WEBСАД

Японский сад: от идзуми-доно до беседки

Обидно мне стало за Японию. Все Китай да Китай! И беседки уж конечно из Китая пришли, кто не знает...
Ну а чайные домики? пусть над прудом, пусть нависают, но все же чайные домики-то они все-таки истинно японские. Кто будет возражать? И стала я искать, проникать в историю, желая понять, каким образом чайные домики, наглухо закрытые от сада и предназначенные для посвященных, превратились в чайные павильоны, открытые на все четыре стороны и удобные для множества посетителей, желающих насладиться не только чайным действом, но и красотами самого сада.

Однажды показалось мне, что нашла я-таки истинно японские корни всех этих "беседок". Да не в каком-нибудь там Китае, а в самой, что ни на есть Японии, да еще восходящей к самому Хэйану!
Но сомнения остались.
Так все-таки какова роль малых архитектурные форм в японском саду? И пришли они из Китая, или имеют собственные национальные корни?

матрона
Москва
19.12.2016
06:28:21

1

Стиль идзуми-доно 泉殿, придавший в Новое время японскому саду второе дыхание, сейчас довольно распространен в этой стране.
Дом в этом стиле как бы нависает над прудом, при этом камни на которых покоятся опоры дома, находятся непосредственно в пруду.
http://www.kanazawa-kankoukyoukai.gr....

Дома в этом стиле стали особенно популярны в Киото в конце ХIХ века после строительства в районе Хигаси-яма канала от озера Бива, который дал хиреющему городу новую жизнь. Город наполнился усадебными садами, в которых вода стала не просто играть основную роль, но и изменила отношения сада с домом. Большое значение в этом имел стиль идзуми-доно.
http://www.niwadesign.com/wp-content/...
http://img5.blogs.yahoo.co.jp/ybi/1/1...
http://img-fotki.yandex.ru/get/9507/1...
http://ucd.hwstatic.com/propertyimages/2/25203/10.jpg
http://media-cdn.tripadvisor.com/medi...
http://img-fotki.yandex.ru/get/9256/1...

Меня заинтересовали истоки этого стиля. Было ощущение, что это очень органичный, внутренне присущий японской традиции вариант взаимоотношений японского сада и японского дома. Всегдашний, что ли... Тот же способ их единения, который определяется спецификой архитектуры дома, лишенного стен в привычном понимании, состоящего как бы из одного каркаса, из одних только столбов и проемов между ними.
Что нового, необычного вносило местоположение дома над прудом? так ли уж ново это новое?
Меня все больше занимал вопрос о происхождении этого стиля.
От этого "доно" веяло стариной...

матрона
Москва
01.11.2013 23:00:06

2

[1] матрона, конечно, веяло. Достаточно вспомнить зал для приёмов Тоинтэйэн (8 век) {155427} и павильоны для рыбной ловли синдэндзукури (8 - 12 века) {153514}, {155530}. Где-то мы встречали чайные павильоны, нависшие над водой, правда, это уже было, кажется, Новое время. Функции разные, но в архитектурном плане прослеживается наследование.

takedo
Санкт-Петербург
02.11.2013 11:39:27

3

takedo, ну, конечно! прямо в точку!
Многие помещения в синдэне (дворце аристократа в Хэйане) носили приставку "доно", по-нашему что-то вроде "палат".
И конечно среди этих палат был и так называемый павильон для рыбной ловли цуридоно 釣殿.
http://img-fotki.yandex.ru/get/4909/1...
Мы действительно как-то уже говорили о нем, и даже было что-то об аристократической забаве ловли рыбы с помощью бакланов. Помните -?

Здесь этот павильон можно увидеть в самом конце левой галереи синдэна. Симметрично же с ним в конце правой галереи располагался наш идзуми-доно 泉殿.:
http://www.kenchikunavi.ne.jp/shizuok...

Два этих павильона были тесно связаны с водоемом, находящимся между ними. Именно здесь происходило непосредственное общение обитателей синдэна с прудом, который в то время был главным местом сада. Название павильона цури-доно говорило, для чего тот был предназначен. Назначение же идзуми-доно (павильон над источником) оставалось для меня загадкой.

О вечернем отдыхе в прохладе говорили одни источники:
http://www.japanese-finearts.com/item...
О любовании луной, говорили другие...
О чаепитии - третьи...

Впрочем, то же самое можно прочитать и о назначении цуридоно. Более того, оба павильона часто назывались и описывались как взимозаменяемые. Время стирает детали, а мне хотелось увидеть, пощупать, вообразить и понять все именно в деталях.

И я стала искать примеры сохранившейся старины, которая одна только и могла помочь представить истинную картину. Я верила, что не мог этот стиль идзумо-доно, столь реально воплощенный в современной архитектуре японского сада, дожить до наших дней лишь в воспоминаниях древних источников, на страницах истлевших манускриптов да в артефактах, добытых при археологических раскопках.
И я продолжила свои поиски...

матрона
Москва
02.11.2013 20:46:19

4

Что изначально представлял собой идзумидоно и как его преобразило время ?
Я стала искать примеры как можно более древних построек идзумидоно в расчете на то, чтобы можно было рассмотреть их «настоящий» архитектурный облик и понять, как они использовались, каким образом и что именно привносил он в общение человека с садом. Хотелось понять, каким образом и как долго такие постройки продолжали отражать свою былую связь с японским садом. Причем совершенно сознательно я не отказывалась и от примеров построек, называемых цуридоно, учитывая с одной стороны, то, что с какого-то времени их стали воспринимать как нечто неразличимое, как синонимы, а с другой – надеясь все-таки увидеть между ними разницу (если она вообще была).
Не скажу, что на все свои вопросы я получила однозначные ответы, но результаты оказались довольно интересными, некоторые – неожиданными.

