Здравствуйте, новый посетитель!
Сейчас 18.11.2017 18:54:24
Семена почтой

СПРОС

 
Умеете ли вы прививать древесные растения?
Да, и весьма успешно
Опыт был, но неудачный
Планирую научиться
Я против прививки в принципе
А разве древесные прививают?

Мои настройки
Регистрация
Карта WEBСАД в Московской области (388)
Карта WEBСАД в Ленинградской области (93)
Поздравляем с днем рождения
Правила регистрации и участия
FAQ - ЧАВО (часто задаваемые вопросы)
Поиск по сайту

ФОРУМ WEBСАД

Восточный сад. Вода и камень в саду

Символизм японского сада

Символизм японского сада, как одно из проявлений символизма японского искусства вообще, будь то поэзия, живопись или икэбана, безусловно, вызывает горячий интерес. Однако в публикациях на эту тему мы встречаем либо общие слова, либо перечень отдельных символов. Всё это нужно и полезно, но не даёт ощущения всей, порою просто шокирующей, глубины подтекстов, ассоциаций, иносказаний, расширяющих восприятие сада до вселенских масштабов, либо уводящее нас к личным переживаниям его создателя, либо делающих и то, и другое. Иногда в описаниях садов встречаются намёки на их символическое значение, но рассеянные по информационным просторам, они не производят должного впечатления. Представляется интересным показать такие сады в «концентрированном» виде, чтобы избежать этого недостатка.

takedo Вставить логин takedo в текст сообщения
Санкт-Петербург
27.02.2016
11:23:17
Поиск по теме >>
Показать
1 2 3 4

1

Для начала воспользуемся уже рассмотренными садами, внеся в имеющиеся материалы изменения и дополнения в соответствии с заявленной темой. Хочется подчеркнуть, что задачей данной темы является не столько предоставление новой информации, сколько попытка произвести эмоциональное впечатление от всего прочитанного.

takedo Вставить логин takedo в текст сообщения
Санкт-Петербург
27.02.2016 11:30:44

2

takedo, мы так много рассмотрели садов. Даже если рассматривать сады по периодам или по типам, то символика будет существенно разниться. Какие именно сады из рассмотренных нами вы имеет в виду? Или будем рассматривать каждый сад в отдельности?

матрона Вставить логин матрона в текст сообщения
Москва
27.02.2016 16:01:00

3

[2] матрона, хочется собрать здесь сады, многоплановость прочтения которых произвела а меня и других наибольшее впечатление. Надеюсь, что к ним добавятся и ещё не рассмотренные сады, замечательные в этом плане. Если дело пойдёт, можно потом и систематизировать по типам, периодам или как-то ещё. Подход - от частному к общему.
Пока выбрал четыре сада, произведшие на меня сильное впечатление: из темы "Усадьбы Серебряного века" - Асакура Фумио (пост 175), Ито Дэнэмон (пост 10), Фудзита Котаро (пост418) и из темы "Японский сад и дом" - Храм Дзёрури (пост 112).

takedo Вставить логин takedo в текст сообщения
Санкт-Петербург
27.02.2016 16:31:50

4

takedo, не могли бы вы поконкретнее сформулировать свой вопрос по символизму этого сада? Начала по старшинству с Дзёрури

