WEBСАД

Японские сады конца Сёва - начала Хэйсэй

В конце XX – начале XXI веков ландшафтное искусство Японии продолжало развиваться, принимая новые, порой неожиданные формы. Время бури и натиска европейской культуры прошло, уступив место цивилизованному культурному обмену. Если для людей старшего поколения ещё ощущалась некая двойственность японской культуры, то современная молодёжь в большинстве своём воспринимало её как нечто единое, не противопоставляя национальные и западные аспекты.
Японским садам прошлых веков посвящена огромная литература, что же касается работ современных ландшафтных дизайнеров, то о них в русскоязычной литературе почти ничего нет. В данной теме предлагается по мере сил восполнить этот пробел, рассмотрев работы наиболее значительных мастеров сада последних десятилетий.

takedo
Санкт-Петербург
21.11.2016
10:08:02

1

Чтобы не дробить материала, повторяю здесь рассказ о последнем саде Сигэмори Мирэя.
Сад Сёфу-эн стал последним творением Сигэмори Мирэя, завершившего его создание в год смерти, в 1975 году. Этот сад состоит из трёх частей: Дзёко-тэй, «Сад древних времён», построенный на имитации камней-божеств ивакура старых святилищ; Хорай-тэй, «Сад острова Хорай», с островом Бессмертных, выполненном в стиле эпохи Камакура; Кёкусуй-тэй, «Сад извилистого ручья», напоминающий о временах Хэйан, когда утончённые кавалеры развлекались, пуская по воде кёкусуй чарки с сакэ и сочиняя стихи
https://yadi.sk/i/RgCkO7BvyhGUH .
«Здесь в каждом мгновенье прозревается вечность, здесь вечность и мгновенье – одно» - говорил Сигэмори о садах. Эти слова могли бы послужить отправной точкой для создания Сёфу-эн, портала во времени, уводящего в прошлое: от современности – в Камакура – Хэйан – и в глубокую древность.
Первый на этом пути – сад острова Бессмертых – Хорай. Тема, весьма актуальная для эпохи Камакура (1185 – 1333), когда тысячи людей гибли в междоусобных войнах.
Хорай-тэй спроектирован в стиле прогулочного сада киюсики с прогулочной дорожкой вокруг вокруг водоёма с выступающими из него камнями – островами, главный из которых – остров Хорай. Такая композиция позволяет любоваться садом с разных точек
http://visual.information.jp/Images/2...,
http://visual.information.jp/Images/2...,
https://i.ytimg.com/vi/Pjx9eCcrfYw/maxresdefault.jpg .
По замыслу Сигэмори, массивные камни должны отображать грубую силу и мощь той суровой эпохи, которая ощущается и в сухих дзэнских садах, плавные же изгибы берегов – вызывать в памяти грациозность и элегантность линий в старинных ямато-э. Картину дополняет водопад, устроенный в северной части сада
http://visual.information.jp/Images/2....
Для озеленения в Хорай-тэй использовались традиционные деревья, такие, как сосна густоцветковая, сосна Тунберга, циклобаланопсис, сакура, камелия японская, криптомерия, клён, а на пологих холмах – самшит мелколистный и рододендрон индийский. Дизайн формирования растений (карикоми) разрабатывал старший сын Сигэмори Мирэя, Сигэмори Канто.
Следующий на пути в глубь времён – Кёкусуй-тэй
http://img.4travel.jp/img/tcs/t/pict/....

takedo
Санкт-Петербург
21.11.2016 10:15:07

2

Продолжение.
В отличие от Хорай-тэй, Кёкусуй-тэй не предназначен для прогулок. Его обзор осуществляется с галереи в форме буквы L, проходящей вдоль двух сторон сада на разных уровнях, что позволяет лучше оценить его достоинства, а также из служебных помещений храма
http://tatemono.kura42.com/swfu/d/CIMG9630.jpg.
У сокровищницы, где уровень галереи наиболее высок, насыпан искусственный холм цукияма, сплошь покрытый рододендронами. Его мягкие очертания также были навеяны картинами ямато-э. Среди волн стриженых рододендронов с вершины к подножью холма спускаются монолиты, подобные камням Хорай-тэн, привнося в сад напряжённое ощущение динамики благодаря контрасту между мощью этих каменных композиций, спускающихся к воде, плавными линиями холма и потоком, дышащим спокойствием
http://visual.information.jp/Images/2....
В сад Дзёко-тэй посетитель попадает, пройдя под галереей. Этот сад – словно перенесённый сюда фрагмент поросшего низкорослым бамбуком саса склона горы Мацуо, на которой находится само святилище Мацуо-тайся, дань почтения священным камням ивакура, сохранившимся на этой горе
http://visual.information.jp/Images/2....
Места поклонения ивасака в священных рощах, где стояли ивакура, окружались символическим ограждением из камней. Обычно в ивасака находился один ивакура, но их могло быть и несколько. В Дзёко-тэй в роли такого ограждения выступает ограда самого святилища, также отделяющая святилище от бренного мира.
Ивакура до сих пор являются объектами поклонения, а отнюдь не подлежат какой-либо оценке, поэтому, строго говоря, к Дзёко-тэй нельзя относиться как к саду. Тем не менее, именно священные рощи со стоявшими в них камнями-божествами ивакура, в «Общей истории японских садов», в написании которой принимал участие и Сигэмори Мирэй, считаются прародительницами садов Японии. Сёфу-эн – своеобразный экскурс в это далёкое прошлое, написанный языком садового искусства.

takedo
Санкт-Петербург
21.11.2016 10:16:04

3

По стопам Сигэмори Мирэя пошёл его старший сын Сигэмори Канто. Одной из его лучших работ является сад Художественного музея в г. Итами, замечательный своей изысканной простотой
http://artmuseum-itami.jp/jp/wp-conte....
Город Итами издавна славился вкусной водой. Ещё в эпоху Эдо на её основе делалось лучшее в Японии сакэ – «Итамидзакэ». Создавая сад музея, Канто не смог обойти вниманием это обстоятельство. Через весь сад «протекает» поток из белого песка, символизирующего чистую родниковую воду Итами. И среди этого чистого потока сделана композиция в стиле острова «Чистой земли» - Хорай с группой из трёх камней и сформированной сосной
http://blogimg.goo.ne.jp/user_image/1....
Кроме того, Итами известен возникновением в этих местах школы хайку «Итамифу», отличающейся свободным использованием в хайку разговорного языка. Этот дух обновления который Канто ощутил в атмосфере Итами, также отразился на дизайне сада. Прежде всего – это довольно сдержанное использование деревьев и крупных кустарников, что позволило сделать сад просторным и светлым, сад, в котором дышится свободно, как в хайку Итамифу. Для того, чтобы сад при этом выглядел живописно, в нём высажены такие почвопокровные растения, как зойсия тонколистная, офиопогон японский, три сорта кукушкина льна, а из кустарников – только высаженный фрагментарно Рододендрон индийский
http://blogimg.goo.ne.jp/user_image/2....
В 1995 году в результате одного из сильнейших землетрясений в Японии сад был разрушен, но восстановлен усилиями муниципалитета г. Итами.