Мне сразу повезло наткнуться на такую постройку в очень древнем синтоистском святилище Кумано–сингуся на севере страны (преф. Мияги, недалко от Сендая), которое ведет свое происхождение аж с 1123 года, т. е с самых хэйанских времен. Постройка стоит на берегу пруда, значительно вдаваясь в него, и очень похожа на те картинки, которые показывают археологи, рассказывая о хэйанских домах и садах. http://img-fotki.yandex.ru/get/9089/1...

Ее назачение естественно сугубо культовое, Здесь артистами театра Но исполняются ритуальные танцы кагура .
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D...
Мне сразу вспомнились многочисленные примеры строительства сцен для театра Но в садах даймё 17 века. Будет ли большой натяжкой предположить, что и раньше было что-то в этом роде и идзумидоно тоже использовались таким же образом?

Печальный пост-скриптум: кажется, мы являемся последними свидетелями существования этой постройки. Вот нашлась более поздняя фотография этого места, на которой видно, что от нее остались только места расположения опорных камней в пруду
http://upload.wikimedia.org/wikipedia...

Хоть и радостно было убедиться в том, что реальный хэйанский образ идзумидоно найден, чувство, неудовлетворенности оставалось. Оставались сомнения в том, как такое сооружение могло использоваться в светском саду. В скобках отмечу, что один блоггер предположил, что любуясь красотой природы, служители святилища вполне могли себе позволить выпить чашечку сакэ : ))

... Первый, если не настоящий прорыв, то толчок к пониманию того, как использовался идзумидоно в японском саду в прошлом, дал давно знакомый вид знаменитого Золотого дворца, построенного Асикагой Ёсимасой в 14 веке. Надо было только получше его рассмотреть.
Ох, давно я подозревала, что служение Будде в нем сочеталось с земными делами! И правда! небольшая пристройка цуридоно ко дворцу, то бишь павильон для ловли рыбы наводит на раздумья.
http://img-fotki.yandex.ru/get/9263/1...

Рыбалка рыбалкой, но пристройка эта, целиком «плавающая» в воде, по своему виду абсолютно идентична идзумидоно, с которой мы только что познакомились в Кумано-дзиндзя, разве что размером онапоменьше. Это было бы действительно так, если б не одно важное обстоятельство: положение цуридоно над водой было сделано с таким расчетом, чтобы туда могла подплывать лодочка. И это понятно, потому что как бы иначе могли попасть люди в Золотой павильон, находящийся на острове?
http://3.bp.blogspot.com/-64ka1ejEcgA...

И тут вспомнилось мне еще одно удивительное во всех отношениях строение Хиункаку (в монастыре Ниси-Хонганлзи), где пруд подтекает под его нижний этаж. Помните мы о нем говорили ?
http://www.hongwanji.or.jp/about/kenzo/img/hiun_m_02.jpg
http://pao-architects.up.d.seesaa.net...
http://pao-architects.up.seesaa.net/hiunkaku_03_4.jpg
Но это не отдельный павильон, здесь нависает над прудом основной массив здания. Это уже 16 век, и здесь мы сталкиваемся не с собственно идзумидоно (цуридоно), а уже с использованием идеи идзумидоно, возможно, с началом формирования стиля идзумимоно.

Интересно использования самого строения Хиункаку, все это обширное здание предназначено для торжественных чаепитий, куда гости приплывали на лодках.
С использованием идзумидоно в этих целях я столкнулась еще несколько раз...

матрона
Москва
05.11.2013 02:47:54

5

[4] матрона, Спасибо за доскональное исследование! Что же касается разницы между павильонами, то выпивать можно было, конечно, где угодно, но вот ловить рыбу, конечно, только с цуридоно. В этом плане они должны были несколько отличаться архитектурно. Цуридоно строился так, чтобы к нему могла причаливать лодка. Т. е. либо пол павильона должен был располагаться достаточно низко над водой, либо должен был иметься спуск к воде. Для идзумидоно это было не обязательно.
Что касается танцев, то поплясать после нескольких чашечек сакэ тоже могли и в цуридоно, и в идзумидоно, но для исполнения ритуальных танцев во время празднеств существовала специальная площадка перед водоёмом.
Любопытно, имелись ли идзумидоно в садах "Чистой земли" - Дзёдо, или эти павильоны являлись принадлежностью синтоистских храмов типа Кумано и светских ансамблей синдэн, где они превратились в места приятного времяпровождения?

takedo
Санкт-Петербург
05.11.2013 10:36:52

6

матрона, [4], по поводу этой фотографии:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia...
Вы уверены, что павильон просто снесли? Зная трогательную заботу японцев о своих исторических зданиях и садах, можно предположить, что его, возможно, решили реконструировать. Да и зачем, в ином случае, было бы оставлять эти опорные камни?
А про строение Хиункаку Вы писали, что там есть "комната Великих поэтов" для поэтических состязаний, а также банный комплекс. Получается, не только для чайных церемоний оно использовалось ))

Nigma
Москва
05.11.2013 14:24:30

7

takedo, Nigma, спасибо за отклики, а то уж я думала, что никому не интересны эти вопросы. Как мне кажется, только такие обсуждения и способны привести к пониманию японского сада.

[5] takedo, по поводу садов Чистой земли могу сказать только о Бёдо-ин, где в структуре сохранившегося синдэна (дворца Феникса) имеется нечто подобное идзумидоно/цуридоно:
http://famouswonders.com/wp-content/u...
И там как мне кажется, их присутствие обусловлено именно самим синдэном. И честно говоря появление цуридоно в синтоистском храме со своей сложившейся архитектурой и структурой святилища меня удивило гораздо больше. Казалось, уж там ему совсем не место. Однако ж!
Но и наличие синдэна тоже не гарантия того, что такой павильон тоже будет. Скажем, известный синдэн в Дайкаку-дзи, тоже сохранившийся с 12 века не имеет такого павильона. И это при том, что именно там вполне логично ожидать его присутсвия, поскольку синдэн расположен на огромном озере хэйанского типа Осава-икэ. Ан нет! Разве что этот хасидоно похож по архитектуре:
http://wakenwalker.c.blog.so-net.ne.j...