Итак, делаю перепост по Храму Дзёрури.
Следующий маршрут – в «Райские сады», сады «Чистой земли» - Дзёдо. Эти сады разнятся так же, как и представления людей о Рае. Единственное, что их объединяет – стремление воссоздать эти представления в реальности. Вот два сада, два образа рая – Дзёруридзитэйэн, основанный в 708 г., но приобретший нынешний вид в 1157г., и Моцудзитэйэн, основанный в 850г. и получивший завершённую форму в 1226г. Первый – небольшой храмовый комплекс, в котором всё дышит уединением, тишиной и покоем. Второй – огромный, великолепный архитектурно–садовый ансамбль, способствующий приятному времяпровождению.
Храм Дзёрури расположен в поросших лесом горах в окрестностях Киото. Дорога вьётся серпантином всё выше, погружаясь временами в густую тень зарослей бамбука. К храму ведёт длинная аллея, вполне достаточная, чтобы настроить душу на вхождение в храм {155599}. Главное здание храма, скромное и не крашенное, хотя и под черепицей, стоит на берегу пруда {155602}. На противоположно берегу – трёхчастная пагода {155598}. На островке среди озера – маленькая молельня, посвящённая богине Бэндзайтэн (Сарасвати) {155596}. И всё. Где-то сбоку скрываются среди зелени ещё несколько небольших построек. Пространственное решение сада напоминает усадьбу Тоин: водоём перед главной постройкой и сгруппированные в стороне прочие сооружения {155595}. Трудно передать чувство умиротворения, возникающее в этом саду, полном простоты и благородного изящества. Может быть, это помогут сделать его фотографии: http://www.diary.ru/~Kamira/p165093861.htm?oam
http://blog.murablo.jp/shikisai/kiji/266846.html.
Вот ещё несколько фотографий: {155597}, {155601}, {155603}.
Однако этот простой, казалось бы, сад полон глубокой символики. Главный храм расположен на западном берегу пруда («Западный рай»). На восточном (этот мир) – пагода. В главном храме находится скульптура будды Амиды, духовного главы «Чистой земли». В пагоде – скульптура будды Якуси, устраняющего мирские страдания. Смысл существования истинного буддиста – переправиться на «тот берег» (парамита), в мир Амиды. Если смотреть на Главный храм с противоположной стороны пруда, лик скульптуры Амиды, скрытый карнизом крыши, не виден, но когда смотришь на отражение скульптуры в пруду, то виден и лик. Всё было спроектировано так, чтобы, созерцая отражение в пруду, видеть мир будды Амиды {155600}. Мир Амиды, отражённый в зеркале воды, не подёрнутой рябью незнания (авидьи).
Множество ассоциаций возникает и в связи с другими элементами сада – самой водой, черепахами, живущими в пруду, молельней на острове, двумя фонарями, установленными перед Главным храмом и перед погодой.
Мало того, это ещё и «сад четырёх времён года», сад постоянного цветения.
Весной – пиерис японский, слива мумэ, дёрен лекарственный, камелия, вишня;
Летом – индийская сирень, гортензия крупнолистная, ирис кроваво-красный, ирис-касатик гладкий, колокольчик крупноцветный, космея.
Осенью – леспедеца двухцветная, хурма, красные листья клёнов.
Зимой – хлорантус шершавый, ардизия городчатая, нарцисс букетный

матрона Вставить логин матрона в текст сообщения
Москва
27.02.2016 17:24:55

5

[4] матрона, Вы, конечно, поступили логично, решив рассмотреть сады в хронологическом порядке, но я пока не готов к его обсуждению. Над ним надо ещё поработать. Было бы интересно тем временем послушать, что другие думают об этом чудесном саде.

takedo Вставить логин takedo в текст сообщения
Санкт-Петербург
27.02.2016 17:43:10

6

матрона, Вообще-то, я думал не делать перепосты, а помещать новые посты на тему выбранных садов, изменяя акценты в соответствии с заявленной темой :)

takedo Вставить логин takedo в текст сообщения
Санкт-Петербург
27.02.2016 17:54:04

7

takedo [5][6], любое исследование начинается с ознакомления того, что сделано до тебя.

Вы хозяин темы, вам и вести ее. Это ваша задача облегчить нам путь, поставить задачу, мотивировать, заинтересовывать. Я, например, не люблю разговорные темы. Но если автор заинтересовывает меня постановкой проблемы, остротой формулировок, наконец, своими познаниями, то возможно это найдет и во мне какой-то отклик. Все в ваших руках.

А все, например, не знают даже, как называется этот храм по-японски. Как искать информацию? Каковы предпочтительные направления этого поиска?
Или вы рассчитываете на то, что кто-то почему-то вдруг сам начнет копать?
А ему пока неинтересно...

