WEBСАД
Самурайские сады Открыл специальную тему про самурайские сады.
|
1 Gleb, спасибо за тему.
|
2 Подумала, что начиная разговор о самураях, надо непременно вспомнить про святилище Цуругаока Хатимангу. Во-первых интересно, что Минамото Ериеси основал именно синтоистское святилище (бог войны Хатиман — покровитель дома Минамото, и покровитель самураев). В 1180 году Минамото Еритомо (первый сегун Камакуры) перенес святилище в селение Кобаяси, сохранив название.
|
3 ондатра, вот пока не видел "личных" монастырей самураев. Скорее наоборот крупные монастыри нанимали одних самураев для борьбы с другими. Или когда пытались обуздать Нобунагу Оду, создавая коалицию против него из сил других правителей ханов, монастырей и собственно сил сёгуна.
|
4 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a0/Turu_h_kei.jpg/800px-Turu_h_kei.jpg
|
5 да, прекрасно ссылка работает. Интригующий материал про пруды с красными и белыми лотосами. (символами домов Тайра и Минамото) я больше тогда на лотосы обратил внимание, и барабанный мост, не рассмотрев острова. Это непростительно с моей стороны :((
|
6 [2] Хатиман божество-покровитель воинов, культ которого прочно утвердился в Киото после того, как в префектуре Киото было построено в 859г. знаменитое святилище Ивашимизу Хатимангу (石清水八幡宮). Будучи отождествленным с военной доблестью, Хатиман был принят как божество-покровитель и семьёй Минамото и большинством более менее значимых даймё и знатных самураев. Один из известных и преданных его почитателей Уесуги Кенсин ставший при жизни его аватаром. Что касается личных храмов самураев, то одной из важных и полезных сторон является то что туда оправляли лишних, неугодных, слабых или наоборот непокорных наследников. Того же Уесуги в 7 лет отправили в храм, а в 14лет. выдернули обратно спасать разваливающийся клан. К чему это я? Самурайские сады, это не только районы букеясики (место компактного проживания самураев в своих усадьбах) Но и сады даймё (читай самураи) только высокого ранга. В том числе и сёгун (сёгун - «великий полководец, покоритель варваров»)
|
7 В Цуругаока Хатимангу есть Святилище Белого Флага. Белый флаг — флаг клана Гэн (Минамото), интересно, что это святилище полностью черное. Согласно китайской традиции, черный цвет — женский (инь), но в Японии черный это мужской цвет, один из символов самурайства, и к тому же это цвет радости. Несмотря на сильное и заметное китайское влияние на японскую архитектуру, в таком принципиальном вопросе как цвет святилища (посвященного первому и последнему сегунам камакурского сегуната из клана Минамото), строители храма следуют японской традиции.
|
8 [6] Gleb, до садов дайме еще далеко. Мне интересно проследить, как вместо утонченного, гедонистического и упаднического эстетизма эпохи Хэйан, зарождался аскетизм, простота и сакрально-философская символичность, которые получили полное развитие в эстетике классических чайных садов и сухих садов дзенских монастырей. Начало в эпохе Камакура.
|
9 офф [8] "гораздо больше моего видели" - я вообще ни одного вживую не видела, так что да, гораздо ...
|
10 ондатра, прекрасный план, по самурайским садам. Камакура это замечательно, отличные волны для сёрфинга с обрывистыми берегами вулканических пляжах, если устанешь то можно расслабиться на темном вулканическом песке игрой в пляжный волейбол, японцы шустро играют кстати.
|
11 Следующий сад. Выбрала сад храма Makaya-ji (Makaya-dera Temple), поскольку он был создан на рубеже эпох Хэйан и Камакура. Храм был основан монахом Gyoki Bosatsu в 726 г. (период Нара), затем перемещен по просьбе императора Итидзе, находившегося в тесных отношениях с кланом Фудзивара (собственно только на этом основании я и могу притянуть этот сад в «самурайскую» тему). Создание сада относят к началу эпохи Камакура, и можно наглядно проследить как изменилась трактовка классической темы (остров Хорай). Формы стали массивнее, камни грубее, крупнее, и их гораздо больше, чем в Хэйанских садах. От изящества и поэтики Хэйана почти не осталось следа.
|
12 [10] Gleb, Я имела в виду эпоху Камакура, не местность. Еще пару примеров, и к Муромати подойду.
|
13 Kozen-ji (光前寺) храм был основан в эпоху Хэйан (860), относится к буддистской секте Тэндай, однако один из садов на территории храма создан в эпоху Камакура. Храм, начиная с эпохи Камакура находился под патронажем самурайских семейных кланов, и увидев этот сад, я понимаю почему.
|
14 {228201} {228200} {228202} {228203} {228204} {228205}
|
15 В этом храмовом комплексе есть еще один сад, но он создан гораздо позднее.