takedo
Санкт-Петербург
21.11.2016 10:18:25

4

Продолжение.
Следует заметить, что сад музея Итами не совсем типичен для работ Сигэмори Канто. Всё-таки он предпочитал иметь дело с камнем. Тем не менее, любовь к открытому пространству объединяет большинство его садов. Такова, например, абстрактная композиция сухого сада у отеля Синдзико в г. Мацуэ (создана в 1973 г.)
http://www.ifnet.or.jp/~chisao/image/gendai/sinjiko.jpg,
http://www.ifnet.or.jp/~chisao/image/gendai/sinjiko2.jpg.
Сад городской библиотеки в г. Идзумо (1984 г.), напоминающий по дизайну сад музея Итами
http://www.ifnet.or.jp/~chisao/image/gendai/izumo5.jpg,
http://www.ifnet.or.jp/~chisao/image/gendai/izumo2.jpg.
Зона при входе в музей Сато преф. Нагано (1978 г.) Музей Сато – это музей доспехов, и узор сложного мощения входной зоны состоит из стилизованных изображений маэдатэ – украшений налобной части самурайских шлемов
http://www.issh.jp/satoh/museum/y-sat...,
http://www.ifnet.or.jp/~chisao/image/gendai/sato2.jpg.
Камни же композиций при входе изображаю стоящих и сидящих воинов. На камни наложены небольшие кусочки сусального золота, и в лучах луны, они поблескивают, слловно доспехи средневековых воинов
http://www.ifnet.or.jp/~chisao/image/gendai/sato5.jpg,
http://www.ifnet.or.jp/~chisao/image/gendai/sato3.jpg.

takedo
Санкт-Петербург
21.11.2016 10:19:12

5

takedo, замечательная тема! Об этих садах у нас очень мало информации, ни в каких книгах не найти.

матрона
Москва
21.11.2016 13:55:06

6

[5] матрона, рад поддержке! Ждал Вашей реакции с трепетом :)

takedo
Санкт-Петербург
21.11.2016 14:27:13

7

[5] матрона, не могу понять, что за стиль садов о:тё:фу 王朝風. Получил распространение в эпоху Эдо. Не поможете ли?

takedo
Санкт-Петербург
21.11.2016 17:59:30

8

Понял, это стиль, отличающийся особой декоративностью, когда набиравшее силу купеческое сословие пыталось подражать в великолепии своих усадеб временам Хэйян

takedo
Санкт-Петербург
21.11.2016 18:41:24

9

takedo, а про сухой сад у отеля Синдзико больше ничего не известно? Нет никаких подробностей? Очень необычный сад, интересно, что это все означает.

Nigma
Москва
21.11.2016 22:10:53

10

takedo, тема интересная. Спасибо, что затронули её.

Galaxization
Москва
21.11.2016 22:14:29

11

[9] Nigma, да, очень интересный. Я сказал бы, загадочный. Но никакой информации о нём не нашёл, увы.

takedo
Санкт-Петербург
21.11.2016 22:43:36

12

[10] Galaxization, OFF Классное высказывание (Цицерон)!

takedo
Санкт-Петербург
21.11.2016 22:46:42

13

takedo, но это не иероглифы? http://www.ifnet.or.jp/~chisao/image/gendai/sinjiko.jpg

Marchella
Москва
21.11.2016 22:48:29

14

[13] Marchella, если только сильно стилизованные. Я их не узнаю.

takedo
Санкт-Петербург
21.11.2016 23:15:21

15

Marchella, это нк иероглифы. У авангардиста Сигэмори Мирэя такие геометрические штучки встречаются нередко. Таким способом он разрисовывал не только поля садов, но писал и на их заборах:))
Тофуку-дзи, Рёгин-ан, Фури-но нива (龍吟庵 東庭「不離の庭」), кстати, Фури-но нива дословно означает НЕ-отшельнический садик
http://kyotomoyou.jp/sys/wp-content/u...
Окаяма, сад Юрин-но нива 友琳の庭
http://2.bp.blogspot.com/-kyGLaQZ96sM...

Если говорить о геометрической разрисовке самого поля сада, то наибольшее впечатление получаешь от сада при замке Кисивада 岸和田城 в Осаке:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia...
Меня уже давно интересовал вопрос о том. что же именно изображал своими садами Мирэй, какие идеи закладывал он а них. Потому что не бывает японских садов без идеи. Не бывает: впереди всякого японского сада бежит идея.
И в этом смысле сад при замке Кисивада не просто интересен, но во многом дает ключ к пониманию его творчества.

Ведь хорошо известно, что Сигэмори Мирей "восстал" против традиционного японского сада (об этом написана целая книга), против его специфически японского манъеризма. В каком-то смысле во вех своих садах он преследовал задачу разрушить пиитет перед садом эпохи Эдо, даже поиздеваться над ним, поскольку в этом саду, на его взгляд, в пользу декоративности были выхолощены истинные духовные смыслы. Это его иконоборчество сопровождалось совершенно необычными методами исполнения, которые приводили в ужас традиционалистов.
В то же время, как бы странно это не звучало, его работы постоянно возвращали зрителя к классическим основам японского сада, которые он помещал в раму абсолютно новых форм.

Таков и этот его сад. В ряду его садов это довольно ранняя работа (1953) в том смысле, что до этого он создал всего два больших сада: это сад в Касуга Тайся (1934) и знаменитый Тофуку-дзи (1939). Однако к моменту создания сада при замке Кисивада Мирэй был уже не только немолодым человеком, но художником с теми сложившимися взглядами, которые определили его место в истории японского сада вообще. Поэтому данный сад представляет особый интерес прежде всего с точки зрения сочетания в нем новой авангардистской формы с глубоким традиционным, более того, подчеркнуто традиционалистским содержанием.