матрона Вставить логин матрона в текст сообщения
Москва
27.02.2016 18:14:24

8

takedo, Вы хотите собрать малоизвестные сады или же это не важно? Потому что лично для меня наиболее наполненным символикой является сад Дайсэн-ин. Но он очень хорошо известен ))
И больше всего меня поражает именно многоплановость символики в этом саду. То, что видно сразу: горный пейзаж с водопадами, ручьями, реками, и даже морем; гора Хорай, остров черепахи и ее детеныша, дерево, под которым Будда достиг просветления. Да и чуть ли не каждый камень имеет название.
http://photos1.blogger.com/hello/56/2...

И более глубокий подтекст: сад как отражение хода человеческой жизни. Когда каждый ее этап "нарисован" с помощью камня, отсыпки и растений.

Nigma Вставить логин Nigma в текст сообщения
Москва
27.02.2016 19:12:45

9

[8] Nigma, не важно, главное, чтобы он отвечал задачам темы. Уверен, что хоть Дайсэн-ин и хорошо известен широкой публике, мало кто может прочесть послание, скрытое в подтексте этого сада. Задача же этой темы - попытаться такие послания прочесть.

takedo Вставить логин takedo в текст сообщения
Санкт-Петербург
27.02.2016 19:28:11

10

Приглядевшись повнимательнее к монастырю Дзёруридзи, обнаруживаем, что куда ни ступишь в нём, всюду натыкаешься на символ. В те времена символизм носил, в основном, религиозный характер, тем более в монастырях.
Буддистский монастырь Дзёрури, «Монастырь лазуритового сияния», был основан в 1047 году. Расположенный в поросших лесом горах в окрестностях Киото, он посвящён будде Амиде и будде Якуси-нёрай, будде-целителю, являющимуся персонификацией второго тела Будды – тела блаженства. Будду Якуси называют ещё Буддой Лазуритового Сияния. Лазурит считается лечебным камнем, исцеляющим тело и душу, символом самой чистоты. По имени этого будды храм и получил своё название.
Дорога к храму вьётся серпантином всё выше, погружаясь временами в густую тень зарослей бамбука. И вот - длинная аллея, по правую сторону которой весной распускаются белые гроздья пиериса японского, а по левую цветы вишни /дорога/.
Главный храм, скромное и не крашенное, хотя и под черепицей, стоит на берегу пруда (1) {196390}. На противоположном берегу – трёхчастная пагода(2) {196391}. На островке среди озера – маленькая молельня, посвящённая богине Бэндзайтэн (Сарасвати) (3) {196392}.
http://cdn.snsimg.carview.co.jp/minka... . И всё. Где-то сбоку скрываются среди зелени ещё несколько небольших построек. Трудно передать чувство умиротворения, возникающее в этом саду, полном простоты и благородного изящества.
Однако этот простой, казалось бы, сад полон глубокой символики. Главный храм расположен на западном берегу пруда. Это «Западный рай», обитель Будды. На восточном (этот мир) – пагода. В главном храме находится скульптура будды Амиды, духовного главы «Чистой земли», а в пагоде – скульптура будды Якуси, устраняющего мирские страдания. Всякая пагода имеет нечётное (благоприятное) число ярусов. В этом саду их три, и символизируют они три тела будды, персонификацией одного из которых, тела блаженства, и является «живущий» в пагоде Якуси-нёрай. Был и храм Кандзёдо, посвящённый будде Дайнити – нёрай, персонификацией первого тела Будды – вместилища космического закона и Истины., тела Закона.
Смысл существования истинного буддиста – переправиться на «тот берег» (парамита), в мир Амиды. Если смотреть на Главный храм с противоположной стороны пруда, от пагоды, лик скульптуры Амиды, скрытый карнизом крыши, не виден. Зато он виден, когда смотришь на отражение скульптуры в пруду. Всё было спроектировано так, чтобы, созерцая отражение в пруду, видеть мир будды Амиды. Мир Амиды, отражённый в зеркале воды, не подёрнутой рябью незнания (авидьи).
Богиня Сарасвати (яп. Бэндзайтэн), которой посвящена молельня на острове, почитается буддистами как покровительница наук и искусств, но в ведийский период ей поклонялись как очистительнице, защитнице и целительнице, один из вариантов перевода имени которой – «дарующая существование». К тому же в Японии Бэндзайтэн – богиня воды, у многих народов используемой в ритуалах очищения, поэтому молельня её установлена в центре пруда. В пруду водятся верные спутницы Бэндзайтэн – черепахи.
В монастыре растёт огромный можжевельник китайский. Говорят, ему тысяча лет
http://pds.exblog.jp/pds/1/201507/07/... .

