Здравствуйте, новый посетитель!
Сейчас 23.03.2017 23:14:45
Семена почтой

СПРОС

 
Какой газон в вашем саду?
Сеял смесь семян
Посевной из клевера
Рулонный
Кошу лужайку
Газона нет, но планирую
У меня нет и не будет газона

Мои настройки
Регистрация
Карта WEBСАД в Московской области (388)
Карта WEBСАД в Ленинградской области (93)
Поздравляем с днем рождения
Правила регистрации и участия
FAQ - ЧАВО (часто задаваемые вопросы)
Поиск по сайту

СТАТЬИ

Для желающих выслать статью

Цветник и садовый дизайн

Этюд в желтых тонах

Крыльями шурша,
Из чертога золотого
Ласточка летит.
(Басё)

Коренная Зима наступила... И уже нет того четкого деления на черное и белое, как это было при первом снеге, уже стерлась четкость гравюрного рисунка Природы. Все серое и белое – холодное и однотонно усредненное. Лишь в редкие солнечные дни сверкает алмазами снег и бросается в глаза истинного знатока и ценителя замысловатый узор коры стволов деревьев. Такой же разный и неповторимый, как отпечатки пальцев...

Самое время вспомнить лето и один из главных его цветов помимо зеленого – желтый. Так уж создал Господь Бог, что это самый распространенный цвет в наших садах.

Бесконечной чередой меняется окраска растений в Природе: в общем колорите Сада сплавляются и цвет земли, и зелень газона, деревьев, кустов, хвойных и широкая палитра цветущих растений и цвет стен дома и надворных построек. И истинное искусство создателя Сада (с большой буквы САДА) именно и состоит в том, чтобы избежать излишней пестроты и хаоса цветовых акцентов.

Восприятие цветовых сочетаний сугубо индивидуально, но, все же строится, как правило, на основании правил цветовой гармонии – либо на основе контраста, либо на сочетании оттенков какого-либо цвета. Еще Гёте писал: "Цвета действуют на душу, они могут вызывать чувства и возбуждать мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют". При этом по степени эмоционального воздействия цвета разделяются на теплые (красный, оранжевый, ЖЁЛТЫЙ), возбуждающе действующие на человека, и холодные (синий, голубой, фиолетовый), наоборот, действующие успокаивающе.

«Каждый охотник Желает знать, где сидит фазан»

Исходя из своих личных пристрастий и, не в последнюю очередь, пристрастий некоторых коллег по Форуму, я в это суровое и холодное время года хочу поговорить о самом радостном, самом светлом и солнечном цвете в Саду. И, конечно же, речь далее пойдет о желтом цвете. Согласно словарю Владимира Даля «Жолтый (именно так писалось это слово в ХIХ веке): цвета солнца или золота, различной яркости и оттенков». В этом слове «Желтый» слышится и теплота летнего солнца и его округлость, когда оно (солнце, катится долгим днем от восхода до заката), и ласковость обозначения золота, применительно к любимым, а подчас и полезным растениям. В книге «Азбука цветов» Р. Хена в качестве реакции человека на желтый цвет приводится ощущение тепла, света, солнца, веселья и легкости. При этом желто-зеленый цвет воспринимается символом ядовито-жгучего, ярко-желтый – зависти, неверности, лживости, своеволия. Производный от желтого – оранжевый – воспринимается как теплый, праздничный, радостно возбуждающий.

Все цвета делятся на Хроматические – цвета спектра – те самые Каждый (Красный) Охотник (Оранжевый) Желает (Желтый) Знать(Зеленый) и т.д. и Ахроматические – белый, черный и все оттенки серого. При этом если белый цвет, контрастируя с темными, вносит свет и оживление, создавая объем в растительных композициях, черный цвет уменьшает объемность и при этом усиливает воздействие теплых тонов. Характеризующиеся тремя характеристиками: тоном, насыщенностью (чистотой) и яркостью (светлотой), цвет в Природе практически никогда не бывает чистым (термины чистота и светлота пришли из полиграфии и знакомы многим по таким программам, как Photoshop). При этом чрезвычайно важно соседство разных цветов – так насыщенность бледно-красного цвета можно усилить разместив его рядом с зеленым, а ЖЁЛТОГО – включив в композицию фиолетовый. (Хотя мой знакомый художник говорил, что сочетание желтого с фиолетовым – символ безумия. И действительно, давайте вспомним Гогена и его излюбленную гамму красок).

Интересно отметить, что среди декоративных цветочных растений наибольшей насыщенностью обладают как раз ЖЕЛТЫЕ и оранжевые, т.е. цвет именно таких растений наиболее приближается к чистым спектральным. Показатели яркости (или светлоты) желтоцветных растений приближаются к максимуму (до 90% по сравнению с чисто белым цветом). При этом считается, что наиболее комфортная для глаза светлота лежит в пределах от 30 до 70%.