матрона
Москва
05.11.2013 18:11:29

8

Nigma, [6] да, пожалуй, я раньше времени начала горевать о том, что в Кумано дзиндзя снесли идзмидоно. Кроме всего прочего помещение для ритуальных танцев (кагура-дэнэ), которое здесь было сделано в форме идумидоно, является неотъемлемой частью синтоистского святилища, и скорее всего подлежит восстановлению.

И по поводу Хиункаку это вы верно подметили. Кстати я все больше склоняюсь к мысли, что функции идзумидоно были очень разнообразными.

матрона
Москва
05.11.2013 18:23:01

9

[7] матрона, если набрать павильон для кагура - кагурадэн (神楽殿) в картинках, появляется множество фото, но ни на одном из них кагурадэн не стоит над водой. Столь нетипичное расположение его в Кацура, действительно, удивляет. Театр Но появился значительно позже постройки этого святилища. Может быть, актёры Но действительно исполняли там кагура, но позже, а изначально этот павильон был построен для каких-то иных целей?

takedo
Санкт-Петербург
05.11.2013 20:09:14

10

takedo, [9] могу лишь предположить и высказать свое мнение на этот счет. Не подлежит сомнению, что синтоистское святилище это не буддийские храмы, которые хоть и появились в Японии достаточно давно, но в отличие от святилищ не являются исконно национальным институтом. В синтоистком святилище, структура которого устоялась в веках, любой элемент не то чтобы даже не случаен, он всегда сугубо национален.
Пусть привлечение артистов Но в синтоистские святилища произошло довольно поздно. Но сами священные танцы кагура, место их исполнения и вид последнего, думаю, не могли не быть заранее тщательно продуманы.
Здесь же, в Кумано, не может еще не обращать на себя внимание то, что время появления самого святидища и время расцвета хэанской архитектуры, к коим относится идзумодоно, абсолютно совпадают друг с другом. Вряд ли при строительстве святилища такая форма кагура-дэна была избрана случайно, на мой взгляд.
В чем причина такого выбора - вот это вопрос.

матрона
Москва
06.11.2013 12:25:47

11

[5] takedo, скорее всего Вы правы, что для идзумидоно было не обязательно иметь спуск к воде. Скажу больше (это уж совсем крамольное наблюдение): идзумидоно, в отличие от цуридоно, даже необязательно должны были располагаться непосредственно над водой. Собственно на картинках, реставрирующих образ хэйанского дома с садом, это можно видеть довольно часто.
На мой взгляд, в этом противоречивом обстоятельстве содержится ключ к пониманию не только изначального содержания идзумидоно, но и хэйанского типа сада в целом. Но об этом мне хотелось бы поговорить более обстоятельно и чуть попозже.
Сейчас же мне хочется познакомить всех с тем, что еще из фактических материалов о идзумидоно/цуридоно мне удалсь добыть.

матрона
Москва
06.11.2013 12:31:42

12

[10] матрона, интуитивно я могу представить себе появление кагурадэн над водой. Как известно, танцы кагура непосредственно связаны с мифом об Аматэрасу. Она же родилась в процессе омовения, очищения водой. Вода - как магическая среда духовного очищения. Именно над водой, служащей духовному очищениюи и ассоциирующейся с рождением Аматэрасу, предстояло исполнять танцы кагура.
В то же время, вода, в отличие от земли, - среда не созданная для жизни человека. Мир по ту сторону бытия. Поэтому естественно, что именно там надлежало совершаться мистическим обрядам.
Интересно, скорее, почему это местоположение кагурадэн не закрепилось в дальнейшем?

takedo
Санкт-Петербург
06.11.2013 16:20:58

13

takedo, но ведь тема очищающей воды в синтоистском святилище все равно всегда присутствует в виде тёдзуя: http://www.flickr.com/photos/ak-47/4702851751/
Тёдзуя (место для очищения перед посещением дзиндзя) представляет собой обязательный элемент структуры святилища (на плане оно обозначено цифрой 4):
http://upload.wikimedia.org/wikipedia...
Возможно в Кумано идзумидоно для священных танцев как-то совмещено с идеей очищающей воды или усиливает ее.

матрона
Москва
06.11.2013 16:58:37

14

[13] матрона, возможно. Тёдзуя и кагурадэн не противоречат, а только дополняют друг друга. Может быть, именно для Кумано по каким-то причинам тема воды имела особое значение. В других же местах победил прагматический подход. Ведь кроме магической воды существовала и магическая земля - священные площадки сики, а их делать куда проще, чем павильоны над водой. Да и возвращение Аматерасу из грота благодаря весьма фривольному танцу Амэ-но-удзумэ-но микото происходило именно на земле.

takedo
Санкт-Петербург
06.11.2013 17:28:55

15

Возвращаясь к другим материалам по идзумидоно.
Самое большое впечатление, которое произвело на меня строение в виде идзумидоно, связано с садом при Музее чая в г. Симада, в префектуре Сидзуока, на которую, как оказалось, приходится 45% производства чая в Японии.
Этот сад со всеми чайными беседками (коих четыре), как говорят, был сделан в начале 17 века самим Кобори Энсю по образу и подобию восточного сада при императорском Сэнто Госё в Киото. Тот идзумидоно 向峯居, о котором идет речь, по концепции автора воспроизводит облик павильона при хэйанском синдэне. Постройка покоится на столбах, целиком находящихся в воде:
http://img-fotki.yandex.ru/get/9323/1...
http://img-fotki.yandex.ru/get/9509/1...