Сад называется очень интересно Хати-дзин-но нива 八陣の庭, что в переводе означает Сад восьми лагерей и отсылает нас не только к известным баталиями в самой Осаке в 1614-15 гг. (Осакской сече http://en.wikipedia.org/wiki/Siege_of_Osaka),но проводит аналогии с историческими событиями... Китая, вернее с именем выдающегося китайского полководца Zhuge Liang (181-234). О нем достаточно много информации, но я в ней теряюсь. Главное - почему Мирэю пришло в голову связать осакскую композицию именно с этим именем. Может быть Элисса поможет:))

Любопытный комментарий дал сам Сигэмори Мирэй к дизайну этого сада: "замки живут вечно, таков же должен быть и дух, пронизывающий сады при них". (Это мой перевод с англ.-яз. варианта: “Castles are supposed to last forever, and the garden attached to such a castle should be designed in the same spirit.”)
Пожалуй, это не о материалах, в которых сделан сад, а все-таки скорее о памятнике рукотворном самому себе:))

матрона
Москва
22.11.2016 09:32:41

16

матрона, "Главное - почему Мирэю пришло в голову связать осакскую композицию именно с этим именем" - хороший вопрос :) Думается, что он проводил исторические параллели между периодом Сэнгоку в Японии и Троецарствием в Китае. Если вспомнить, что замок Кисивада на нынешнем месте был построен Койдэ Хидэмаса, наставником Тоётоми Хидэёси, который, в свою очередь, построил замок Осака и являлся одним из главных героев периода Сэнгоку.
Что же до Чжугэ Ляна - он считал, что одна из главных задач полководца это тренировка своих войск. Боевую подготовку проводил по планам и картам, составленным с учетом закономерностей восьми (8) триграмм (3) - или ба гуа. Лагерь главнокомандующего в центре, 8 войсковых групп расположены вокруг. Каждая группа имела название, за которым скрывалось её предназначение, характер и стиль поведения во время боевых действий. Группы следующие - змея, небо, тигр, земля, феникс, ветер, дракон и облака. Такие же названия имеют и 8 каменных групп, расположенных вокруг центральной группы, в саду Хати-дзин-но нива (Сад восьми лагерей). Плюс все каменные группы заключены в три (3 ) изломанных каменных кольца. И всё это ба гуа - вечная наука о жизни :).

Элисса
Москва
22.11.2016 11:52:49

17

[15] матрона, да, яблоко от яблони недалеко падает :). Кстати, мощение при входе в музей Сато
http://www.issh.jp/satoh/museum/y-sat...тоже явно перекликается с мощением в саду Юрин
http://2.bp.blogspot.com/-kyGLaQZ96sM....

takedo
Санкт-Петербург
22.11.2016 11:56:59

18

Элисса, спасибо! теперь понятен рисунок этой композиции и весь замысел сада. Получается, это как бы комплимент военным талантам Хидэёси, причем очень сильный, коль скоро его сравнивают с такой героической личностью из китайской истории.

матрона
Москва
22.11.2016 19:38:43

19

Перейдём к следующему потомку Сигэмори Мирэя.
Сигэмори Тисао, сын Сигэмори Канто, закончил филологический факультет токийского университета Чуо, но увлечённый ландшафтным искусством, стал помогать отцу и поступил на работу в Проектное бюро Сигэмори тэйэн сэккэй, став со временем выдающимся мастером садов. На его счету сад Дзуйэн-но тэй храма Синнёдо, сад Дзуйсёдэн святилища Мацуо-тайся и другие.
Сад Дзуйэн-но тэй был закончен недавно, в 2010 году. На его создание у Сигэмори Тисао ушло два года. Сад строго геометричен. Идеально ровная поверхность площадью 80 кв. м. расчерчена на ограниченные бордюрным камнем неправильные многоугольники, в которых также бордюрным камнем выделены квадраты. В эти квадраты, поделённые ещё на четыре ровные части, помещены различные композиции с естественными камнями или без них
http://cdn-ak.f.st-hatena.com/images/....
Изломанностью линий он напоминает сад Хатидзин-но нива, созданный Сигэмори Мирэем, дедом Тисао
http://kishiwadahonmachi.com/wp/wp-co....
Использование бордюров для разграничения участков гравийной отсыпки совершенно естественно, и понятно, но только на первый взгляд. На самом деле, всё в этом саду глубоко символично. Дело в том, что в японское слово футииси (縁石), переводимое как «бордюрный камень» или «каменный бордюр», входит иероглиф фути (縁) –«бордюр». Но этот же иероглиф входит в название сада Дзуйэн (随縁), и читается он здесь иначе – «эн», и переводится совершенно иначе – «карма». Первый же иероглиф (随) означает «следовать». Таким образом, название сада можно перевести как «Сад следования карме», или просто «Сад кармы», и именно этот глубинный смысл приобретают простые бордюры в контексте сада. В четырёхчастных же квадратах обыгрывается мотив фамильного герба дома Мицуи, вырезанного над входом в хранилище табличек с посмертными именами предков
http://shin-nyo-do.jp/zyunro_img/zuien_2.jpg.
Облик сада постоянно меняется в зависимости от сезона, погодных условий и солнечного освещения, что как нельзя более подходит «Саду следования карме» в этом «плывущем мире».

takedo
Санкт-Петербург
22.11.2016 23:50:16

20

takedo, замечательный рассказ. А я была уверена, что эта работа самого Сигэмори Мирэй. Кстати, с садом при замке Кисивада это полотно явно роднит один важный момент - это возможность обозревать его сверху, чему старший Сигэмори придавал очень большое значение. Видимо, младшенький учел все выгоды такой висты. И мне ужасно нравится рассматривать его именно сверху:
http://4.bp.blogspot.com/-nvAyRvuY9RA...
Еще более подробно:
http://userdisk.webry.biglobe.ne.jp/0...

А вот к чему там мотив фамильного герба дома Мицуи? М. б. это фамильный храм Мицуи, не знаете? А где именно изображен их герб, не покажете?

Любопытно отметить, как храмы выстраивают свою политику в отношении обновления своих садов. Характерен пример и храма Синнё-до, который в 2010 году пригласил Сигэмори Тисао сделать свой сад.
А несколькими годами раньше (в 1988 году) для храма дизайнером Сабуро Сонэ 曾根三郎 в традиционной манере был сделан сад Нэхан-но-Нива 涅槃の庭 с композициями, посвященными смерти Будды. Обращенный к горе Хигасияма, которая служит для сада замечательным фоном, он смотрится очень выигрышно.
http://ichyouraihuku.c.blog.so-net.ne...

Если для авангардной работы была выбрана форма цубо, то для традиционной - в виде пейзажной картины в раме.

матрона
Москва
23.11.2016 06:11:46

21

takedo, а! поняла, где герб Мицуи. Но причем здесь все-таки их имя?

матрона
Москва
23.11.2016 06:24:51

22

[21] матрона, да, это фамильный храм Мацуи

takedo
Санкт-Петербург
23.11.2016 10:31:01

23

takedo, да, спасибо, понятно.
Я просто хочу, дабы расставить все точки над i и чтобы все поняли о чем речь, вычленить в рисунке сада Дзуэй-но тэй ту фигуру, которая стилизует камон дома Мицуи.