В теории ландшафтного искусства считается, что теплые тона при солнечном освещении производят впечатление близких, в отличие от холодных, которые напротив отдаляются, подчеркивая, тем самым, глубину пространства. Поэтому желтые цветы кажутся ближе расположенными и крупнее размером, придавая желтой группе центральное, фокусное, доминирующее положение. Дымка дальней перспективы не искажает синие и голубые тона, что и приводит к практике размещения на заднем плане растений, обладающих холодными оттенками листвы или цветов. Подобный эффект создают темнолиственные и особенно хвойные породы.

При дневном освещении ЖЕЛТЫЙ и оранжевый цвета кажутся более яркими, чем цвета холодной гаммы. С наступлением сумерек картина становится обратной. На самом же ярком солнечном свету способность человека воспринимать цвета, особенно теплых тонов, притупляется. Поэтому на Юге глаз различает меньше оттенков, чем в нашей очень по многим показателям Средней полосе. Ну, хоть в чем-то нам, обитателям зоны рискованного земледелия, повезло...

Лампу зажгли в потемках...
Вдруг потеряли свой цвет
Желтые хризантемы.
(Бусон)

В практике ландшафтного дизайна считается, что:
- Любой цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным;
- Чем ближе цвета располагаются в цветовом круге, тем больше уменьшается ощущение их насыщенности при их сочетании;
- Чем выше различия в яркости и насыщенности, тем сильнее контраст.

При этом принято, что цвета, лежащие на противоположных сторонах цветового круга, являются контрастными (синий – оранжевый, желтый – фиолетовый, голубой – красный, зеленый – пурпурный).

К гармоничным цветовым сочетаниям можно отнести не только контрастные, но и нюансные сочетания, отличающиеся по яркости в пределах одного конкретного цвета (переход: бледно-розовый – розовый – ярко-красный). Размещая разные контрастные растения рядом друг с другом можно достигнуть усиления кажущейся насыщенности цветов.

Если же на хроматическом фоне поместить хроматический же рисунок, то его цвет способен зрительно суммироваться с контрастным фону цветом, воспринимаясь как новый. Эти эффекты иллюстрируются табличкой (По Е.Н. Авадяевой).

Согласно этим правилам, следует учитывать, что при создании цветника необходимо четко продумывать ПОРЯДОК восприятия цветовых пятен. В ландшафтном искусстве существуют такие понятия, как последовательный и одновременный контраст. Суть этих понятий в том, что если цветовые пятна в композиции рассматриваются последовательно (одно за другим), то инерция зрительного процесса на короткое время приводит к кажущемуся изменению последней цветовой поверхности. Подобный эффект получается в первые 3-5 секунд при переносе взгляда с любого хроматического цвета на белый. Этот «изменившийся» цвет принято называть цветом последовательного образа. При последовательном восприятии двух хроматических цветов цвет последовательного образа суммируется с цветом второй хроматической поверхности. (Переведя, например, взгляд с красной сальвии на красную бегонию первые 3-5 секунд куртина последней будет выглядеть тусклой и оставлять неприятное впечатление. Располагать бегонию следует таким образом, чтобы ее восприятие длилось дольше этого «проблемного» времени). Таким образом, при последовательном контрасте цвет второй поверхности воспринимается более насыщенным, если он контрастирует или дополняет цвет первой поверхности, и кажется тем более «грязным», чем ближе он по тону к первой поверхности.

Однако чаще всего при создании цветников возникает ситуация, когда одновременно воспринимаются несколько цветов. В результате их восприятия возникает так называемый одновременный контраст, что вызывает изменение по цветовому тону, светлоте и насыщенности. При этом сочетание ахроматических (белый) и хроматических цветов вызывает изменение первых – белые на синем, фиолетовом, красном фоне приобретает желтоватый оттенок или, в ряде случаев голубоватую кайму. Сочетание хроматических цветов приводит к суммированию с цветом, контрастным фону, воспринимаясь как новый (на красном фоне оранжевые цветы желтеют, а желтые и синие – зеленеют). Таким образом, любой цвет на фоне своего дополнительного или контрастного воспринимается как более насыщенный, а близкие по тону цвета теряют свою насыщенность. Чем дальше цвета расположены друг от друга на цветовом круге тем больший между ними контраст.

Таким образом, чтобы цветник производил приятное для глаза впечатление, тона, дающие большое количество цвета в композиции, должны занимать минимальную площадь. Растения подобной окраски следует использовать как солитеры в качестве акцентов. (Небольшое красное пятно из сальвии на большом поле из синей лобелии воспринимается гораздо приятнее, чем небольшое из лобелии на большом из сальвии).