takedo Вставить логин takedo в текст сообщения
Санкт-Петербург
28.02.2016 22:55:47

11

Ох, takedo, вовлекаете вы меня в тему, которая легко может скатиться в разговорную. Ну кто ж у нас ничего не знает о буддизме! всякий что-нибудь да знает. Уж о дзэне я и не говорю....
Ну, уж ладно, из уважения к вам и еще больше (простите, - но еще больше) из желания уйти от опасности "просто поговорить" решаюсь поучаствовать и предложить свой угол зрения на эту тему. Так сказать, садово-дизайнерский. И не описательно-литературный, а технически-аналитический, так сказать. Ибо без подобного угла зрения, растечемся мы мыслью по древу... Тогда я пас.

Меня интересует не столько символика буддизма (или еще чего-то еще) сама по себе, сколько вопрос о том, как эта символика отражается и влияет на облик японского сада. Скажем, влияет на его структуру, на его стиль... Пусть даже на садовые мелочи.
Уж, не знаю, что из этой моей затеи выйдет...

матрона Вставить логин матрона в текст сообщения
Москва
29.02.2016 10:37:10

12

И если мы начали с буддийской символики школы Чистой Земли, то у меня сразу возникает вопрос о том, почему нами выбран именно Дзёрури .

Сад Дзёрури был сделан Фудзиварой Ёримити, а до этого он уже успел превратить в буддийский монастырь знаменитый Бёдо-ин, резиденцию своего влиятельного папаши Фудзивары Митинаги. И мне Бёдо-ин представляется не менее интересным с точки зрения садового творчества, чем Дзёрури. Это кроме того, что буддийские ноги Чистой Земли признанно растут именно отсюда. Говорят, что сады Митинаги были все еще в радостных цветочках, как и положено хэйанским садам, которые располагались при синдэнах беспутных Гэндзи (я имею в виду не только того Гэндзи, что из моногатари от блистательной Мурасаки Сикибу, но и весь их клан). И сам царедворец Митинага идеологически обеими ногами все еще стоял в том самом хэйанском саду.

Поэтому если говорить именно о садово-дизайнерском подходе к буддийскому символизму японского сада, то по-настоящему все началось именно с храма Бёдо-ин, с его красот и с его символики. http://userdisk.webry.biglobe.ne.jp/0...

Ёримити выполол не все цветочки в бывшем отцовском саду, который для самого Митинаги когда-то символизировал его претензии на императорскую власть. Но важно не это. Важно было то, что буддийский храм Бёдо-ин в исполнении Ёримити вдруг оказался на центральном месте, некогда принадлежавшем даосскому саду - на Острове Бессмертных. Вдуматься только: на священном даосском острове Хорай – и вдруг буддийский храм! Ну, не символ ли уже одно это?! Ведь именно так каждая новая религия перестраивает на свой лад поверженные храмы прошлого. И это само по себе действительно является символом. Именно это событие и обеспечило двум садам Ёримити – Бёдо-ин и Дзёрури – статус буддийских Садов Чистой Земли.
План сада Бёдо-ин
http://img-fotki.yandex.ru/get/69324/...

