Садоводство Англии
Записки на обрывке билета на выставку Челси-2007
Каждый год в мае тысячи цветолюбов со всех краев света мчатся в Лондон прикоснуться к прекрасному – цветочному шоу в Челси. Рассмотреть новинки, выяснить новые течения в дизайне, купить полезности или просто забавности для украшения своих садов и садиков. Организованность мероприятия видна уже на выходе из станции метро Sloane Square – спокойная толпа выходит в специально открытую для этого дверь и неспешным потоком движется в сторону входа на выставку. И никто не наступает вам на пятки и не кричит "вас тут не шло и не стояло"...  И вот вы на выставке. Нет, не дизайнерские сады и букеты диковинных цветов встречают вас – начинается выставка с галереи магазинов и магазинчиков. Но, если вы оставили покупки "на потом", разверните буклет с описанием и начинайте обходить сады. Чем раньше вам удастся начать обход – тем больше вы увидите. У каждого стенда, уважая друг друга, кто-то подвинется, помогая сделать фото в удачном ракурсе, а кто-то и подождет, пока Вы не освободите место, и тоже порадует себя хорошим кадром. Приятная атмосфера всеобщей любви и вежливости – на каждом шагу. И организаторы очень трепетно относятся к вашему здоровью: пейте много воды, люди добрые, носите шляпки, жарко очень.
Как это не странно – в этом году общая площадь выставочных садов составляла всего процентов пять от площади выставки. Остальные площади были отданы под "пункты питания", рекламные стенды различных садовых фирм и главный павильон. Все было сделано для того, что можно было спокойно и разнообразно провести весь день на выставке.
Я не могу сказать, чтобы хоть какой-то сад "поразил" меня в самое сердце. Хотя... был один (дизайнер Chris Beardshaw) – очень напомнил мне нечто, очень часто встречающееся в наших садах – смесь всего, что можно было купить и посадить в одном месте, без каких-то законов или гармонии, без дизайнерских "изысков" и "направлений". По замыслу автора он был поделен на комнаты, но я увидела только заставленную множеством цветов прихожую.
Конечно, я не могу не отметить "наш русский сад", который в категории городских садов получил золотую медаль. Хотя... все сады получили какие-то медали, садов было немногим более 50, а медалей и поощрительных медалей не меньше. Авторы постарались показать образец "западного" сада, который и был оценен европейским-же жюри "на пятерку". Но мы-то понимаем – таких садов в городской черте у нас нет, нет у нас маленьких бетонных палисадников в 4кв. метра и задних английских узеньких садиков при каждом таун-хаусе, для которых этот сад был бы идеалом красоты. Да и два стакана воды – были "вычурны" для русского сада – две рюмки выглядели бы намного логичнее. Это я, как водится, смеюсь.
И соседний "Сад Облаков" – мечта наших любителей мхов и воды, льющейся непрерывно по стеклу, делающей его почти зеркальным, сквозь которое виден красивый клен и изящный интерьер, от Ishira Kazuyuki Design Laboratory тоже получил золотую медаль. Мне он понравился – хотя Япония для меня так же далека, как Москва для англичанина, и может там тоже нет достаточной площади, чтобы создать такой "огромный" камерный сад. Руины классического средиземноморского садика из Йоркшира (дизайнер Denise Preston, Leeds City Council) были окрашены в нежные голубые и сиреневые цвета. Туман..? Даже колонна была аутентична (по секретным сведениям вывезена из Италии самолетом две тысячи лет до н.э.), и неплохо сохранилась на выставке, как и трехсотлетняя олива. Это был сад не только декоративных, но и пряных кулинарных трав, приятно пахнущий и навевающий успокаивающие мысли около маленького полуразрушенного грота. А вот этапы строительства этой красоты (с официального сайта Leeds City Council). Древесными вертикалями многих садов явились не изумительные хвойные или красивоцветущие кустарники, а простая белая березка – и откуда такая любовь? И у шведов, и у австралийцев, и у многих англичан то тут, то там, на идеальном газоне, высились стройные белые стволы. А из травянистых – почти во всех садах фаворитами были различные высокие луки, травы, наперстянки и многие привычные для нас цветы непривычных расцветок. И если лет пять назад можно было удивляться половине неизвестных доселе нам растений, то теперь – почти все знакомо и узнаваемо. Жаль только, что не все "вырастаемо" в наших странных погодных условиях. А еще был-выходил… не каменный, но кинетический