Приступая к созданию цветочного оформления сада необходимо четко представлять, какое впечатление предполагается получить: утопающий в разнообразной цветности сад или изысканная композиция с нюансными переходами цветов. Во всех случаях следует помнить несколько основных правил:
- В сочетания нельзя вводить более трех ахроматических цветов;
- К темным ахроматическим цветам лучше добавлять теплые и светлые хроматические;
- На фоне светлых ахроматических цветов лучше воспринимаются теплые темноокрашенные и холодные тона.

При этом в общем раскладе учитываются и такие факторы, как цвет стен дома и надворных построек, оград, дорожек, камней рокария и т.п. Наиболее часто встречаются одно-, двух-, трех и многотоновые хроматические цветовые сочетания. В первом случае это подбор нескольких однотонных растений, отличающихся светлотой и насыщенностью. Во втором случае при сочетании двух цветов гармонизация достигается выбором цветов, расположенных в малом или большом интервале цветового круга. При этом идеальным случаем считается их незначительная или равная светлота и насыщенность. При сильном цветовом контрасте и слабом контрасте по светлоте возникает неприятное «пестрение» (плохо сочетаются светло-красный со светло-зеленым и темно-красный с темно-зеленым в отличие от сочетания темно-красного с темно-зеленым или светло-зеленым). Трехтоновые сочетания наиболее гармоничны при выборе цветов, расположенных в цветовом круге через 120 градусов (т.е. через равные интервалы – триады) (например, красный-желтый-синий). При этом наибольшую площадь должны занимать наименее насыщенные тона (доминирующий цвет). В случае четырехтоновых сочетаний используются пары взаимодополнительных цветов (например, синий, фиолетовый, желтый и/или красный оранжевый). Аналогично гармоничны сочетания и большего количества цветов вплоть до использования всех 7 цветов спектра. Наконец, желательно, чтобы в композиции использовались цвета одного тона и насыщенности с достаточным различием по светлоте сочетания тонов, т.е. в случае примерно одинакового контраста между всеми цветами.

Кстати говоря, в наш век тотальной компьютеризации можно довольно просто и не без изящества смоделировать предполагаемое впечатления от планируемого цветника. Для этого даже не обязательно пользоваться специализированными программами по ландшафтному дизайну (в хороших программах (если они таковые есть, что довольно спорный вопрос) есть не только трехмерные картинки, но и эффекты падающих в течение дня теней и изменение общего цветового тона при смене времен года). Каждый, имеющий цифровой фотоаппарат (или сканер) и Фотошоп на компьютере, может наложить на фото своего дома или сада цветовые пятна, полученные из сильно уменьшенных снимков реальных цветов, предварительно обработанных каким либо фильтром для размытия изображения (например, «Blur» и т.п.). По-крайней мере, таким образом можно получить предварительные впечатления от планируемого цветника. (Хотя надо признать, что этот метод сильно смахивает на «бритье топором», но надо же учитывать наши национальные особенности и местные условия).

Цветы сурепки вокруг.
На Западе гаснет солнце.
Луна на Востоке встает.
(Басё)

Считается, что цветовая палитра Сада насчитывает около 130 оттенков. Общий же колорит меняется с приходом разных времен года, но не три раз, как думают многие, а гораздо больше:
- Ранняя весна (март – начало апреля), общий колорит – серовато-черный;
- Весна (апрель – начало мая), преобладают пурпурные, голубые и желтые тона на зеленом фоне слабой насыщенности;
- Конец весны (май – начало июня) желтые я ркие тона на светло-зеленом нежном фоне;
- Начало лета (июнь – июль), насыщенные зеленые тона;
- Расцвет и окончание лета (июль – август), пиршество цветения на темно-зеленом колорите;
- Осень (сентябрь – октябрь) преобладание желтых и красных тонов разной насыщенности;
- Поздняя осень ( ноябрь – декабрь) серовато-бурый, светло-желтый колорит с периодическими белыми фрагментами;
- Зима (декабрь – март) слабонасыщенные серовато-голубые тона на общем белом фоне.

Гениальный английский садовод, ставшая классиком своего жанра еще при жизни, Гертруда Джекил советовала посвятить каждому сезону года свой цветник, создав пусть даже маленькие уголки посвященные ранней весне и ее разгару, началу и расцвету лета, поре осеннего листопада, «бабьего лета» и предзимья.

Но это все теория, и как говорил тот же Гёте «Суха теория, мой друг, а древо жизни – пышно зеленеет...», а применительно к выбранной нами теме скорее желтеет. Итак...

Весна:
Точно осколочки солнца упавшие в сад сверкают цветы желтых крокусов, ветреницы лютиковой, нарциссов, тюльпанов, адониса, крупки, примулы. У некоторых счастливых обладателей красуются мохнато-опушенные желтые пульсатиллы. И повсюду готовятся дать жизнь полчищам своих неустрашимых и неистребимых десантников одуванчики.