Можно ли было такое представить, например, в 8 веке, во времена Нары, когда буддизм еще не был так силен в Японии и не смел столь открыто заявлять о себе! Тогда Остров бессмертных был тем, чем он должен был быть в даосском саду, и был неприкасаем.
Сад То-ин с островом Бессмертных на пруду, 8 век, Нара
http://fotki.yandex.ru/next/users/mat...

После Бёдо-ина с его яркой и праздничной архитектурой Дзёрури выглядит почти рядовым буддийским монастырем. Он уже не торжествует победы столь открыто, как Бёдо-ин, но лишь помечает поверженного противника, располагая на острове скромную буддийскую молельню.
Здесь мы наблюдаем всегдашнюю японскую тенденцию – стремление не уничтожить старое, а совместить его с новым и выработать нечто третье.
Дзёрури в отличие от Бёдоин, это уже в гораздо меньшей степени хэйанский сад (хотя цветочки там все еще присутствуют). Точно так же, как и Бёдо-ин, – это буддийский сад, где собственно и не должно быть хэйанского выпендрежа. Но ведь здесь нет и нажима на победивший буддизм. Здесь присутствуют гораздо больший баланс и гармония, чуть ли не возврат к даосскому соединению инь и ян. Даже яркая пагода уходит в глубь лесов Напротив, скромный хондэн, основное здание монастыря, заняв центральное место на суше, как бы поддерживает ту же самую идею мирного сожительства буддизма с дао, которая проявлена в бедной молельне на острове.

План сада Дзёрури
http://img-fotki.yandex.ru/get/63842/...
Пагода в лесу Дзёрури
http://blogimg.goo.ne.jp/user_image/6...
Хондэн и молельня на острове
http://userdisk.webry.biglobe.ne.jp/0...
Цветы в Дзёрури
http://wp03s.kyoto-kabegami.com/201_j...
http://blog.rinnou.net/zenken/img/jyoruri6.jpg

Так что символизм таких монастырей, как Бёдо-ин и Дзёрури, как в целом, так и символику их объектов, я связываю с началом очередного этапа в развитии японского сада. В свою очередь он выражает собой смену вех в поисках японским обществом новых средств для воплощения идеи бессмертия и более решительный переход от даосизма к буддизму.

матрона Вставить логин матрона в текст сообщения
Москва
29.02.2016 11:28:39

13

[12] матрона, спасибо, чрезвычайно обстоятельное и уместное дополнение.
[8]Nigma, посмотрел материалы по Даитоку-ин. В общем-то, он описан довольно детально как на русском, так и на английском язык. В том числе, и в упомянутом Вами аспекте. Стоит ли ещё раз говорить о его символике здесь?

takedo Вставить логин takedo в текст сообщения
Санкт-Петербург
29.02.2016 13:10:36

14

Богиня Сарасвати, с которой мы познакомились в Дзёруридзи, "живёт" и в саду Фудзиа Котаро [пост 418 темы Серебряного века]. Рассказ о символизме этого сада поместился в двух постах.
Фудзита Котаро был бизнесменом, связанным с горнодобывающей и металлургической промышленностью. Сторонник движения за восстановление императорской власти, приведшего к Реставрации Мэйдзи.
Двухэтажный главный дом его усадьбы, построенный в стиле сёин, охватывает расположенный внутри участка сад с востока и юга.
Сад в японском стиле создан выдающимся мастером садов Огавой Дзихэем в 1909 году {189658}. По просьбе Котаро в саду сделан пруд, имитирующий по форме озеро Бива, и вода в пруд поступает из этого же озера
http://www.google.ru/maps/place/Бива,... .
Существуют высказывания по поводу того, что желание Котаро сделать в саду копию Бива продиктовано не только красотой этого озера. Дело в том, что кроме всего прочего Котаро занимался торговыми перевозками по озеру Бива. Суда его компании совершали регулярные рейсы между городами Оцу и Нагахама, что давало немалый доход. Понятно, что вид озера Бива в собственном саду вызывал у Котаро приятные ассоциации. Впрочем, традиция воспроизведения реальных пейзажей в собственных садах имеет глубокие корни.
Через водоём перекинут мост Гарюкё, «Мост спящего дракона». Составленный из продолговатого каменного блока и старых жерновов, он делит пруд на верхний и нижний
http://blogimg.goo.ne.jp/user_image/4... ,
http://sango-kc.blog.eonet.jp/photos/... http://blogs.yahoo.co.jp/caesar100200... .
Есть и небольшой островок, прототипом для которого послужил остров Тикубусима на оз. Бива.
По берегам водоёма растут преимущественно травы и невысокие кустарники, и только с севера и запада к нему подступают густые деревья http://blogs.yahoo.co.jp/caesar100200... .