железный цветок, который авторы перенесли в Челси с одной из небольших городских площадей, где в обычное, невыставочное время, он выглядит несколько уместнее и призывает лондонцев оберегать окружающую среду, экономить электроэнергию, собирать дождевую воду, использовать солнечный свет, энергию ветров и вторичное сырье. Здесь же, в раю садов, это механическое чудо напоминало просто железного робота, под которого подставили оригинально смонтированный скальный помост с подушками альпийских трав и цветов. Полученная от солнца энергия заставляла работать насосы – и на подножье вокруг "монумента" лились тонкие ручейки воды. И "это" тоже получило золотую медаль. Сад шведского дизайнера Ulf Nordfjell был посвящен Карлу Линнею. В нем смешалось все – и сформированные в виде плоских блюд цветущие яблони, и классические деревянные брусовые стены с окнами, через которые надо было рассматривать задник, и вода, и давно забытое стильное бело-синее сочетание, и сетчатые панно с портретом Линнея и экзотических растений. А чтобы соединить дикое и прирученное – в уголке игриво плодоносила земляника, в суровой шведской каменной осыпи. Вероятно, соснами автор хотел подчеркнуть некую "северность и холодность" сада, но, жарким солнечным днем, это ему сделать не удалось. К тому же яблони совсем не настраивали на серьезный лад. Самыми милыми были девять маленьких садов-двориков. Настолько маленьких, что в одном из них (от Tiggy Salt) удалось поглядеть через замочную скважину на красивую хозяйскую газонную кровать (спящего на ней маленького мальчика за плохое поведение отправили спать без ужина, и его спальня в его сне превратилась в лес). Впрочем – подглядывание в замочную скважину, вероятно, привычно для англичан – в категории больших садов этот мотив тоже повторился. А королевский трон в отсутствие королевы был настолько лаконичен, что сразу захотелось примерить платьице. Сад, который мне больше всего понравился, был практически черным – это австралийский сад от Mark Browning. Вероятно, последнее широкое увлечение разнообразной зеленью с нетрадиционным цветом листвы вызвало у меня такую реакцию. Светлый камень колонн холла, точеные березки на идеальном газоне и подсвеченный узкий аквариум с разноцветными рыбками, серо-стальные стены и яркие бутоны гармонировали с бордовой листвой цветов, кустов и деревьев, растущих в этом саду. Основную "темную" массу составляли наши старые знакомцы – пузыреплодник Diabolo, гейхеры Licorice и Creme Brulee, бузина черная Black Lace, скумпия Royal Purple, Carex comans Bronze, и другие, уже растущие в наших садах, растения. Потрясающий плакучий бук Dawyck Purple нависал над садом легким темным водопадом. С краю всего этого вишневого благообразия игриво торчала огромная драцена. А может стоит повторить все в Подмосковье? Кроме драцены, конечно… Программу просмотра садов я выполнила сполна и теперь самое главное – покупки. И вот тут было где развернуться – для начала я купила кабана, понравилось, как он вальяжно разлегся. Тётечек игриво разбросаю под деревьями – надо же где-то класть секаторы, бросать перчатки, сажать цветочки и ставить бокалы с вином, да и фонтанчики для питья опять же не помешают. Гуси-лебеди-птицы, и ведь летят куда-то, не падают; задумчивые дамы призывают читать романы под сенью аллей. Тоже надо. А потом глаза вообще разбежались – к зиме все купленное как раз приедет, и расставлю все это в саду. Креслице под душем – просто мечта в нашем жарком климате. Жар-птицы, кошки, африканские идолы из Зимбабве, деревянные набалдашники, просто так качающиеся на ветру, столько всяких разнообразностей и гаджетов – теперь только надо найти для них в саду правильное место. И построить такой же маленький фахверковый домик-ковчег для садовой техники. Заборчики, перголы, теплички - многие садовые аксессуары были представлены в металле "as is" - что не было оцинковано, то проржавело. Да, "не наш" это подход, когда ломаем голову над тем, чем же покрасить-подкрасить, чтобы все блестело и выглядело из года в год как новенькое. А теперь – и мы будем ближе к истинной "природе" металла в саду. Разглядывайте, фантазируйте, переносите в свои сады. И давайте встретимся в следующем году на гостеприимной лондонской земле. P.S. О модных тенденциях на Челси-2007 читайте в этой статье. Текст: Ольга А. З. (Ольга, Москва) Фото: Ольга А. З. (Ольга, Москва), Елена Лазебная (Lilith) 06.2007
К списку
Обсудить статью (5)
|