Это сам камон дома Мицуи:
http://www.wikiwand.com/de/Mitsui_(Familie)
А это то, что размещено на коньке крыши храма:
http://nakayahiroshima.com/images/kamon.jpg
http://shin-nyo-do.jp/zyunro_img/zuien_2.jpg
И наконец в самом саду мы видим множественные изображения, стилизующие этот камон:
http://userdisk.webry.biglobe.ne.jp/0...

Правда, есть одно но. Дело в том, что после войны крупные японские монополии, основанные на семейных кланах (дзайбацу) были расформированы, в том числе дзайбацу Мицуи. В настоящее время есть акционерное общество Mitsui& Co., у которого есть свой логотип.
Может быть кто-то уже встречал его (тот, что слева):
http://4.bp.blogspot.com/-dYsbGOdh5V0...
Так что не путайте.

матрона
Москва
23.11.2016 11:01:14

24

"Сад кармы" и "Сад нирваны" (Нэхан-но-нива) - прекрасное сочетание!
Судьба отвела Сонэ Сабуро недолгую жизнь. Он скоропостижно скончался в 49 лет, не успев сделать многого. Его сад Нэхан-но тэй, «Сад нирваны», созданный в 1988 году, как и «Сад кармы», находится в храме Синнё-до.
«Сад нирваны» - это сухой сад с заимствованным видом гор Хиэй и Хигасияма
http://kyoto-albumwalking2.cocolog-ni....
Главная композиция сада изображает уходящего в нирвану Будду, окружённого оплакивающими его учениками и другими существами
http://images.myshared.ru/5/373994/slide_7.jpg,
https://media-cdn.tripadvisor.com/media/photo-s/0b/12/ab/2a/caption.jpg .
Будда лежит на боку, и контуры его тела, составленного из огромных валунов, повторяют очертания величественной горной гряды заимствованного пейзажа.
Вертикальный камень под большой криптомерией в правой части сада изображает мать Будды – Майю, а меньший камень – его любимого ученика Ананду, склонившегося в печали. Камни в потоке сухого ручья – водные создания, плывущие к Будде
https://media-cdn.tripadvisor.com/media/photo-s/0b/94/58/30/caption.jpg .

takedo
Санкт-Петербург
23.11.2016 23:10:29

25

takedo, вот это да! Где вы это откопали?

Просто блеск: как замечательно это сопоставление фотографий по нирване! огромное спасибо!
http://images.myshared.ru/5/373994/slide_7.jpg
http://media-cdn.tripadvisor.com/medi...

И это великолепная расшифровка: ведь они плывут к Сандзон-иси, буддистской триаде. Элементарно, Ватсон!
http://media-cdn.tripadvisor.com/medi...

... вот, оказывается, почему об этом дизайнере так мало информации. Он так мало пожил, жаль. Ведь Сад нирваны просто замечательный. Такое замечательное, одновременно красивое и идеологически точное использование импортированного пейзажа.

Александр Борисович, а как вы относитесь к моей мысли о том, что авангарду лучше подходит замкнутая форма пространства, например, форма цубо?

матрона
Москва
24.11.2016 06:44:31

26

[25] матрона, с Вашего позволения, я уклонюсь от прямого ответа на вопрос об авангарде, поскольку очень плохо в нём разбираюсь. Однако мне кажется, что авангард авангарду рознь. Скажем, "Дом над водопадом" Френка Ллойда Райта, разумеется, со всем его зелёным окружением, - это авангард или нет? Если да, то малыми формами там и не пахнет.
С другой стороны, есть сады, заставляющие зрителя идти не вширь, а вглубь. В этом смысле сухие сады - благодатная почва для авангарда.

takedo
Санкт-Петербург
24.11.2016 10:28:45

27

takedo, ладно, пока оставим этот вопрос. Здесь надо сначала договариваться о понятиях.

матрона
Москва
24.11.2016 12:33:11

28

Вот ещё два сада Сонэ Сабуро.
История храма Мэйгэцу-ин всходит к XIV веку, и современный вид прихрамового сада, разумеется, отличен от того, каким он был когда-то. Изменения эти коснулись и Новейшего времени, что связано с тенденцией обновления садов старых храмов. Один из примеров такого обновления – храм Синнё-до, где в 1988 году был создан «Сад нирваны», а в 2010 – «Сад кармы». Коснулись эти изменения и храма Мэйгэцу-ин, где появились сухой сад и сад воды, спроектированные Сонэ Сабуро.
Сухой сад, в основу которого положена мифическая тема трёх островов – острова находится перед главным зданием храма. Окружённый с трёх сторон густыми деревьями, он выглядит прекрасно. Из моря белого песка вырастает остров Бессмертных с горой Сумеру, слева – остров журавля, а справа выплывает остров черепахи
https://yadi.sk/i/mDF9emo9zMbeE .
Ранней весной за островом Хорай зацветает жёлтым химонант скороспелый, и зимой не сбрасывающие листвы, потом зацветает плакучая вишня, склонившись над горой Сумеру, а в июне остров Бессмертных покрывается розовыми цветами рододендронов
https://yadi.sk/i/7NLTNah1zLBFS ,
https://yadi.sk/i/7NLTNah1zLBFS .
За главным зданием храма - сад воды, вид на который открывается из круглого окна главного здания
http://okayamakajyu.com/images/03land....
К сожалению, информацию об этом саде обнаружить не удалось.
Есть композиция работы Сонэ Сабуро и у входа в храм Тэнрю-дзи в Киото
http://landscape.totalarch.com/files/....

takedo
Санкт-Петербург
24.11.2016 23:52:31

29

takedo [28], да, конечно это был талант. Вот уж действительно памятник себе рукотворный. Жаль, что так рано ушел.

матрона
Москва
25.11.2016 03:06:45

30

Очень понравился сухой сад в Мэйгэцу-ин! Достоин фото побольше ))
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/29/Meigetsu-in-Kamakura-Sand-Garden.jpg
http://www.gardenvisit.com/uploads/im...
http://www.yuko-travel.ru/gallery/jap...
http://1.bp.blogspot.com/-vADY7UbXQtc...

Интересно, мне показалось, что этот сад в чем-то перекликается с садом Адати:
http://placepic.ru/uploads/posts/2010...
А также с некоторыми работами Сигэмори Мирэй и Кобори Энсю.

