Здравствуйте, новый посетитель!
Сейчас 22.11.2017 00:30:08
Семена почтой

СПРОС

 
Умеете ли вы прививать древесные растения?
Да, и весьма успешно
Опыт был, но неудачный
Планирую научиться
Я против прививки в принципе
А разве древесные прививают?

Мои настройки
Регистрация
Карта WEBСАД в Московской области (388)
Карта WEBСАД в Ленинградской области (93)
Поздравляем с днем рождения
Правила регистрации и участия
FAQ - ЧАВО (часто задаваемые вопросы)
Поиск по сайту

СТАТЬИ

Для желающих выслать статью

Садоводство Бельгии

Праздник садов в Брюсселе (2010г.)

В конце сентября в Брюсселе проводится традиционный Праздник садов – день, когда все желающие могут посмотреть частные сады, обычно закрытые для посторонних. Из открытых для публики 40 садов надо заранее выбрать наиболее понравившиеся, записаться через Интернет и строго в намеченное время приехать с распечатанным пропуском. Владельцы садов тщательно готовятся к приему посетителей – в садах наведен порядок, скошены газоны, подстрижены живые изгороди. Всем желающим с гордостью рассказывают об истории создания сада, посаженных там растениях, особенностях ухода, делятся своими маленькими секретами о том, как сделать сад необычным, интересным и удобным.

Большинство городских садов совсем небольшие по площади. Как правило, они узкие, чуть шире фасада дома, сильно вытянутые в длину. Совсем близко расположены соседние дома. Поэтому каждый владелец должен решить нелегкую задачу – визуально расширить свой участок, сгладить его длину, отгородиться от расположенных рядом садов так, чтобы это еще больше не сужало пространство, в идеале постаравшись сделать из соседских деревьев красивый фон для своего сада. Никаких заборов между участками нет, в крайнем случае между невысокими столбиками натянута символическая проволока, обозначающая границы сада. Причем все это замаскировано стрижеными изгородями, массивами растений, за которыми просматривается зелень растущих на соседних участках кустарников и деревьев.

Автором первого сада, который мы увидели, был известный бельгийский ландшафтный дизайнер Рене Пешер. Замечу, что Праздник садов организуется библиотекой, носящей его имя, специализирующейся на литературе о садах и ландшафтном дизайне. Создавший за свою жизнь (Пешер умер в 2002 году) более 900 частных и публичных садов, этот дизайнер – фактически создавший школу бельгийского ландшафтного дизайна и имевший много учеников - весьма известен и почитаем в Бельгии. Сад Рене Пешера – предмет большой гордости для владельца, старающегося бережно сохранить приемы и находки мэтра.

Первый сад создан в регулярном стиле. От дома, расположенного в нижней части сада, участок плавно поднимается вверх к самой удаленной от зрителя точке. По центру устроена широкая лестница. Слева и справа от нее симметрично посажены стриженые туи, в окружении низких изгородей из стриженого самшита устроены массивы роз и многолетников. Такие же медальоны сделаны и на нижней площадке у выхода из дома. Сбоку в стене находится большое зеркало в кованой оправе, расширающее пространство и придающее некоторую загадочность этому месту. Уходящая вдаль и вверх лестница, четкие геометрические формы растений делают это сад торжественным и нарядным. Границы сада замаскированы стрижеными тиссовыми изгородями, по низу которых сделаны цветники, опять таки-же ограниченные низкими стрижеными самшитами.

В самом дальнем конце сада, за кованам металлическим забором с калиткой, находится площадка для детей. Там построен игрушечный домик и устроен небольшой огородик.

Боковая часть сада, прилегающая к дому, занята регулярным розарием, хорошо гармонирующим с классическим стилем строения.

С 1975 года – времени создания сада – он бережно поддерживается и сохраняется в первоначальном виде двумя поколениями владельцев. Единственно, что сделали нынешние хозяева – добавили цветущие растения в розовой гамме к высаженным раньше белоцветковым. Конечно, думаю, сад особенно хорош весной, когда пышно цветет старая магнолия рядом с домом, а мощные глицинии, обвивающие перголу у входа в сад, покрыты пеной цветов. Но и сейчас, осенью, он хорош за счет своих четких линий и использования вечнозеленых растений.

Второй увиденный нами сад создан современным бельгийским дизайнером А.-Ф. Трекелс совсем недавно, в 2002 году. Дом, приобретенный нынешними владельцами, был построен в 19-м веке и тщательно отреставрирован. Он расположен в центре участка, который, таким образом, делится на две части. Передняя часть сада имеет строгий и лаконичный вид, не отвлекающий внимание от интересной архитектуры фасада дома, окрашенного в белый и красный цвета. Идеальный газон наискось прорезан невысокими шпалерами с грушами (которые, как сказал хозяин, хорошо плодоносят, несмотря на свой исключительно декоративный вид). К дому ведет мощеная камнем подъездная аллея.