Самое интересное заключается в том, что это строение имеет проем в полу для того, чтобы посетители могли, подплыв на лодке, забираться через него вовнутрь:
http://img-fotki.yandex.ru/get/9059/1...
http://img-fotki.yandex.ru/get/4908/1...

Комментарии к идзумидоно связывают его назначение в основном с любованием луной, "наслаждением прохладой" и проведением литературных собраний.

матрона
Москва
06.11.2013 18:23:02

16

И наконец о последнем из найденных мной стареньких артефактов, сделанных в этом стиле.
Этот последний винтажный артефакт оказался самым новым среди того, что удалось мне вообще найти. Это начало 20 века. И мне это нравится, ибо в нашей коллекции представлены чуть ли не все времена в развитии этого стиля.

Итак, это чайный домик в усадьбе известного японского художника первой половины 20 века Хасимото Кансэцу, которая расположенна в Хигасияма, самом красивом районе Киото.
Давно я этого ждала! Ну, не может быть, думала я, чтобы японский человек не додумался использовать идзумимоно/цуридоно для своих чаепитий. И все же такая вольность могла быть допущена конечно только в 20 веке, когда в развитии чайного дела (тядо) произошо много изменений, порой не совместимых с классической чайной церемонией прошлых лет.

Чуть ли не закономерным оказалось и то, что этот чайный домик был сделан, как свидетельствуют источники, в стиле цуридоно (напомню в стиле павильона для рыбной ловли). И видимо хозяин знал, что делал, посколько дал этому чайному домику впоне говорящее название "беседка удачной рыбной ловли" - Монгётэй 問魚亭 !

Off Ну и помучилась я, братцы с переводом этого названия! Пасовали и фразеологичекие, и толковые словари. Спасибо, есть еще на свете японисты да китаисты, есть! Но лично я никому больше не советую связываться с этим китайским способом обзывания японских беседок. Не занимайтесь ерундой, братцы! лучше займитесь чем-нибудь полезным в этой жизни:))

... как и следовало ожидать, стоящий в воде этот чайный домик для рыбной ловли вовсе не имел проема в полу для лодочки. Что в общем и понятно - либо чай, либо уха...

Вот этот цуридоно с признаками тясицу:
http://pds.exblog.jp/pds/1/200506/15/...
http://image.mapple.net/img/user/00/0...

матрона
Москва
07.11.2013 05:56:47

17

Вдогонку.
Последнее фото в [16] - это вид из Монгётэй на другой чайный домик, коих в усадьбе художника несколько:
http://image.mapple.net/img/user/00/0...
Рядом, как и положено, при чайном домике находится цукубаи.

матрона
Москва
07.11.2013 06:15:47

18

[16] матрона, в чём же заключается его "рыболовность"? Только в названии и в расположении над водой?
На самом деле, не такая уж это вольность. В сущности, даже такой странно выглядящий чайный домик, скорее не домик, а открытая беседка, - только "давно забытое старое". Он кажется странным по сравнению со ставшим привычным образом чайного домика вабитя. Однако не надо забывать, что в своё время, ещё в XII - XIII веках, появились так называемые "состязания по чаю", сочетавшие приятное времяпровождение с полезным и носившие совершенно светский характер. В этом аспекте проведение высокодуховного чайного действа в совершенно светском увесилительном помещении уже не кажется таким странным. Кстати, это вполне согласуется с одним из основных постулатов дзэн - "сансара есть нирвана". Кроме того, открытость этой беседки окружающему пейзажу перекликается с проведением чайной церемонии на открытом воздухе - "нодатэ", практиковавшейся и Сэн Рикю. Упоминание о такой церемонии имеется уже в "Повести о великом мире" (XIV в.), где описывается, как Сасаки Такаудзи устраивал чаепития на природе у "сладкого источника". Кстати, тоже у воды.

takedo
Санкт-Петербург
07.11.2013 11:08:26

19

матрона, а я бы перевела Монгётэй 問魚亭 дословно - павильон "спроси рыбу" или что-то вроде. Подобного плана павильоны , так называемые "рыбные павильоны" любимая архитектурная деталь китайского сада. Название свое они получили от старинной даоской притчи о знаменитом философе Чжуанцзы:
"Чжуанцзы и Творящий благо прогуливались по мосту через реку Хао.
Чжуанцзы сказал:
— С каким наслаждением эти ельцы играют в воде — вот в чем удовольствие рыб!
— Ты ведь не рыба. Откуда тебе знать, в чем ее удовольствие? — спросил Творящий Благо.
— Ты ведь не я, — возразил Чжуанцзы, — откуда тебе знать, что я не знаю, в чем удовольствие рыб?
— Я действительно не ты, — ответил Творящий Благо, — и, безусловно, тебя не знаю. Однако ты, несомненно, не рыба и ни в коей мере не можешь знать, в чем ее удовольствие.
На это Чжуанцзы ответил:
—Вернемся к началу нашего спора. Ты сказал мне такие слова: «Откуда тебе знать, в чем удовольствие рыб?» Это значит, что ты уже знал, что я знаю это, и поэтому спросил меня.
Я же это узнал во время нашей прогулки у реки Хао." (http://pslogos.narod.ru/assets/texts/dao.htm)
В садах ученых эти павильоны служили для философских размышлений и наблюдений за природой.
"Рыбный павильон" один из вариантов "павильона у воды" в китайском саду. А вот назначение "павильона у воды" могло быть достаточно разнообразным. Императрица Циси любила ловить рыбу, но как-то мне попался один павильон, который служил сценой для китайской оперы. Прошу прощение за то, что я опять со своей "китайщиной" в японской теме :)

Элисса
Москва
07.11.2013 21:23:11

20

Элисса, вот уж зря это вы! Тут и ежу понятно, что чуть ли не все эти названия японских павильонов, ворот, мостов и прочая восходят к китайским корням. А уж названия эти - уж они-то точно должны и читаться и интерпретироваться с привлечением китайской правды. Поэтому "китайщина" в любой японской теме очень даже приветствуется.
Ваш вариант мне ужасно понравился, огромное спасибо!