|
16 [12] да, это так. Камакура это изначально рыболовецкая деревушка окруженная малоприступными горами и удобным выходом к морю , сюда то и пришёл с ордой восточных самураев Минамото Ёритомо сделав это место своей ставкой. Так как это поселение дало имя целой эпохи, потому и решил провести небольшой обзор по местности. По району Муромати в Киото, подожду конечно.
|
17 [11] Однако сад Makayadera интересен, И замечу что не только камней коснулись изменения. Но и пластика сада стала более рельефной. Однако, всё же этот сад по задумке ближе к эпохи Хейан а воплощение периода Камакура. Мои личные ощущения по фото. На некоторых фото где вода спущена для ежегодной зимней очистки пруда, он смотрится конечно суровей. Но с зеленью холмов и акцентами цветущих растений вполне поэтично. Не так ли?
|
18 [17] Gleb, определенно, именно что хорошо виден переход от Хэйан к Камакуре. Влияние эпохи Хэйан еще заметно, но уже появляются новые характерные черты. Прекрасно, что Вы про более выраженную пластику добавили, я забыла, а это важно.
|
19 Toko-ji (東光寺庭園), еще один сад самурайской эпохи Камакура, храм и сад созданы (предположительно) монахом, прибывшим из Китая, Rankei Doryu. Впечатляющий многосекционный каменный водопад {228208}. Грубый, жесткий, почти подавляющий, и поразительно реальный. На снимке виден карп, плывущий по водопаду (наклонный камень) {228209}.
|
20 Нехарактерный сад, вообще уникальный. Без него никак.
|
21 Сделаю небольшую паузу, подведу итоги. Как я это вижу. С приходом самурайских времен начинает меняться как эстетика, так и наполнение садов. Заметно влияние синто (которое во времена Хэйан в садах не проявлялось), что не удивительно, в сложное время люди, особенно воины всегда обращаются к привычным, родным, богам. Ками, через обилие массивных камней, приглашаются в сады. Сами каменные структуры стали грубее, нет изящества, зато появился реализм, как в водопадах (и сухих и настоящих), так и в организации прудов. Символизм стал буквальнее, уже не до поэтических аллюзий. Растительность скуднее.
|
22 ондатра, да камней так много в Toko-ji, что не сразу нашел карпа плывущего вверх по течению в надежде перейти водную преграду. Интересно что водопад действительно (подозрительно) реальный. Нет, не в том смысле что по нему спускался реальный водный поток, это было в те времена как раз нереальным, если рядом нет реки/ручья от которой можно отвезти канал устроив запруду и уже оттуда подавать воду.
|
23 [22] Gleb, этот водопад конечно реставрировался, но все источники, что я просмотрела утверждают что именно такой была его первоначальная структура.
|
24 [19] Забегаю вперед, но просто для сравнения. Сад созданный в конце Эдо.
|
25 Joko-ji (浄居寺). Почти ничего не нашла про этот сад, предполагают, что его автор Мусо Сосэки.
|
26 ну хорошо, время стало немного суровей, но ведь не сами самураи обустраивали сады? Это не их работа. Монахи прочно застолбили за собой это поле деятельности. Интересно были ли вообще, садовники-самураи? Крестьяне -самураи были, даже торговлей занимались и ремесленничеством. Известен случай из записей варваров, что Ода Нобунага не только сам нашел место для своего нового замка, но и придумал систему его подсветки, дабы поражать видом приближающихся к замку гостей и подданных. Ну этот Нобунага известный шоумен.
|
27 off
|
28 ондатра, я с трудом нашел различия. Хо-хо, везде нагромождение камней, но более поздний сад, больше террасирован,
|
29 [24] ондатра, Юлия! умоляю! прекратите вы с этим анимизмом!
|
30 Gleb, с уважением, просто в преклонением!
|
31 офф матрона, [27] я отредактирую альбом, просто я не сразу поняла, что эти мои "технические" обозначения (для загрузки снимков с компьютера), остаются в альбоме.
|
32 [29] матрона, конечно я в курсе. И про буддизм и про сухой драконий водопад. Но "за спиной" каждого камня стоит ками, вне зависимости от того, что еще этот камень обозначает, символизирует, и как он (камень) используется. Если Вы считаете, что японцы перестали быть синтоистами (а это и есть анимизм) только потому, что в Японию пришел буддизм, то можно это обсудить (в отдельной теме). Синто (анимизм) это не про символы или религиозные "объекты", это восприятие всего как обладающего "душой" (ками).
|
33 матрона, Весьма верно. Потому и продолжаем свой путь исследования. Спасибо за участие. Ваши уточнения дают прекрасную возможность взглянуть и с другой стороны на предмет обсуждения.