Лето плавит в своем горячем тигле золото и щедро расплескивает его вокруг. Роскошно цветут пупавки и эшшольция, георгины и гладиолусы, лапчатки и ястребинки, подсолнухи и тагетес, календула и очитки, розы и лилейники, люпины.

Посмотрите, как упорно, с каким обожанием провожают своим взглядом любимые лучи солнца корзинки подсолнухов. Какими геометрически правильными фигурами украшены их семенные корзинки.

В ежовых сотах, семечками полных,
Щитами листьев, жесткий стан прикрыв,
Над тыквами цветет король-подсолнух,
Зубцы короны к солнцу обратив...
(В.Катаев)




В чашечке цветка
Дремлет шмель. Не тронь его,
Воробей-дружок!
(Басё)





Несть числа желтым цветам в наших садах. Как теплы и ласковы цветки бузульника, сорт которого носит трагически прекрасное имя Дездемоны. Какими роскошными переходами окраски – от ярко-желтой до пурпурной и белой светятся шелковые лепестки эшшольций; как утонченно изысканно оттеняют молочную белизну лепестков белых эшшольций ярко-желтые тычинки. И как ресницы кокетливой розовощекой красавицы выглядывают желтые тычинки из середины цветка розового мака.

А здесь на клумбе кажется, шипит на раскаленном солнце глазунья – нет, это цветёт отличающийся поразительным сочетанием чистого белого и желтого лимнантес Дугласа. Не случайно этот сорт называется «Яичница». Рядом искорками проблескивают меленькие цветочки лептосифона, окрашенные не только в желтые и оранжевые тона, но и во все другие цвета спектра.

А вот сквозь лист древовидного пиона проглядывают два цветка фиалки трехцветной. Один молодой – яркий сине-фиолетовый с нарядными желтыми пятнами и второй – пожилой и уставший, склонивший свою желто-белую, как будто убеленную сединой головку на бок. Невольно приходит на ум японское трехстишие:

Вижу в лучах зари:
Набок склонились фиалки...
Это работа крота.
(Бонтё)

Природа хитра на выдумки, то подкрасит белыми или золотистыми мазками листья давно известного, будничного растения, то создаст необычный шедевр из двух цветков, слив их то ли в объятии, то ли в поцелуе.

Что перед нами – Дракон иль Цветок,
Или причуда тропической Рыбки?
Может огонь охватил уголек,
Или печальной Природы улыбка?






Осень переплавляет золото цветов в золото листьев. Золотые шары и хризантемы, георгины и гладиолусы, бузульники и рудбекии, гелениумы и крокосмии отдают свой цвет листьям кленов, вязов, спирей, лиственниц.

Озябшие на холодном осеннем ветру последние цветочки коровяка поймали какое-то семечко с пушинкой и зябко кутаются в него.

Наконец, пришедшая Зима укрывает всю эту роскошь платиной снежных покровов.

С небес далеких, вечных снова снег
На землю ровными рядами выпадает,
И бело стало все...
И сливы ли то цвет
Или снежинки? - глаз не отгадает.

Поистине нет числа декоративным растениям, приносящим в наши сады тепло и доброту желтого, золотого и оранжевого цвета – ведь это едва ли не самые распространенные цветы в нашей Средней полосе. И даже держа в руках пакетик семян с новым, незнакомым для нас растением или обширный список иноземных растений или гибридов, сортов всегда можно практически точно сказать – пред нами желто- или оранжевоцветное растение. Стоит только внимательно прочитать его латинские имя, фамилию, отчество и, увидев chrisantha, aureus (золотистая), sulfurea (серно-желтая), lutea (luteum), flavum (желтая), ochroieuca (желтая-беловато), croceum, aurantiacus (оранжевая) понять – перед нами наши желтые и оранжевые любимцы.

В заключении позволю себе привести далеко не полный список растений с желтыми и оранжевыми цветками, которые можно встретить в наших садах в самых разных биотопах, которые мы создаем – и в миксбордерах, на клумбах, в рокариях, декоративных водоемах и вокруг них.

А ведь еще есть масса желто-, золотистоокаймленных и пятнистых декоративнолиственных и хвойных растений – от крошечных трав до величественных деревьев... Поистине неисчерпаема палитра художника-садовода. Желаю всем Вам успехов в создании ЖЕЛТЫХ САДОВ и не только желтых...

Текст и фото: Седов Андрей Леонидович (Von)
01.2004


К списку


12345
Оценок: 105
Средняя оценка: 4.67

Обсудить статью (5)


 
Энциклопедия декоративных садовых растений Каменистый садик
Рейтинг@Mail.ru
Администрирование сайта - E
Дизайн и программирование - ZX
© WEBСАД® 2006 Все права защищены
При использовании материалов
ссылка обязательна