Тогда философские размышления и наблюдения за природой, к которым призывает название Монгётэй, вполне соответствует характеру этой беседки с ее открытостью окружающему пейзажу, о чем говорит takedo, [18]. В нем (в этом названии) как бы задается общий тон, общая тема происходящего во время чаепития на природе.
Я всегда говорила, что только коллективными усилиями можно раскрыть суть японского сада!

Однако вопросы, связанные с идумидоно/цуридоно, еще не исчерпаны...

матрона
Москва
08.11.2013 05:08:54

21

матрона, :). Кстати, подумав решила немного поправить перевод. 問魚亭-это спросить о рыбе. Наверно, можно перевести и как вопрос о рыбе.

Элисса
Москва
08.11.2013 07:32:55

22

А мне нравится "вопрос к рыбе" как вопрос к самой природе, вопрошание ответов у природы.
Впрочем распространенность в Китае этих рыбных павильонов наверняка была связана с многослойностью метафоры, а это может вылиться в целый ряд других, неожиданных интерпретаций этого названия.

матрона
Москва
08.11.2013 09:26:18

23

В Китае распространены "павильоны у воды", "рыбных" не так уж и много. Появились они в садах интеллектуалов, людей образованных, разбирающихся в философии, литературе и т. д., или претендующих на звание ученого. Один из первых, наиболее известных прототипов -павильон в саду "Беседка голубой волны" или Цанлантин
http://1.bp.blogspot.com/-Y-VA2EcKzBw...
Начальные иероглифы могут разниться, кроме спрашивать 問, попадались и взгляд 观, и знать, познавать 知. Но отсылают они все к одному и тому же философскому сюжету о счастливых рыбах из Чжуанцзы.

Элисса
Москва
08.11.2013 20:29:23

24

Элисса, [21] вот и я решила углубилась в истинные смыслы японских слов, благо иероглифическое письмо дарит нам много возможностей интерпретировать их.

Вначале я думала, что присутствие иероглифа 泉 (источник) в термине идзуми-доно 泉殿 следует интерпретировать как павильон над источником . Однако те варианты изображений этого павильона в ряде источников, где под ним не оказывалось воды, заставили меня обратить внимание на местоположение идзумидоно. Оно чаще всего оказывалось приуроченнным к восточной стороне хэйанского сада, там, куда по тогдашним правилам устройства сада должна поступать в пруд живая вода, т. е. ручей.
http://www.geocities.jp/kobunrooms/shinden2.html

Тогда возник следующий вопрос: а не следует ли понимать под источником 泉 именно этот ручей? Тогда идзумидоно 泉殿 возможно надо понимать как строение, располагающееся у ручья. И это все расставит на свои места: тогда идзумидоно вовсе не обязательно должен находиться в воде, хотя это и не исключалось.
Павильон идзумидоно мог находиться как в самом пруду, так и на берегу, но при одном важном условии - поблизости должно быть место впадения ручья в пруд.

Поэтому в отличие от цуридоно, для которого основным в его местоположении являлось приуроченность к самому пруду (глубокому месту), положение идзумидоно в саду связывалось не столько с прудом, сколько с ручьем, впадающим в этот пруд. Возможно именно с этим было связано и изначальное назначение идзумидоно по использованию чистой воды? Идея чистой (очищающей?) воды возможно и была причиной для появления идзумидоно, в частности, в Кумано дзиндзя.

матрона
Москва
08.11.2013 20:41:50

25

к [24]
Вот эта моделька хэйанского сада особенно хорошо показывает разницу между положением цуридоно (слева, т. е на западе) над прудом и идзумидоно (справа, т. е на всотоке ) на берегу пруда, у ручья:
http://www.nara-u.ac.jp/hist/_userdata/shindenn2.jpg

матрона
Москва
08.11.2013 21:25:18

26

Элисса, [23] меня удивило то, что среди этих немногочисленных рыбных павильонов в Китае есть такие, которые, скажем так, несколько удалены от воды:)))
http://www.9i5c.com/lvyougonglue/hemu...

матрона
Москва
08.11.2013 21:25:32

27

матрона, [24] мне кажется, Вы, совершенно, правы:)
А этот павильон [26] - новодел, он расположен над озером в котором якобы обитает монстр, подобный Лохнесскому чудовищу )))
А поскольку одна из даоских практик изучения и познания окружающего мира - это столкновение мистического и логического ( так по крайней мере трактуют притчу из [19] ), то почему бы ему так не называться " взгляд на рыбу" . Во всяком случае огромного монстра сверху лучше видно и безопасней )))

Элисса
Москва
09.11.2013 04:29:36

28

Элисса, безопасней, так это точно:))

матрона
Москва
09.11.2013 07:45:26

29

к [26], если серьезно, то, мне кажется, что это своеобразное цитирование канонического сюжета, правда, не совсем прямое. Сад "Беседка голубой волны" ( Цанлан тин) - старейший в Сучжоу, созданный в 11 веке ( династия Сун). Создан он по мотивам Чжуанцзы (http://ru.wikipedia.org/wiki/Чжуан-цзы_(книга)).
Это известный "рыбный павильон" сада Цанлан тин
http://www.chinatrips.ru/images/guide...
http://www.easytourchina.com/images/P...
А это, собственно, сам павильон голубой волны
http://www.tripchinaguide.com/public/...
Он расположен на небольшом возвышении над садом, и с него, наверно, открывается неплохой вид на близлежащие окрестности.
И еще один современный "рыбный павильон", на высоком холме над озером, -своеобразная цитата двух сюжетов из одного классического сада )))
http://img.9191.cn/tour/201111/29/2011112916060170437.jpg

