedo
Санкт-Петербург
12.03.2015
12:53:11


Показывать по постов
Поиск по теме >>
 
В начало
 
2015
eugle: Ярко зеленый цвет листвы у древесных 34
websad: Сакура 63
JaneL: Идеи для оформления альпийской горки 14
Alexx1: "Ma" и "Fuzei" как ключ к успеху в Японском саду 63
Олеся Полякова: Альпийская горка из гипсовых блоков 18
Ирэн: Оборудование для пруда 4
tashka15: Растения для водоема 18
Катори: Ручей и труба, как оформить? 16
матрона: Горный приют спящего дракона 170
матрона: Мурин-ан - шедевр японского садового искусства Нового времени 120
takedo: Усадьбы Серебряного века. Япония 628
В начало
Энциклопедия декоративных садовых растений Каменистый садик
Рейтинг@Mail.ru
Администрирование сайта - E
Дизайн и программирование - ZX
© WEBСАД® 2006-2024. Все права защищены.
При использовании материалов
ссылка обязательна