takedo Вставить логин takedo в текст сообщения
Санкт-Петербург
01.03.2016 11:13:22

15

Фудзита Котаро 2.
У западной оконечности водоёма стоит павильон Гасэндо с фениксом на крыше, привезённый около 1720 года из Китая и затем попавший в эту усадьбу. Павильон находится на том месте, где на побережье озера Бива располагается город Нагахама, один из пунктов торговых перевозок, которыми занимался Котаро. Рядом с Эикандо на берегу виднеется большой плоский камень, специально привезённый из Нагахама и служивший причалом для прогулочных лодок.
http://livedoor.blogimg.jp/konnnatv/imgs/0/b/0be8dead.jpg ,
http://kotojoukei.exblog.jp/iv/detail... ,
http://www.kyotofukoh.jp/s905dd07000.jpg http://blogimg.goo.ne.jp/user_image/4... ,
http://userdisk.webry.biglobe.ne.jp/0... .
«Мост спящего дракона» и павильон Гасэндо с фениксом на крыше находятся в непосредственной близости друг от друга, напоминая о тесной связи образов дракона и феникса в китайской и японской мифологии. С них и начинается путь в мир ассоциаций и символов сада Фудзита Котаро. С первого же шага мы оказываемся в Китае 2 – 3 веков, когда за власть в стране боролись три враждующих царства. На службе у правителя царства Шу находились два человека, постоянно в летописях упоминающиеся вместе - полководец Чжугэ Лян и философ Пан Тун. Прозвище первого было - Спящий дракон, а второго - Птенец Феникса! И они, как и Фудзита Котаро, боролись за страну, объединённую под властью императора.
Дракон в мифологии постоянно связывается с водой, и в усадьбе Котаро он отдыхает на поверхности озера, озера Бива. Но это озеро названо так, поскольку схоже по форме со струнным инструменом бива, любимым музыкальным инструментом богини Сарасвати («Текущая вода»), также неизменно связанной с водной стихией. В Японии она повелительница не только вод, но и драконов, в этих водах живущих, поэтому часто изображается с драконом
http://www.portaltattoo.ru/images/img172.jpg .
Коме того, будучи одной из Семи Богов Удачи, она может приносить удачу и в финансовых делах, что немаловажно для бизнесмена, каковым являлся Котаро.
Вечно молодая, но древняя богиня, она была верной помощницей Брахмы при творении Вселенной, и эта её ипостась также прочитывается в композиции усадьбы Фудзита Котаро при взгляде с птичьего полёта /вид сверху/. Усадьба размещена на участке почти правильной прямоугольной формы, отгороженном от всего окружающего корпусами дома с востока и юга и посадками высоких деревьев на севере и западе. Участок разделён тематически на две почти равные области: область воды – Инь и область незаполненного пространства газона – Ян. Это разделение подчёркнуто изгибающейся линией стриженных кустарников, кажущейся несколько инородной в общей природной стилистике сада, но символизирующей Великий предел – Тайцзи. Само незаполненное пространство газона - древняя священная площадка сики со священным деревом на ней – плакучей сакурой, символизирующей красоту и быстротечность жизни. Она же ассоциируется с «зародышем Инь» в Ян. В области Инь «зародыш Ян» символизируется островом. При таком подходе сад представляет собой не только прекрасный образец садового искусства, но и космогоническую картину мира.