Элисса
Москва
09.11.2013 08:41:31

30

[24] матрона, хотел бы обратить внимание, что семантически (магически) выражения быть "в воде", "у воды", "над водой", "около воды", "под водой" и т. д., в том числе более сложные конструкции "видя воду", "видя и слыша воду", "у воды, но не видя и не слыша воду" и проч. означают разный характер отношения с инь. Поэтому в каждом конкретном случае размещения и оформления павильона (разве что за исключением китайского новодела) имеет место разная магическая идея. Как мне кажется, особенно ярко эта семантика воды передана в фильме Ким Ку Дука "Весна ..."

va_
Дубна
09.11.2013 12:40:36

31

va_, и здесь я с вами более чем согласна. Не приходится сомневаться, что устроители японского сада всегда придавали большое значение названиям как выражению мистической сути. К сожалению, именно эта суть часто теряется при попытке передать значения названий с помощью иностранного языка.

Фильм Ким Ку Дука "Весна, лето, зима, осень и…весна" посмотрела. Божественно! И очень подходит к теме разговора. Спасибо!

матрона
Москва
09.11.2013 18:37:04

32

Меня продолжали интересовать японские дома и сады, построенные на воде. Обычная рутина поиска...

И вдруг случилось неожиданное, удивительное дело!

... Среди тех построек на воде, которые в прошлый раз мы отнесли к стилю идзуми-доно и которые опираются на столбы, погруженные в воду, здание Хиункаку (в монастыре Ниси-Хонгандзи, Киото) выделяется своим необычным видом. Можно даже сказать, оно выбивается из общего строя. Я имею в виду ту часть этого комплекса, которое имеет открытый доступ к воде и называется фунаири-но-ма 舟入の間 (место, куда приплывает лодка, причал)
http://img-fotki.yandex.ru/get/9496/1...
http://img-fotki.yandex.ru/get/9155/1...

Это довольно сильно отличается от того классического вида идзуми-доно/цуридоно, который берет свое начало от хэйанского синдэна. Этот «причал» не выступает в пруд, как цуридоно, напротив, дом как бы принимает пруд в себя.

takedo сравнил архитектурный комплекс Хиункаку с "коллекцией японского деревянного зодчества". И, вижу, недаром! Оказывается, сам Фрэнк Ллойд Райт обратил на него внимание!

Хорошо известно, что Ллойд вообще был большим поклонником японской архитектуры, и тот факт, что его знаменитый проект «над водопадом» (Fallingwater House), был сделан именно под впечатлением от нее, тоже общее место:
http://www.nigde.edu.tr/ckfinder_port...

Тому, кто знаком с принципами построения японского сада и его соотношения с японским домом, легко понять, откуда в этом проекте взялись вот такие мотивы (надеюсь, что нашей аудитории эти принципы известны):
http://1.bp.blogspot.com/-IAdBlf5x4cs...

Опять же тому, кто знаком с творчеством Кобори Энсю, который делал свои стриженные формы, имитируя мегалиты, это тоже понятно (помните, мы показывали его работы):
http://upload.wikimedia.org/wikipedia...
А это не знаменитые ли перголы с глициниями, они есть во многих садах Японии, это общее место. И очень красивое:
http://3.bp.blogspot.com/-fmjnrGc-hlg...

А здесь вспоминаются улицы Киото и его старинные дома матия (о них мы тоже вели речь в этой теме):
http://www.home-designing.com/wp-cont...
http://upload.wikimedia.org/wikipedia...

... Но я впервые узнала, что именно идея функциональности, так свойственная японской архитектуре, сподвигла этого романтика, противника тогдашнего разнузданного технократизма, адепта органической архитектуры обратиться к нашему «причалу» в Хиункаку. Об этом я прочитала в одном симпатичном источнике.
И правда, этот причал в Fallingwater House невозможно не заметить. Оно и понятно, поскольку дом «представляет собой композицию из бетонных террас и вертикальных поверхностей из известняка, расположенных на стальных опорах прямо над ручьем».

Вот то самое место в знаменитом проекте Ллойда:
http://2.bp.blogspot.com/-M2USXlKLlOk...
http://1.bp.blogspot.com/-7fGOPSTeqSI...

Как будто сейчас сюда подплывет лодочка:))
http://public.bay.livefilestore.com/y...

Оказывается, Ллойд не раз обкатывал в своих проектах идею нишы над водой. Одним из наиболее известных на данную тему в самой Японии является старое здание гостиницы Imperial Hotel. Когда-то она стояла в Токио и разрушалась. Устроители музея спасали такие здания, построенные в конце ХIХ - начале ХХ века в западном стиле, и переносили их на площадку музея архитектуры под открытым небом Мэйдзи-мура под Нагоей (преф. Аити). Сейчас это здание начала ХХ века считается визитной карточкой этого музея:
http://famouswonders.com/wp-content/u...

Напоследок указываю тот источник (увы, он на я. языке), который меня просветил. Не хочется, чтоб потерялся: http://blog.livedoor.jp/tudorstyle/archives/3342133.html

матрона
Москва
20.11.2013 06:31:54

33

[32] матрона, очень интересный материал! А Imperial Hotel - прекрасный объект для исследования в стиле Va. Не простой там декор. Мне кажется, всё это проникнуто глубокой символикой.

takedo
Санкт-Петербург
20.11.2013 11:01:55

34

takedo, в Imperial Hotel много чего сочетается, там синтез японского и римского, и даже мексиканского.
Но вот что меня действительно поразило, так это его изначальная планировка. Если это взято не от синдэна, то скажите мне, что это. Или я уже ничего не понимаю:
http://classconnection.s3.amazonaws.c...
http://www.flickr.com/photos/sftrajan...