Nigma
Москва
25.11.2016 11:28:35

31

Масуно Сюммё (1953 - ) – дзэнский монах, профессор кафедры экологического дизайна Университета искусств Тама, посвятивший себя созданию садов. Своё творчество он всегда считал путём для выражения внутреннего мира и, в то же время, для совершенствования этого мира, переживая процесс создания сада как духовный подвиг.
Ценя наследие прошлого, Масуно Сюммё считает, что несмотря на постоянные перемены, происходящие в жизни садов, в японцах в течение более тысячи лет существования садового искусства закладывалась основа, определяющая определённую шкалу ценностей, как ДНК определяет задатки человека.

Сухой сад Рюмон-тэй, «Врата дракона», Масуно Сюммэй создал в г. Мито (преф. Ибараки) в 1999 году для храма Гион
https://i1.read01.com/image.php?url=0D2zsZ0H ,
http://ryutaiin.c.blog.so-net.ne.jp/_....
Главными элементами композиции этого дзэнского сада, воплощающими замысел Сюммэя, являются сухой водопад и два вертикальных монолита.
Водопад называется также, как и сам сад – «Врата дракона». Это название связано с китайской легендой о карпе, который, плывя по реке Хуанхэ против течения, достиг мощного водопада под названием «Драконий водоворот» и, поднявшись по ему, превратился в дракона и взмыл в небо. Поэтому карп является символом жизнестойкости, храбрости и силы. Только смерть может остановить его в стремлении к поставленной цели. Именно эти свойства всегда ценились самураями, в большинстве своём исповедовавшими учение дзэн. Такое название сада было весьма уместно в дзэнском храме, каковым являлся Гион.
Монолиты же, стоящие у водопада, изображают двух людей, в своё время много сделавших для храма: дзэнского монаха Токо Синъэцу – поэта, прозаика и художника, основавшего храм Гион, и второго даймё княжества Мито (современная преф. Ибараки) Токугава Мицукуни (1628 – 1701), по приглашению которого Синъэцу прибыл из Китая.
Этот сад – ещё один пример того, как важно понимать подтекст японских садов, чтобы в полной мере оценить их достоинства. Иначе повесть о прошлом, написанная языком сухого сада, превращается просто в группу красиво расставленных камней.

takedo
Санкт-Петербург
26.11.2016 12:54:42

32

takedo, [31] - а какова роль большого плоского камня?

Nigma
Москва
26.11.2016 14:28:05

33

[32] Nigma, об этом ничего не сказан, но вряд ли на него предполагалось вставать. По песку ходить нельзя. Может быть, он служит для обслуживания. Последний камень, на котором стоят при "расчёсывании" песка. А может, на нём сидят во время медитации
https://yadi.sk/i/XMjR7FnhzWyea .

takedo
Санкт-Петербург
26.11.2016 15:32:55

34

Элисса, помогите, пожалуйста, с переводом. Это фрагмент из Лунь Юй (後鳥羽院勅撰・和論語), правда, на японском. Не хочется делать это самопально, если имеется официальный перевод. Может быть, он Вам известен.
 益人の、正しき直き心を元にして、
   天つ神のみ心にかなへ直き心は天地に通じ、
   物として物ならずと云うことなし、
   草も木も直き心ぞ、世の宝として宝なり。

takedo
Санкт-Петербург
28.11.2016 16:34:32

35

О, takedo, если Вы переведёте мне этот текст на китайский - легко :).
А если серьёзно, то, конечно, есть официальный перевод Лунь Юй (https://www.litmir.info/br/?b=14852 ), но поскольку наизусть я это произведение не знаю :( и докопаться, в приведённом на японском отрывке, до истины мне не под силу, боюсь, я Вам не помощница :(.

Элисса
Москва
29.11.2016 00:05:07

36

takedo, да, Вы, романтик! Красиво :) ОФФ

Элисса
Москва
29.11.2016 23:51:06

37

[36] Элисса, спасибо :)
Вот ещё один сад Масуно Сюммё. Уж в нём сила Ян победила бесспорно!
Сад Кантакэяма-синъэн, «Сад горы божеств», при синтоистском святилище Самукава-дзиндзя был завершён Масуно Сюммё в 2009 году. На это ушла восемь лет: четыре года на разработку концепции и четыре – на её реализацию
https://yadi.sk/i/5aYcq6ytzh9Ag .
Кантакэяма-синъэн – прекрасный природный сад в прогулочном стиле кайюсики, воссоздающий атмосферу горного леса с огромными валунами, непроходимыми зарослями, водопадами и порожистыми потоками, но при этом открытый и светлый благодаря наличию водного пространства.
Прямо перед входом отведено место для ритуального омовения рук тэмидзуя. Чаша для омовения изготовлена из опорного камня ворот тории и поэтому считается священной.
https://www.kanagawa-kankou.or.jp/shonan/img/reco/midokoro_samukawa.jpg .
Рядом с тэмидзуя есть маленький водоём Нампа-но коикэ. Считается, что он имеет прямое отношение к происхождению Самукава-дзиндзя
http://blogs.c.yimg.jp/res/blog-9f-a7....
По преданию, именно этот водоём с родником является местом счастливого появления божества – покровителя святилища Самукава.
Ещё один источник, где используется опорный камень тории, находится в нижнем пруду. Этот камень имеет форму восьмиугольника и называется Хакки-но идзуми
https://yadi.sk/i/nDs6ZfD8zcdiL .
Символика числа восемь многозначна, в том числе и в синтоизме. В святилище Самукава оно связано с молитвой хаппоёкэ, «Молитвой восьми направлений», призванной защитить от нападения со всех восьми сторон света (включая северо-запад, северо-восток, юго-запад и юго-восток) злых божеств и демонов.
В юго-западной части сада перекинут земляной мост, делящий пруд на нижний и верхний. Под ним шумит вода, стекающая, преодолевая пороги, из верхнего пруда в нижний
http://userdisk.webry.biglobe.ne.jp/0...,
https://yadi.sk/i/ZY_-nXOqzd9pa .