takedo Вставить логин takedo в текст сообщения
Санкт-Петербург
01.03.2016 11:15:00

16

Извините, не вставил вид сверху {189659}.

takedo Вставить логин takedo в текст сообщения
Санкт-Петербург
01.03.2016 11:20:04

17

Нашла отличные ракурсы Драконьего моста Гарю-кё 臥龍橋 в Хэйан Дзингу тоже работы Огавы. Очень похоже, правда?
http://mohsho.image.coocan.jp/heianjingu150411-6.jpg
http://blogs.c.yimg.jp/res/blog-4b-a7...

матрона Вставить логин матрона в текст сообщения
Москва
01.03.2016 12:42:17

18

[17] матрона, да, очень похожи!
В дополнение к саду Фудзита Котаро хочется напомнить, что так и осталась неразгаданной загадка столбов. Единственная версия по этому поводу была выдвинута Элиссой [посты 431 - 433 в Усадьбах Серебряного века], но она требует подтверждения.

takedo Вставить логин takedo в текст сообщения
Санкт-Петербург
01.03.2016 13:24:38

19

Ещё один сад, достойный упоминания в этой теме - сад известного скульптора Асакура Фумио пост [175 в теме "Усадьбы Серебряного века".] Этот небольшой сад площадью его 132 кв. м, принадлежал Редкий случай водного сада цубо {196377}, {196379}.
Для непосвящённого зрителя это только чудесный садик с интересной композицией, полный эстетических достоинств, но на самом деле он глубоко символичен и полон скрытого подтекста. Сохранились воспоминания современников о том, что Асакура Фумио планировал этот сад как объект для медитации.
Согласно китайским представлениям о мироздании, воспринятым в Японии, все изменения в мире обусловлены беспрерывным взаимодействием и взаимопревращением двух начал – Инь и Ян, которые выражают дуализм множественного мира парами противоположностей, одно из которых невозможно без другого. Всё относительно, всё течёт и меняется. То, что мгновенье назад было Инь, стало Ян. Они действуют друг в друге и переходят друг в друга. В Ян существует зародыш Инь, потенция стать Инь, и наоборот. Ян порождает Инь, а Инь порождает Ян.
В садах, как и в живописи, символом Инь является вода, символом Ян – земля. Сад Асакура – это сад воды, мягкого, женского начала, но среди воды поднимаются островки земли, твёрдого, мужского начала Ян. На этих островках лежат пять крупных окатанных валунов, создавая ощущение покоя и надёжности http://www.taitocity.net/taito/asakura/images/no4.jpg . Это ощущение усиливается благодаря их округлым формам, не совсем характерным для видовых камней японского сада {196378}.
Символично число этих камней – пять. Оно может означать пять буддистских заповедей:
не причиняй вред живому, не воруй, не прелюбодействуй, не злоупотребляй доверием и не лги, не употребляй опьяняющих напитков. Пять путей достижения состояния Будды: путь стяжания добродетелей, путь соединения с истиной и борьбы со злом, путь истинной мудрости, путь прозрения, путь достижения цели. «Пять постоянств», пять достоинств конфуцианской этики: человеколюбие, справедливость, верность обычаям предков, мудрость и искренность. Именно об этих постоянствах напоминают, прежде всего, пять камней сада Асакура Фумио. Недаром этот сад называется – «Водный сад пяти постоянств». А карпы, плавающие в водоёме, говорят об упорстве и силе, необходимых человеку для обретения этих достоинств http://s3-ap-northeast-1.amazonaws.co... .
Сад оживляют деревья и кустарники: дейция городчатая, на которой весной распускаются белые цветы, деревья сливы и камелии сазанквы, с декабря по январь усыпанные также белыми цветами. Их сменяют розовые гроздья лагерстремии индийской. Несколько кустарников занимают средний ярус, а над водой склоняются перистые листья папоротников.
Стремившийся сохранить духовную чистоту, Асакура Фумио видел в белизне цветов символ этой чистоты. Но при этом в колористическом решении сада воплощён один из основных принципов японской эстетики – принцип незавершённости, недосказанности.
Существует чудесный рассказ об известном мастере «пути чая» Сэн-но Рикю и его ученике, которого Рикю попросил подмести дорожки в чайном саду. Тот тщательно выполнил задание, но Рикю остался недоволен. Ученик подмёл ещё тщательнее, но результат был тем же. Так повторилось несколько раз. Наконец ученик, не выдержав, попросил Рикю указать, что же тут не так. Учитель подошёл к клёну, потряс его, и несколько алых листьев упало на дорожку.
То же сделал и Асакура Фумио. К белизне цветов он добавил один единственный куст розовой лагерстремии, чтобы избежать завершённости.