|
34 ондатра,
|
35 Синтоистские святилища. Онива — молельный зал построен в эпоху Камакура, в 1664 г. восстанавливался. Кибуцу — южные ворота построены 1357 г., галерея 1579 г., священный пруд — 1690 г., главный храм начал строить Асикагу Есимицу по повелению императора. Это большие, дорогие государственные проекты, на неактуальную религию деньги и время не стали бы тратить. Минамото Еритомо молился в святилище Идзусан о возрождении дома Минамото, там же сочетались браком Минамото Еритомо и Ходзе Масако. С 15-го века Идзусан находилось под покровительством клана Ходзе.
|
36 ондатра, [35]
|
37 матрона, [36] синтоистские сады в каком смысле ? Я правда не понимаю. Синтоизм это вера в то, что каждый камень, дерево и т. д. обладает ками. Вот если в саду есть камни и деревья, то они и есть "синтоизм в саду". И отношение к ним соответствующее.
|
38 off
|
39 [38] Nigma, сад показать не могу.
|
40 Когда Ёситомо Минамото проиграл битву он бежал, к своим потомственным вассалам "воины восьми земель" , в Восточные земли. Но не добежал, его перехватили и голову его разместили не случайно на восточных воротах.
|
41 Nigma, [38] вы еще раз правы, эти словоблудия и намеренное непонимание, о чем речь, будет водить нас по кругу. Все, к чему бы не прикоснулась наша ондатра, все превращается в монологи о синто.
|
42 ондатра, Однако немного отвлеклись, хотя и с пользой, хорошо что садоводы-практики подхватили нашу дискуссию.
|
43 ондатра, [35] а есть ли где в мире, что либо похожее на китайские сады, как думаете? Ещё интересно, как Вы относитесь к географическому детерминизму?
|
44 Немного не по теме, но по-моему это интересно.
|
45 [43] Элисса, приветствую! какие китайские сады, какая такая их особость, когда там нет ками?
|
46 [44] Очень интересная информация про запрет на устройство садов, ввиду после снятия оного, и их появление в других храмах, не знал об этом. Однако сады достаточно экономно использовали пространство, видно что оставили место и для важных церемоний. И пустота никуда не делась.
|
47 Сад, найденный во время археологических раскопок. Сад принадлежал самурайскому военачальнику эпохи Муромати. Никаких растений реставраторы сажать не стали, восстановили только структуру - пруд и расставленные камни. Что интересно, археологи не нашли никаких признаков того, что пруд заливали водой (не было ни заливных, ни переливных труб, ни специального уплотнения дна для удержания воды), поэтому пруд оставили в варианте "сухого пруда", хотя в период дождей он на некоторое время наполняется водой. Если реставраторы не ошиблись, и это действительно был сухой пруд, то это совершенно потрясающе - сухой сад в эпоху Муромати. Причем, если посмотреть на совсем небольшое пустое пространство вокруг пруда и каменных композиций, то понятно, что и растений там (в момент создания сада) в принципе было немного. Вероятно, во влажный сезон, когда все было зеленым, и в пруду была вода, сад выглядел мягче, и даже слегка напоминал об ушедшей утонченности Хэйанской эпохи, но сухой зимой это было уже совсем другое место, почти предшественник аскетичных сухих садов. Разумеется с натяжкой, но все же. Посмотрите снимки по ссылке, необычно видеть чистые формы, и очень красиво.
|
48
|
49 Еще несколько садов эпохи Муромати. Изумительные каменные композиции, заимствованные виды, мох, старые деревья. Древность.
|
50 Еще один сад в копилку сухих садов эпохи Муромати. Сухой водопад, гравийное сухое озеро. Характерная для садов этой эпохи суровость и масштабность композиций. Исидатэсо (монахи устанавливающие камни), а именно они занимались созданием каменных композиций в садах этого времени, пользовались заслуженным уважением, некоторые из них были настоящими знаменитостями. Свои диалоги с камнем они превращали в философские беседы камней со зрителями. С теми, кто умеет смотреть и слушать.
|
51 Про Реандзи. Сухой сад Реандзи, в том виде как он выглядит сейчас, несомненно шедевр искусства. Однако надо понимать, что еще в 18-ом веке, на гравюре изображающей этот сад, не было никакой гальки, так же как и не было одной из боковых стен (вместо нее была открытая галерея), и более того, среди камней ходили (!). То есть это были просто камни, расставленные на земле или на моховой поверхности. Возможно было немного похоже на сад в Shinju-an {229348} (предположительно, автор Мурата Дзюко). И кстати веранды, с которой сейчас обозревается сад, тоже не было. Знаменитый современный садовый мастер Накане, проведя некоторые исследования, пришел к выводу, что этот сад (сад камней) был создан в начале периода Эдо, а в эпоху Муромати в этом месте был пруд (впрочем, это мнение оспаривается).