takedo
Санкт-Петербург
30.11.2016 09:54:38

38

Продолжение
С противоположной стороны пруда – каменный мост, перекинутый через текущий от водопада поток
https://yadi.sk/i/peWQxeX1zf5jU .
На северо-западном берегу пруда над самой водой расположился чайный домик, где можно приятно провести время
http://samukawajinjya.jp/image/t_image/166.jpg.
Отсюда прекрасно видна сцена на противоположном берегу, где исполняется музыка гагаку, сопровождаемая танцами
https://yadi.sk/i/c6oXo7IhzfFzN .
За чайным домиком построен музей, посвящённый истории возникновения обряда хаппоёкэ. Музей бесплатный, но войти в него может только тот, кто прочтёт «Молитву восьми направлений»
https://yadi.sk/i/gSb2i6ttzgwjX .
Сквозь нижний проём в стене вестибюля виден лаконичный и изысканный сад камней, прекрасно сочетающийся с суровой простотой здания музея, выстроенного из железобетона почти без окон
http://www.e-theoria.com/museum/img/018/01_05_photo.jpg,
https://yadi.sk/i/OXfpWQuqzgon2 .
На берегу верхнего пруда находится традиционный чайный павильон, тясицу Дзикисин-ан, «Павильон открытых сердец". При нём - родзи с внутренней калиткой, делящей сад на внутренний и внешний, скамья для ожидания косикакэ-матиаи во внешнем родзи
https://yadi.sk/i/CiR6M9_Nzfdo2 , https://yadi.sk/i/aozm9gOgzfeCi .
Есть в родзи и фонарь с цукубаи
http://livedoor.blogimg.jp/sunting1/imgs/5/3/53a5fa7b.jpg.
Наряду с прочими достоинствами, «Сад горы божеств» - это сад непрерывного цветения. В нём растут сливы, сакуры, магонии, рододендроны, гортензии, клёны и другие деревья и кустарники. Среди камней прорастают дикорастущие цветы, такие, как дицентра, колокольчики, гвоздики, ирисы.
Примечательно также, что в саду нет ни одного стриженого куста, что встречается не часто.

takedo
Санкт-Петербург
30.11.2016 09:58:28

39

Поскольку Масуно покинул эту тему, хочется показать ещё два - три небольших сада, уступающих садам Масуно, но тем е менее, достаточно известных.
Китаяма Ясуо (1949 - ) окончил экономический факультет университета Сангё в Киото, но после окончания университета не пошёл по своей профессии, а увлёкся ландшафтным дизайном, преуспев в этой профессии. В 26 лет он организовал собственную ландшафтную фирму «Китаяма дзоэн».
Одна из наиболее известных работ Китаяма Ясуо – сад дзэнского храма Рёун-дзи (Рюун-дзи) в г. Хамамацу, преф. Сидзуока
http://www.at-s.com/facilities/images....
Сад состоит из двух частей: сухого сада Мурёдзю-тэй, «Сад вечной жизни», перед главным зданием храма, и сада Сёдзё-тэй, «Сад непорочности», – за главным зданием.
Композиция «Сада вечной жизни» довольно проста. Она состоит из трёх традиционных буддистских символов: далёкого острова с камнями буддистской триады, символизирующими Будду и двух бодхисатв, дракона (на фото – слева), изображённого группой камней, и острова черепахи (справа). Дракон и черепаха, плывущие к острову Будды
http://livedoor.blogimg.jp/miles_smil....
Главным и единственным «героем» второго сада, «Сада непорочности», является «Водопад дракона», стекающий по склону каменистого холма с высоты 15 метров в округлый водоём. На доске, плавающей по водоёму, написано название водопада
http://img01.wagomu.id/usr/j/p/i/jpinfo/DSC02280.JPG.
Признаться, в композиции камней первого сада я так и не смог увидеть дракона.

takedo
Санкт-Петербург
13.12.2016 09:58:05

40

Ещё один небольшой сад Китаяма Ясуо, «Сад шума прилива» (Тёон-тэй) созданный им в 2005 году, находится во внутреннем дворике древнего дзэнского храма Кэннин-дзи в Киото, основанного в 1202 году
https://yadi.sk/i/FKgzw28vzpRsG , https://yadi.sk/i/pM07-_mWzq7Sf .
К Тёон-тэй как нельзя лучше подходит поговорка «мал золотник, да дорог». Окружённый с четырёх сторон галереями и рассчитанный на круговой обзор, этот простой и элегантный сад хорош в любое время года
http://kyoto-kabegami.com/wp02k/401_k...,
http://kyotomoyou.jp/sys/wp-content/u...,
https://farm9.staticflickr.com/8602/16081628567_68005aa268_b.jpg ,
http://kyoto-albumwalking2.cocolog-ni....
В Тёон-тэй Китаяма Ясуо выбрал центральную композицию, наиболее удобную для кругового обзора, поместив в центр камни буддистской триады. А на осенней фотографии справа виден камень для медитации дза-дзэн.

takedo
Санкт-Петербург
16.12.2016 13:36:09

41

Вот ещё дизайнер нашего времени, Кидо Масамицу, и одна из его работ - сад бывшего дома Цудзимото.
Дом Цудзимото, находящийся в г. Осака и принадлежавший когда-то зажиточной крестьянской семье Цудзимото, был построен в начале эпохи Эдо (1603 – 1868). Его называют также особняком Хираного по имени последнего владельца. С 1993 года там расположен городской музей
http://stat.ameba.jp/user_images/2016...Сад в природном стиле с ручьём, берущим начало у двухступенчатого водопада, создаёт иллюзию настоящего леса
http://stat.ameba.jp/user_images/2016...
http://stat.ameba.jp/user_images/2016...,
http://blog-imgs-86.fc2.com/b/b/a/bbagal/s-PA242051.jpg.
Только у самого дома имеются стриженые кусты и симпатичные композиции, как это и принято в садах природного стиля
http://stat.ameba.jp/user_images/2016...
http://stat.ameba.jp/user_images/2016....
Следует добавить, что это не просто природный сад, но сад непрерывного цветения. Весной в нём распускаются вишни мелкопильчатые, летом – кусты гортензии крупнолистной и ирисы, а осенью окрашиваются в красные тона клёны.
К сожалению, мне не удалось найти больше ландшафтных дизайнеров эпохи Хэйсэй, о которых можно было бы что-то сказать.

takedo
Санкт-Петербург
18.12.2016 10:52:33

42

Итак, подведём итог. С некоторым приближением можно сказать, что, как и сто лет назад, ландшафтные дизайнеры конца прошлого – начала нынешнего веков работают в трёх направлениях: сады, создаваемые убеждёнными приверженцами старых традиций, сады, испытавшие в той или иной мере европейское влияние и просто европейские сады, перенесённые на японскую почву. Вторых, безусловно, значительное большинство.
Как можно заметить из приведённых примеров, стали возрождаться сухие сады карэсансуй, интерес к которым стал угасать в эпоху Мэйдзи и почти угас в начале XX века, в «эпоху усадеб» - Тайсё, когда большинство садов создавалось в стиле натурализма. Это и понятно, поскольку сухие сады, становясь всё более абстрактными, давали больше простора для полёта фантазии. Кроме того, они занимали меньше места, и в конце XX - начале XXI веков это стало важным фактором.
В связи с возрастающей урбанизацией и сокращением площадей для создания крупных садов, всё большую роль в ландшафтном искусстве последнего времени стали играть профессиональные архитекторы, создающие свои проекты в комплексе с озеленением прилегающих к их строениям территорий.

takedo
Санкт-Петербург
20.12.2016 10:23:30

43

takedo, а приверженцев модерна вы к какой группе относите?