В Мэйдзи-мура осталась только центральная часть этого комплекса. Жаль конечно, что в конце 50 годов его пришлось разрушить. Там же были и сады.
Здесь довольно подробно описана судьба Imperial Hotel: http://architalk-tlarson.blogspot.ru/...
А это небольшой фильм о том здании, которое сейчас находится в музее под Нагоей:
http://www.youtube.com/watch?v=9QUz_zIJqB8

матрона
Москва
20.11.2013 19:09:14

35

[34] матрона, а почемву, собственно, не от синдэна? От синдэна и есть.

takedo
Санкт-Петербург
20.11.2013 21:46:39

36

takedo,
Представляете, был синдэн во плоти - и нет синдэна:((

Не поверите, в статье, которую я привела в [34], высказывается мнение, что флигели испортили весь проект. Есть еще умники на свете:((

матрона
Москва
21.11.2013 06:42:40

37

[36] матрона, мнение высказывается европейцем или японцем?

takedo
Санкт-Петербург
21.11.2013 10:21:45

38

takedo, почитала еще раз. Какое-то мутное место в этой статье. Непонятно, чье это мнение. Отметила про себя, что эти annexes были пристроены к основному зданию в 1952 и 1958 годах, т. е. при жизни Ллойда, значит, делаю вывод, им самим. Он очень трепетно относился к своим работам и вмешиваться в них никому не позволял.

Но меня в данном случае интересует не столько позиция иностранцев, скажем, действительно защищающих мундир западного архитектора.
Меня как раз удивляет отношение японцев к работе, которая была сделана с огромным уважением к их собственной культуре. Такого понимания исторических истоков японской архитектуры еще поискать. Архитектуры, столь органично соединенной с садом. И ведь это было сделано в рамках огромного мегаполиса, практически не допускающего существование ничего подобного, исторического сада уж точно. Говорят, что Imperial Hotel включал чуть ли не реплики из Рёандзи.
Не остановила даже грандиозность уже созданного проекта, ведь решиться повторить нечто подобное трудно.

... и все решила стоимость земли:((
Вот ведь что построили вместо:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia...
Ллойд называл это architectural monstrosities архитектурным уродством. Современники воспринимают это без особого негатива. Тем более что площадь гостиницы увеличилась в 2 раза. Чего ж еще:((

матрона
Москва
22.11.2013 07:47:48

39

[38] матрона, стоимость, цена, затраты, прибыль... Перефразируя высказавание одной небезызвестной личности, хочется сказать: когда я слышу слово бизнес, моя рука тянется к пистолету.
Что же касается Imperial Hotel и синдэна, то существенную разницу я, всё же усматриваю, и касается она именно флигелей, если я правильно применяю этот термин. Если забыть о традициях, ностальгической любви к "золотому веку", и взглянуть на комплекс просто как на архитектурный объект, то надо признать, что флигели эти излишне массивны, тяжеловаты. Их зрительный объём и "вес" в составе всего комплекса сравним с теми же параметрами основного здания, чего совершенно нет в хэйанском синдэн-дзукури. Там боковые галереи прозрачны и легки. Они - словно крылья основного синдена, не утяжеляют его, а наоборот, подчёркивают его значительность. В отеле ощущение массивности снижается благодаря небесно-голубым крышам, перекликающимся с голубой водой бассейна.
Может быть, японцы ощущают эту разницу, ощущают именно грандиозность проекта, отличающую его от образца, по которому он создан. Отсюда - их отношение.

takedo
Санкт-Петербург
22.11.2013 10:59:42

40

takedo, эх А. Б.! вечно вы идеализируете японцев:))
Насчет тяжеловесности. Не забывайте, Ллойд работал в т. наз. имперском стиле, там и не пахнет легкостью - и не может! Ведь в данном случае это вовсе не реплика, это стилизация на уровне первой половины 20 века. Можно рассуждать о качествах этого стиля и осуждать его, не принимать даже. Только Ллойд избрал его и остался ему верен. Отсюда и римские мотивы в этом комплексе. От имперского японского же был именно синдэн, такой, каким он должен быть в стиле своего времени.

матрона
Москва
22.11.2013 13:21:10

41

[40] матрона, ну, да, всё так. Просто я предположил, в чём причина столь спокойного отношения японцев к этому, безусловно, памятнику культуры, помимо стоимости земли. Может, они не воспринимали его как памятник именно своей культуры.

takedo
Санкт-Петербург
22.11.2013 13:40:09

42

takedo, вроде промелькнуло, что гостиница все-таки начала разрушаться. Но что-то мне не верится. Вся эта история очень противоречивая. Известно, что вдова Ллойда обратилась к правительству Токио с просьбой не уничтожать комплекс, уверяя, что Ллойд считал его исключительно долговечным. Да и тот факт, что он выдержал, как и предсказывал Ллойд, землетрясение 1923 года, уничтожившее не только Токио, но половину всего района Канто, говорит сам за себя.
Деньги...
К тому же в то время, когда гостиницу ликвидировали, Япония просто с ума сходила от успехов, болела гигантоманией. Все эти танкеры по 500 тыс. тонн... Вот и небоскребы стали конкурировать с американскими.
Не такие уж они пушистые :((

матрона
Москва
22.11.2013 14:12:01

43

матрона, соглашусь с takedo ))) Когда открыла фотографию
http://classconnection.s3.amazonaws.c...
Мне это не японские дворцы напомнило, а китайский императорский размах
http://icmrm11.cup.edu.cn/files/gugong2.jpg
Имперская китайская тяжеловесность без следа японской лёгкости (хотя ноги синдэна и растут из Китая )))) А потом отель всё же довольно сильно пострадал во время землетрясения, как пишут
http://en.wikipedia.org/wiki/Imperial_Hotel,_Tokyo что, в конце концов, привело к сносу :(.