Сзади к дому сделана пристройка в современном стиле. Участок за домом расположен на склоне, повышающемся от дома к дальней границе. Прилегающая к дому часть оформлена в виде патио, от которого сад ступенями поднимается вверх. Основная часть сада оформлена в виде трех больших окружностей, плавно перетекающих друг в друга и разделенных массивами растений. Границы сада, замаскированы стрижеными изгородями, вдоль которых устроены миксбордеры. В них высажены герани, злаки (я еще обнаружила фенхель), на заднем плане – невысокие кустарники: спиреи и даже черная смородина, розы (Грэхем Томас и какой-то невыской сорт с белыми цветами) массивами по несколько кустов. Растения в цветниках высажены тесно, никакого мульчирующего материала не используется. Границы оформлены тонкими полосками из дерева, слегка выступающими над поверхностью и удерживающимися на вбитых в землю колышках. Дорожек в саду нет. В сочетании с плавно изгибающимися границами цветников этот прием работает на визуальное расширение пространства.

Я поинтересовалась, когда в Бельгии обрезаются розы. Хозяйка рассказала, что, как правило, формирующую обрезку делают перед Рождеством и второй раз, если зима была суровой и некоторые побеги подмерзли, перед Пасхой. После первого цветения обрезают концы отцветших побегов. Мои слова о том, что в России розы не зимуют без специального укрытия, вызвали у нее изумление, смешанное с сочувствием.

В принципе, сад не поражает воображение оригинальностью и необычными дизайнерскими находками, он достаточно традиционен. Но, вместе с тем, он выглядит просторным несмотря на свои небольшие размеры, а именно эта цель и стояла перед его создателем.

Владелец третьего сада – театральный художник и постановщик. Свой сад он он начал создавать самостоятельно в 1989 году, причем профессия автора явно наложила отпечаток на его творение. Это и обилие различных МАФов, и таинственность и закрытость отдельных уголков, спрятанных за рядами кустарников, как за кулисами. Сад разделен на отдельные "комнаты" стрижеными изгородями из тисса чуть выше человеческого роста. Эти зеленые пространства соединены между собой неожиданными проходами, арками. Причем в каждой "комнате" посетителя ожидает какой-то сюрприз – статуя, пирамида, интересное растение. Цветовая гамма сада сдержанная и лаконичная, здесь преобладает зеленый цвет. Ассортимент растений невелик – хосты, ирисы, гортензии, папоротники, плющ, совсем немного роз и фуксий. Видно, что для хозяина растения не представляют собой основную ценность сада, они служат лишь подручным материалом для того, чтобы передать настроение и смысл сада – некую театральную искусственность и таинственность.

Я не сторонник обилия МАФов в саду, и мне этот сад показался несколько перегруженным ими. Однако нельзя было не оценить исключительно красивый металлический садовый гарнитур, состоящий из стола с мозаичной столешницей и кованых стульев, поставленный в неком сооружении типа беседки, украшенном театральной маской.

Четвертый сад был сделан по проекту Рене Пешера в 1952 году. Он расположен вокруг большого жилого дома и разделен на две разные по стилю части – регулярную и пейзажную. В регулярной части можно увидеть столь любимые этим дизайнером клумбы из роз в окружении невысоких стриженых изгородей из самшита, на фоне серой гравийной отсыпки. Пейзажная часть сада – обширная лужайка, обрамленная массивами кустарников и деревьев. Между группами кустарников вьется тропинка, местами она переходит в лестницу, местами расширяется до небольших площадок. Дом находится на возвышении, спуск к сад оформлен в виде склона, засаженного стелящимися формами хвойных, рододендронами, гортензиями, другими невысокими кустарниками, часто стрижеными. Несмотря на шикарный газон и в целом ухоженный и живописный вид, мне это сад показался лишенным какой-то "изюминки", своего оригинального характера. Хотя, думаю, с открытой террасы дома открывается прекрасный вид, особенно в пору цветения рододендронов, которых в саду довольно много.

Последний, пятый сад, был создан в 20-е годы известным бельгийским ландшафтным дизайнером Жюлем Бюйсенсом для семьи Ван Бюрен и располагался вокруг их особняка. Ван Бюрены были светскими людьми и известными меценатами. Гостями в их доме бывали такие знаменитости как Превер, Дягилев, Коко Шанель, Бен Гурион. После смерти Бюйсенса в 1958 году сад был дополнен двумя, пожалуй, самыми знаменитыми его частями – Лабиринтом и Садом Сердца, которые создал Рене Пешер. Сейчас особняк и сад переданы Фонду Ван Бюрен, там иногда проводятся художественные выставки, да и сам дом с его обстановкой, антикварной мебелью и многочисленными произведенями искусства, а также сад, представляют большой интерес и открыты для посетителей.