матрона
Москва
20.12.2016 10:37:53

44

[43] матрона, к тем, кто испытал европейское влияние, причём в значительной мере. Это было несложно, поскольку сам европейский модерн испытал немалое влияние Востока.

takedo
Санкт-Петербург
20.12.2016 10:51:59

45

takedo, но насколько мы только что выяснили, и Масуно, и Сигэмори, эти яркие представители модерна, были одновременно ярыми приверженцами традиции в японском садовом искусстве.
Либо я что-то не понимаю, либо в вашей классификации что-то не так.

матрона
Москва
20.12.2016 11:55:56

46

[45] матрона, Естественно, между этими направлениями не возводилось стен. Поэтому мой пост начинается словами "С некоторым приближением...".

takedo
Санкт-Петербург
20.12.2016 12:33:59

47

takedo [46], правда, вы так сказали?

матрона
Москва
20.12.2016 13:17:20

48

[47] матрона, дык ить вот, да :)

takedo
Санкт-Петербург
20.12.2016 15:21:11

49

Спасибо! Очень интересно почитать и посмотреть.
takedo, в [41] фото с сайта http://stat.ameba.jpне открываются.

Centurion
Санкт-Петербург
20.12.2016 16:05:52

50

[49] Centurion, Попробую поместить ещё раз. Вне Вебсада открывается. Если не получится, попробую по другому.
Дом Цудзимото, находящийся в г. Осака и принадлежавший когда-то зажиточной крестьянской семье Цудзимото, был построен в начале эпохи Эдо (1603 – 1868). Его называют также особняком Хираного по имени последнего владельца. С 1993 года там расположен городской музей
http://stat.ameba.jp/user_images/2016....
Сад в природном стиле с ручьём, берущим начало у двухступенчатого водопада, создаёт иллюзию настоящего леса
http://stat.ameba.jp/user_images/2016...,
http://stat.ameba.jp/user_images/2016...,
http://blog-imgs-86.fc2.com/b/b/a/bbagal/s-PA242051.jpg.
Только у самого дома имеются стриженые кусты и симпатичные композиции, как это и принято в садах природного стиля
http://stat.ameba.jp/user_images/2016...,
http://stat.ameba.jp/user_images/2016....

takedo
Санкт-Петербург
20.12.2016 20:15:07

51

takedo, к сожалению, у меня тоже эти фото не открылись ((

Nigma
Москва
21.12.2016 12:15:45

52

[51] Nigma, и в последнем посте (50)? Как странно, у меня из этого поста всё открывается. Скажите, если нет, попробую из облака.

takedo
Санкт-Петербург
21.12.2016 12:45:39

53

takedo, у меня, тоже, не открываются не из первого, не из последнего (50) постов.

Элисса
Москва
21.12.2016 12:55:02

54

офф takedo, да, таже ошибка -
Referral Denied
You don't have permission to access "http://stat.ameba.jp/user_images/2016...on this server.

Reference #24.32f01502.1482316740.1bf97186
Видимо, чтобы был доступ к фото, надо быть зарегистрированным на этом сайте.

Centurion
Санкт-Петербург
21.12.2016 13:42:12

55

Теперь уж должно открыться.
Вот ещё дизайнер нашего времени, Кидо Масамицу, и одна из его работ - сад бывшего дома Цудзимото.
Дом Цудзимото, находящийся в г. Осака и принадлежавший когда-то зажиточной крестьянской семье Цудзимото, был построен в начале эпохи Эдо (1603 – 1868). Его называют также особняком Хираного по имени последнего владельца. С 1993 года там расположен городской музей
https://yadi.sk/i/rMP-X3TE34FLUc . Сад в природном стиле с ручьём, берущим начало у двухступенчатого водопада, создаёт иллюзию настоящего леса
https://yadi.sk/i/i5NxaH4n34FM2f ,
https://yadi.sk/i/w0XyIMwE34AsBV ,
http://blog-imgs-86.fc2.com/b/b/a/bbagal/s-PA242051.jpg.
Только у самого дома имеются стриженые кусты и симпатичные композиции, как это и принято в садах природного стиля
https://yadi.sk/i/s_GQ5DEB34FNai ,
https://yadi.sk/i/tl8wyAz_34FNvN .
Следует добавить, что это не просто природный сад, но сад непрерывного цветения. Весной в нём распускаются вишни мелкопильчатые, летом – кусты гортензии крупнолистной и ирисы, а осенью окрашиваются в красные тона клёны.

takedo
Санкт-Петербург
21.12.2016 13:44:29

56

ОФФ takedo, [55] спасибо! Теперь всё открывается, водопад интересный.

Элисса
Москва
21.12.2016 22:47:44

57

takedo, http://stat.ameba.jp/user_images/2016...
предыдущие фото открывались, только начало обрезано, очень интересный сад. Сад в природном стиле, весьма тонкая работа на острие ландшафтного искусства.
Но у дома скамейка покрытая красным полотном указывает что здесь чайный клуб.

Gleb
Санкт-Петербург
22.12.2016 03:28:12

58

например как здесь в Фукуока Rakusuien https://flic.kr/p/CPdXyq
https://flic.kr/p/DLKxiF https://flic.kr/p/DAju2s

Gleb
Санкт-Петербург
22.12.2016 03:35:47

59

Gleb, а если покрыто синим полотном?http://www.websad.ru/pic.php?imgname=...

Marchella
Москва
22.12.2016 08:22:40

60

Marchella, наверно, по аналогии с банями, женские и мужские столы... шутка :)

Centurion
Санкт-Петербург
22.12.2016 09:31:48

61

Centurion, но там еще розовые "фартучки". Поминальные столы?

Marchella
Москва
22.12.2016 10:03:39

62

Marchella, :) да, насколько я помню из прочитанного на страницах нашего форума, камни - символизирующие босяцу (божества, охраняющие детей) украшают детскими шапочками, одевают в детскую одежду, другие камни обвязывают веревками, они тоже как-то называются... не помню как.
Придут наши гуру и всё объяснят, а то можно много чего нафантазировать :)

Centurion
Санкт-Петербург
22.12.2016 11:15:10

63

[61] [62] это божество по имени дзидзо, одной из важнейших функций которого является сопровождение умерших детей в чистилище, дабы уменьшить их страдания там.
http://saison-group.ru/images/2015/05...
http://www.onmarkproductions.com/html/jizo1.shtml
Мы где-то уже писали о нем, помню, в связи с каким-то монастырем в Сидзуоке.

матрона
Москва
22.12.2016 12:54:10

64

[63] матрона, да, Вы всё это рассказывали в 13 году. Но вопрос был про красные/синие покрывала.