Элисса
Москва
22.11.2013 18:09:39

44

Элисса, ну как хотите, а мне его очень жаль.

матрона
Москва
22.11.2013 19:06:59

45

матрона, Сегодня день бань Офуро-но хи.
К этому дню открыл офуро в саду. Собственно саму ванну и баню русскую.
Что можно сказать про этот праздник?
http://www.flickr.com/photos/79259036...
(кажется не в ту тему написал)

Gleb
Санкт-Петербург
09.01.2017 16:52:31

46

Как-то замерла эта тема, между тем у нее должно быть большое продолжение. Во всяком случае я продолжаю интенсивные поиски в этом направлении.
Повод к ее продолжению неожиданно дала замечательная лекция по японской архитектуре, которая одним бочком задела и наши интересы.
http://www.arttube.ru/index.php/place...
Результат лекции в этой части действительно весьма любопытен, и честно говоря вне ее я бы наверное так и не нашла места для подобного явления в японской архитектуре.

Речь зашла о так называемых "летающих" или "плавающих" чайных домиках и чайных беседках укабу тясицу 浮かぶ茶室, явлении отнюдь не новом в японском садовом искусстве. Но в настоящее время с легкой руки Фудзимори Тэрунобу, весьма экстравагантного архитектора, увлеченного созданием чайных домиков, в Японии появились такие домики, в буквальном смысле слова летающие в воздухе кутю-но тясицу 空中の茶室 .
Покажу то, что более всего впечатляет всех:
http://umeokagakki.cocolog-nifty.com/...
http://blogs.c.yimg.jp/res/blog-df-63...
Внутри:
http://pds.exblog.jp/pds/1/201009/11/...
Как вам?

Не думайте, что у Фудзимори это единственный проект. Отнюдь! и все они уникальны, все сделаны с учетом пожеланий заказчиков.
Есть проекты вполне даже более-менее приличные:
http://s.eximg.jp/exnews/feed/Jpcna/J...
http://www.hachimaki-okada.com/wordpr...
http://openers.jp/wp-content/uploads/...
http://image-cf.searchouse.net/Articl...

А есть весьма экзотические.
http://cp.cw1.tw/files/md5/08/0e/080e...
Внутри:
http://photo.roodo.com/photos/4447926_x4w5d51_l.jpg

Например, этот чайный домик поднят на высоту в 20 м над землей:
http://pds.exblog.jp/pds/1/200810/12/...
Внутри:
http://forgemind.net/media/wp-content...
Любопытно, что автор лекции Коновалова Нина Анатольевна, кстати, производящая замечательное впечатление своими знаниями, уважением к японской терминологии, да и общим высоким уровнем речи, не без юмора рассказывала о тех аргументах, к которым прибегал Фудзимори, убеждая потенциальных клиентов в превосходстве своих проектов.
Он приглашал их подняться наверх, угощал чаем и... начинал раскачивать и трясти домик до тех пор, - улыбается Н. И., - пока клиент не соглашался с тем, что это хорошо.

матрона
Москва
27.01.2017 11:07:05

47

[46]матрона, ох уж да..., может, это и не высокое искусство, но высокий полёт фантазии. Вспомнился Такэси Макото, которого вдохновила полузасыпанная шина. Похоже, на создание этой избушки на курьих ножках http://www.hachimaki-okada.com/wordpr...Фудзимори вдохновил камин. А этот домик http://pds.exblog.jp/pds/1/200810/12/...- вылитый "Ходячий замок Хаула" периода упадка.

takedo
Санкт-Петербург
27.01.2017 12:44:26

48

takedo, :)))

матрона
Москва
27.01.2017 14:01:26

49

А мне этот домик http://pds.exblog.jp/pds/1/200810/12/...избушку на курьих ножках напоминает :)

Элисса
Москва
27.01.2017 20:16:15

50

Элисса, избушка на курьих ножках это все-таки слишком русское:))
Я скорее соглашусь с takedo [47]. Мне тоже кажется, что известный японский режиссер Хаяо Миядзаки при создании образа того самого ходячего замка, что из мультика Howl's Moving Castle ( ハウルの動く城) вдохновлялся именно своими национальными чайными домиками от соотечественника.
Или наоборот:))

Вот так ЭТО выглядит у Миядзаки. По-моему, похоже:))
http://film110.pbworks.com/f/1260336766/howlscastle.jpg
http://s-media-cache-ak0.pinimg.com/o...

матрона
Москва
28.01.2017 07:50:02

51

[50] матрона, таким замок был до перестройки, но вот к чему привели архитектурные эксперименты {203861}

takedo
Санкт-Петербург
28.01.2017 11:07:02

52

takedo, :)))

матрона
Москва
28.01.2017 12:58:38

53

Вообще мое мнение по поводу этой беседки, прости Господи, состоит в том, что любую самую продуктивную идею можно довести до абсурда.
И опошлить.
Не воспринимаю. И не смогу воспринять никогда.
Все это показала просто как анекдот. Пусть меня простит умница Коновалова.

матрона
Москва
28.01.2017 13:02:00

54

[53] матрона, минимализм, сударыня :)

takedo
Санкт-Петербург
28.01.2017 14:22:39

55

takedo, вы коноваловский адепт:))

матрона
Москва
28.01.2017 16:13:24

56

[55] матрона, да нет, это я через призму замка Хаула. От технопанка http://film110.pbworks.com/f/1260336766/howlscastle.jpgк минимализму {203861} через крушение кумиров https://contemplatrix.files.wordpress.com/2013/06/howl-s-moving-castle-howls-moving-castle-4886095-852-480.jpg .

takedo
Санкт-Петербург
28.01.2017 16:43:23

57

takedo, :))

матрона
Москва
01.09.2017 17:23:14

www.websad.ru/disput.php?code=1025016