|
52 к "... история камня под названием «Фудзито». До 1569 г. он находился в усадьбе Хосокава Удзицуна (1514–1564), военачальника (...), а в 1598 г. камень конфисковал Тоётоми Хидэёси..."
|
53 Традиционная, «классическая» форма сухого сада появилась в дзенских монастырях, однако С. Мостовой («Эволюция японского сада») приводит замечание японского ученого И. Синдзи о том, что сады карэсансуй не следует называть садами Дзэн, так как они были сосредоточены лишь в монастырях секты Риндзай (Мусо Сосэки был настоятелем нескольких монастырей этой секты), в монастырях секты Сото подобных садов не было.
|
54 Gyorakuen garden 藤江氏魚楽園
|
55 Toji-in Temple был основан Ashikaga Takauji, первым сегуном Муромати bakufu (военное правительство сегуната), в 1341 году.
|
56 Атмосферный сад, и почти неизвестный. Автор — монах Сэссон, поклонник (возможно ученик) Сэссю. В некоторых источниках авторство приписывают Сэссю. Сказочное ощущение потерянности во времени. Кажется здесь живут только призраки ушедшей эпохи.
|
57 Монастырский сад эпохи Муромати, меня поразила история его основания.
|
58 Добавлю ссылку на коаны Хэкиганроку. Своеобразное чтение.
|
59 Храм Myoki-an был построен между 1492 и 1501 годами, и известен он в основном тем, что на его территории находится чайный дом построенный Сэн-но Рикю. Единственный чайный дом Рикю, сохранившийся до наших дней.
|
60 Сад, связанный с именем Сэн-но Рикю.
|
61 Хотела придерживаться временнЫх рамок, но позволю одно отступление.
|
62 Чайный сад и чайная комната Rinkaku созданные Sen no Shoan (千少庵), сыном Сэн-но Рикю. Интересно, что с этого чайного домика началось возрождение чайной традиции и школы Сэн-но Рикю после его сэппуку.
|
63 https://www.japanesewiki.com/person/SEN%20no%20Shoan.html
|
64 Toyotomi Hideyoshi (豊臣 秀吉, 17 March 1537 – 18 September 1598), происходивший из крестьянской семьи, добился высочайшего положения, став вторым великим объединителем Японии после Ода Нобунага. Среди наследия Toyotomi Hideyoshi есть сад, в создании которого он принимал личное участие.
|
65 Еще раз вспомнила два самурайских сада эпохи Муромати.
|
66 Сад Anyoin Garden 安養院庭園 при монастыре Anyo-in Temple (sub-temple of Taisan-ji Temple of the Tendai sect). Сад создан в период Адзути-Момояма, и его каменная композиция просто отличное учебное пособие, чтобы понять все детали. Очень компактно и наглядно, все элементы хорошо видны. По ссылке хорошие объяснения.
|
67 Gyokusen-en Garden (玉泉園). Сад создавался на протяжении нескольких поколений самурайской семьи Wakita, начало-середина Эдо.
|
68 Akada Family Garden (赤田氏庭園). Начало Эдо. Сад резиденции самурайского клана Акада.
|
69 [68] Случайно написала, что Амида - большой камень на заднем плане, но конечно Амиду символизирует камень на западном берегу, большой высокий камень в рокарии справа.
|
70 Chikurin-in Temple (竹林院). Сад Gunpoen 群芳園, созданный одним из образованнейших людей своего времени. Yusai Hosokawa ( 細川 幽斎) — самурай, военный командир, дайме, поэт, каллиграф, переводчик и исследователь древней литературы, знаток Конфуцианской философии, мастер чайной церемонии (его учителем был сам Сэн-но Рикю).
|
71 Еще один сад созданный Yusai Hosokawa. Храм Конго-ин (Kongo-in Temple 金剛院) основан в начале эпохи Хэйан, великолепная пагода перестроена во времена Муромати.
|
72 Остров (Nushima Island), где расположен следующий сад, согласно легендам был самым первым островом, созданным синтоистскими богами. Об этом небольшая ссылка —
|
73 Остров (Nushima Island), где расположен следующий сад, согласно легендам был самым первым островом, созданным синтоистскими богами. Об этом небольшая ссылка —
|
74 К предыдущему сообщению [73] хочу немного добавить. Водопады в японских садах настолько привычны, что глаз их ищет и замечает в первую очередь, однако, в этом саду каменную композицию можно прочитать иначе.
|
75 Сады дайме, во множестве появившиеся в относительно спокойные времена сегуната Токугава 徳川幕府 (эпоха Эдо), как правило, являются садами прогулочного типа, с озером в центральной части. «Большим мальчикам»-дайме, лишенным возможности воевать друг-с-другом, пришлось искать другой способ демонстрации статуса. Садостроительство стало прекрасной политкорректной возможностью «померяться размерами».
|
www.websad.ru/disput.php?code=1179543