Marchella
Москва
22.12.2016 22:27:40

65

Marchella, да, для чайных церемоний на открытом воздухе "Омотэсэнкэ" и "Урасэнкэ" используется красное одеяние и в зависимости от сезона используют только красные зонты а также для фестивальных представлений. Синий - это ошибка. (мне кажется что-то здесь не так).

Gleb
Санкт-Петербург
12.03.2017 02:19:52

66

takedo, не знаю, для какой вашей темы это лучше подходит, но название статьи меня очень заинтересовало: Sutemi Horiguchi: Turning from Modernism to "Japan Style" | Isozaki Arata, Hino Naohiko.
http://db.10plus1.jp/backnumber/article/articleid/678/
По-моему, где-то мы чуть-чуть сталкивались с работами этого архитектора. Сейчас его имя возникло в связи с его работами по Рёандзи. Любопытно было бы узнать, что именно он понимал под японским стилем. Тем более, что его архитектура кажется связана с садами.

матрона
Москва
23.03.2017 12:00:08

67

к [66] здесь тоже о нем есть кое-что в более широком контексте, начиная со с. 23:
http://digitool.library.mcgill.ca/web...

Prize of AIJ for Design 1951 "Hasshokan miyuki no ma" Sutemi Horiguchi
http://www.hasshoukan.com/room/
http://casabrutus.com/special/japanes...

матрона
Москва
23.03.2017 12:09:20

68

[66] [67] матрона, спасибо, посмотрю повнимательней.

takedo
Санкт-Петербург
23.03.2017 13:19:12

69

[66] матрона, Никакого упоминания о садах не встретил. Всё исключительно о модерне в архитектуре. Тясицу он тоже проекировал, но никакого отношения к садам, в которых эти тясицу стоят, как я понял, он не имел.

takedo
Санкт-Петербург
23.03.2017 18:12:05

70

[69] takedo, иначе говоря тясицу отдельно, а котлеты отдельно?
И это после того как мы сломали столько копий доказывая, что японский дом и сад неразделимы? тем более тясицу и сад?
Это довольно странно. Особенно когда речь идет о таком архитекторе, как Сутэми Хоригути, который считался одним из выдающихся знатоков японских садов. Он, кстати, первым высказал мысль о том, что сады Муромати были навеяны впечатлениями от китайской живописи. Он исследовал историю Рёандзи, и до войны по его инициативе велась очень острая дискуссия о том, насколько Рёандзи является древним садом.

Он был страстным почитателем Кобори Энсю с его Кацурой. Он был его последователем, и его чайные домики сравнивали с чайными домиками Кобори, считали их такими же новаторскими.
Что касается его проекта Хассёкан 八勝館 , то, на мой взгляд, это очевидная аллюзия на Кацуру. После того, как императорская чета Сёва почтила своим вниманием эту усадьбу в Нагое, она получила свое второе название Императорских покоев Миюки-но ма 御幸の間, с явным намеком на такое же событие в Кацуре, после которого главную дорогу, ведущую в сад, назвали императорской дорогой Миюки-но мити 御幸の道

А балкон для любования луной?
月見台 в Кацуре http://farm8.staticflickr.com/7407/91...
月見台 в Хассёкане https://casabrutus.com/wp-content/uploads/2015/01/025.jpg

В данном проекте архитектура неразрывно связана с садом. Именно саду буквально посвящен весь второй этаж дома, опоясанный со всех сторон открытой верандой. При этом считают, что Сутэми Хоригути, как никому прежде, удалось совместить идею традиционного чайного домика со встроенностью в жилой дом самым органичным образом, объединением в одно целое преимуществ того и другого.

Подобно Кобори Энсю, который постоянно экспериментируя с освещением своих чайных домиков и беседок, пытался достигнуть максимального слияния архитектуры с внешней средой, Сутэми Хоригути ввел в свой проект непривычные для своего времени (1951 год) потолочные окна.
http://livedoor.blogimg.jp/kiyosumi_k...
http://livedoor.blogimg.jp/kiyosumi_k...
http://www.hasshoukan.com/room/img/photo02_5.jpg

Много интересного, как мне кажется, можно было бы найти в этой усадьбе, если заняться ею по-настоящему.
Ну, например, любопытно было бы проследить связь между ее названием (в переводе дворец восьми побед) и знаменитыми 8-оконными чайными домиками Кобори Энсю...
Да мало ли...
Жаль, что мы так поспешно отказались от рассмотрения этой усадьбы...

Теперь приходится ограничиться несколькими картинками, как мне показалось, довольно интересными:
http://www.hasshoukan.com/about/img/photo01_4.jpg
http://www.hasshoukan.com/event/horig...
http://pds.exblog.jp/pds/1/201502/09/...
http://smlycdn.akamaized.net/data/pro...
http://izumi-arch.cocolog-nifty.com/p...
http://ameblo.jp/tokyotravelguide2020...

матрона
Москва
23.03.2017 21:48:59

71

матрона, это светильники накрыты колпаками?http://s.ameblo.jp/tokyotravelguide20...http://pds.exblog.jp/pds/1/201502/09/...

Marchella
Москва
24.03.2017 08:59:59

72

[70] матрона, разумеется, он создавал свои проекты с учётом окружающей среды, и получалось это у него великолепно. Но мне не удалось найти в его работах ничего, что говорило бы о его участии в создании этой окружающей среды, как это делали архитекторы из темы "Японский сад в урбанизированной среде Новейшего времени". Конечно, и второй этаж, посвящённый саду, и балкон для любования луной, и потолочные окна - всё это говорит о его успешности в стремлении слить строение с садом, но всё это архитектура.
Что касается 八勝館, то присмотрюсь к нему повнимательней. Может быть, тут я ошибаюсь.

takedo
Санкт-Петербург
24.03.2017 10:13:59

73

takedo [72], чтобы делать такие заключения, надо было исследовать, а не отвергать с порога. И я не исследовала, а лишь только хотела показать потенциал.
И мне очень жаль, что порой в самых жалких дачных веяниях мы усматриваем чуть ли не генеральную тенденцию в развитии японских садов, а с именами подобного класса обращаемся с легкостью необыкновенной.

матрона
Москва
24.03.2017 10:38:35

74

Marchella, [71] какой у вас, однако, острый глаз. Вам приходилось это видеть в Корее? Это бамбуковые веерочки, что ли?

матрона
Москва
24.03.2017 10:40:27

75

матрона, почему веерочки? Разве это не тростниковые конусы, одетые на фонари - подсветку дорожки?

Marchella
Москва
29.10.2017 15:03:50

www.websad.ru/disput.php?code=1022108