takedo Вставить логин takedo в текст сообщения
Санкт-Петербург
03.03.2016 12:26:46

20

takedo, вот зря вы тут о Рикю. Сад-то считается современными исследователями одним из классических чайных садов сэнтя. И водичка тут в цубо имеет символическое значение именно с этой точки зрения. Помните то значение, которое придавал Лу Ю воде?

Да еще в сукия имеется какая-то очень наглядная тясицу, наглядная опять же в том же самом смысле.
煎茶の茶室といえば、身近なところでは、頼山陽の山紫水明処や、石川丈山の詩仙堂や枳穀邸、野仏庵の上田秋成の茶室などが思いつきますが、調べてみると金 沢成巽閣の三葉亭、長崎竹田市の田能村竹田邸、大阪天王寺の田中鶴翁の花月庵、小川後楽の三期清庵、 朝倉彫塑館、黄檗山内有声軒などなど。
http://blog.livedoor.jp/iwasakiyasush...

Там много чего от сэнтя.
Тёдзубати в стоящий в воде...
Да та же приверженность пяти принципам, свойственная неоконфуцианству, которое не только соединило идеи Конфуция и Будды, но которое было воспринято как идеология чайной культуры сэнтя...
Так что символизм этого сада - это символизм чайной культуры сэнтя.

А вот Сэн Рикю тут точно не при чем.

матрона Вставить логин матрона в текст сообщения
Москва
21.03.2016 11:48:03
1 2 3 4
Показать
Поиск по теме >>
 
Фотобаза
В началоФОРМА ДЛЯ ПОСТА ЗДЕСЬ
 
websad: Версия для печати Усадьба солепромышленника Нодзаки в Курасики 35
матрона: Версия для печати Почему у нас не получается японский сад? Принципы построения японского сада 80
takedo: Версия для печати История японской усадьбы 17
Ехидна: Версия для печати Небольшой водоем, растения, окружение 57
матрона: Версия для печати Из моего любимого 13
матрона: Версия для печати Японский сад по полочкам 249
матрона: Версия для печати Японский сад: от идзуми-доно до беседки 57
takedo: Версия для печати Японские сады конца Сёва - начала Хэйсэй 75
Lilith: Версия для печати Восточный садик. Обсуждение, советы 56
матрона: Версия для печати Загадочный Сад благородного мужа 80
матрона: Версия для печати Чайный сад Нового времени 226
Alexx1: Версия для печати "Ma" и "Fuzei" как ключ к успеху в Японском саду 63
матрона: Версия для печати Горный приют спящего дракона 189
матрона: Версия для печати Идеи для вашего японского сада 606
матрона: Версия для печати Японский сад и дом 682
В началоНОВАЯ ТЕМА
Энциклопедия декоративных садовых растений Каменистый садик
Рейтинг@Mail.ru
Администрирование сайта - E
Дизайн и программирование - ZX
© WEBСАД® 2006 Все права защищены
При использовании материалов
ссылка обязательна