В ближайшее время задумано провести полную реконструкцию сада с тем, чтобы максимально вернуть ему первоначальный облик, поэтому мы были одними из последних, кто видел его в современном виде. Деревья и кустарники сильно разрослись, многие погибли, поэтому, как нам объяснили, работа предстоит объемная и долгая. Как ни печально, многие растения будут выкорчеваны и заменены новыми в соответствии с сохранившимся ландшафтным планом. Потом в течение нескольких лет они будут приживаться и разрастаться, и только потом сад будет вновь открыт для посещений.

Особенно сложная реконструкция задумана в розарии, созданном Бюйсенсом. Чтобы вернуть его к первоначальному виду, проводятся настоящие изыскания. Так, сохранились записи о сортах роз, высаженных там. Для того, чтобы подтвердить их подлинность, анализировались образцы почерка Бюйсенса и его ассистентов. Затем изучали сами сорта – они должны быть датированы периодом до 20-х годов прошлого века, ведь именно тогда задумывался розарий. Надо было найти специалистов по истории роз, чтоб получить исчерпывающую консультацию по вопросу происхождения сортов. Сейчас предварительные этапы работы уже завершены, планы ренструкции составлены. Подкупает такой внимательный и бережный подход к саду который, с одной стороны, является живым объектом и поэтому живет и развивается по своим законам, но, с другой – представляет собой произведение искусства, которое хотят сохранить для потомков в неизменном виде, наиболее соответствующем замыслу его создателей.

Сад делится на несколько частей. Наиболее старинная – пейзажный сад и розарии (основной и второй, маленький). Сравнительно новая – Лабиринт и Сад Сердца. Последний представяет собой как бы сад в саде, то есть тайный сад, совершенно не заметный со стороны до тех пор, пока в него не войдешь. В плане он имеет форму сердечка. Он окружен и замаскирован высокими стрижеными изгородями из тисса. У входа висит табличка с надписью: "Сад сердца. Друг, открой для себя его смысл, гуляя в саду своего сердца". Внутри сад представляет собой мощеную площадку с клумбами, окаймленными низким стриженым самшитом и засаженные красными бальзаминами (раньше там были посажены низкие сорта роз). Клумбы имеют форму сердечек и кругов, там и сям – стриженые шарики самшита. Сад Сердца был устроен в память о господине Ван Бюрен его вдовой. Он посвящен нежным и грустным воспоминаниям о любимом человеке.

Лабиринт был создан также по просьбе госпожи Ван Бюрен. Она рассказала Пешеру о своем сне, в котором увидела себя гуляющей по лабиринту. Вскоре дизайнер сделал подобный лабиринт. Сориентированный с востока на запад, он имеет два выхода в розарии. Лабиринт состоит из причудливо изгибающихся стриженых тиссовых массивов, разделяющих его на семь "комнат". Около одного из входов возвышается огромный ливанский кедр.

Пейзажная часть сада тоже очень живописна. Дом расположен на некотором возвышении и окружен просторными газонами. По его дальней границе полосой протянулись кустарники, а за ними – крупные деревья, среди которых много хвойных (кедры, кипарисовики,сосны). Есть в саду и старые яблони с корявыми причудливо изогнутыми стволами.

Немного жаль, что этот сад скоро будет кардинально реконструироваться, жаль эти старые деревья, разросшиеся кустарники. Остается надеяться, что после возвращения к первоначальногму своему виду он будет еще лучше.

К сожалению, на день проведения Праздника садов выпала пасмурная дождливая погода. Поэтому фотографии получились немного мрачноватыми и лишь отдаленно передающими красоту брюссельских садов.

В заключение хочу сказать о том, какие мысли вызвало у меня их посещение. Возможно и допустимо сочетание двух разных стилей в одном саду. Вопрос в том, удастся ли непринужденно и естественно разнести их по разным частям сада и визуально отделать друг от друга. Причем сад в регулярном стиле совсем не обязательно должен быть большим. Маленькие размеры и неудобная форма участка – не препятствие для создания интересного сада, не кажущегося тесным. Сад должен быть вписан в окружающую среду и находиться в гармонии с ней. При этом дополнительным плюсом будут размытые границы сада, тогда расположенные на соседних участках растения и здания будут служить удачным фоном. И последнее. Каждый сад должен иметь свой девиз или название, передающие его суть и цель создателя. Тогда, как существо, имеющее свое имя, он будет жить долгой и самостоятельной жизнью. Все это давно известно любому ландшафтному дизайнеру, но при посещении брюссельских садов я получила возможность увидеть наглядные иллюстрации этих принципов.

Текст и фото: Зоя (Zoya)
10.2010


К списку


12345
Оценок: 59
Средняя оценка: 4.88

Обсудить статью (10)


 
Энциклопедия декоративных садовых растений Каменистый садик
Рейтинг@Mail.ru
Администрирование сайта - E
Дизайн и программирование - ZX
© WEBСАД® 2006 Все права защищены
При использовании материалов
ссылка обязательна