Здравствуйте, новый посетитель!
Сейчас 23.04.2024 18:03:29
 
Ходите ли вы на ландшафтные выставки?
Хожу на все доступные, мне это интересно
Бываю, но без фанатизма
Считаю пустой тратой времени
Я в этих выставках участвую
Челси рулит! Только эту выставку признаю

Мои настройки
Регистрация
Карта WEBСАД в Московской области (392)
Карта WEBСАД в Ленинградской области (93)
Поздравляем с днем рождения
Правила регистрации и участия
FAQ - ЧАВО (часто задаваемые вопросы)
Поиск по сайту

АРХИВ ФОРУМА WEBСАД

Садовый дизайн
 

Законы, которые мы нарушаем

Создавая отдельную композицию или планируя весь участок в целом мы придерживаемся определенных правил дизайна. Они универсальны и распространяются на любой вид дизайнерской деятельности.
В различных книгах по дизайну даются разные сведения на эту тему, и информация довольно сильно отличается...
Каковы же они эти законы дизайна и какие из них мы нарушаем чаще всего?

kijkеr
Москва
30.12.2009
10:54:20
Поиск по теме >>


Показывать по постов

1

Хорошую школу дизайна дает икебана. Там как раз все очень четко и понятно. Я как-то давно писал статью по дизайну:

----------------------------------------
Четкое определение цели:
1. Чётко сформулируйте основную идею проекта и придерживайтесь ей в процессе работы.

Многие ландшафтные дизайнеры (все мы грешим этим), начинают и планируют дизайн, не имею конкретной идеи. Мы комплектуем будущий проект стандартным набором: деревья, кусты, цветы, беседки и т. п. Собственно, от нас большего не требуется, и не требуют. Такова жизнь.
Но, перед тем как создавать какой-то уголок природы, определите:

- специальное назначение, цель;
- смысл отдельного предмета внутри целого проекта;
- соотношение эффект/затраты/возможности.

Не имея определенной идеи-цели, весь проект будет выглядеть набором блоков, пусть даже и качественно выполненных, но разрозненных в целом. Это подводит нас ко второму важному принципу:

2. Если сомневаешься - не делай.
Не имеет смысла начинать, то что ты сам не понимаешь. Лучше использовать наработанные, проверенные временем идеи.

3. Изображение эмоциональности, посредством комбинирования цветовой гаммы.
Не секрет, что каждый цвет, а также сочетание предметов, вызывают те или иные эмоции. При планировании участка, необходимо четко и ясно позиционировать цветовое "настроение" ландшафта.

4. Единство.
Если изучить хороший проект сада, будет очевидно, что элементы подобраны и поддерживают основную идею дизайнера. Такой идеей может служить некая абстрактная мысль/идея. Про композицию говорят, что она имеет единство, когда все ее элементы дополняют основное визуальное утверждение.

5. Дополнение центра.
Как и в цветочной аранжировке (икебана), существуют различные мелкие элементы, которые обязаны дополнять основные. Спросите самого себя, какой главный элемент в композиции передаёт основную идею. Назначение второстепенных элементов - поддержка основной идеи, но ни в коем случае не отвлекать от неё внимание.

Утверждение должно основываться на основной идее и отбрасывать всё лишнее, то, что не поддерживает, не объясняет или не дополняет эту идею. Фактически, композиция может быть загромождена ненужными объектами. Но все объекты должны находиться на своих местах и не отодвигать на задний план центр интереса.

6. Фокусировка.
Когда вы создаете некую композицию, необходимо четко сфокусировать внимание на главном элементе. Это может быть подсветка, выделение цветом, выделение группой - когда некая группа предметов которая явно указывает на главный объект. Этот уровень планировки требует дополнительной практики и опыта.

7. Свет.
Вы никогда не задумывались, что использование света в ландшафтном дизайне позволяет продлить "жизнь" сада ночью, а так же в зимний период, когда 70% времени темно. Это может быть подсветка отдельно стоящих деревьев, кустов, цветов, строений. Разумное использование освещения может служить инструментом композиции, в данном случае для того, чтобы подчёркнуть важные элементы.

8. Смещение центра интереса.
Движение может быть использовано для смещения поочередного внимания то на один объект то на другой. Данный прием принят на вооружение в больших садовых парках и заповедниках. Вы идете по дорожке, гуляя и рассматривая композиции. Когда человек движется в определённом направлении, для него обязательно предоставляется свободное место, в которое он может переместиться.

Siory
Москва
30.12.2009
23:28:24

2

про себя, возможно будет крамольно, но... Совсем не упираюсь во всякие законы, всё это от людей:)
Важна идея, замысел и для меня цвет. А всё остальное просто нюансы, которых может быть и много. (ещё раз ИМХО)

Abelle
Москва
31.12.2009
00:35:20

3

Да, Siory, я читал Вашу статью, давно это было... мне очень она тогда понравилась, порадовало то что все это было не из книг надергано, а из личного опыта.
Икебана у меня была как предмет когда учился, и собственно оттуда я и помню эти законы и использую их при построении садовых композиций, но в книгах по дизайну все как то скомкано и размыто на эту тему.

kijkеr
Москва
31.12.2009
00:54:43

4

Мне близка мысль что законов как таковых в дизайне нет, есть приемы, схемы и т. д. и т. п. На данный момент меня интересуют оптические иллюзии, как их можно использовать в саду и какие, вот сижу с книжкой а ля "занимательная физика" и пытаюсь понять как это можно приложить к саду. Может кто нибудь что нибудь уже применил у себя?
Вот поделюсь тем не многим что сама знаю - зеркала (это у многих форумчан есть), растения с серебристо-серой листвой зрительно воспринимаются посаженными дальше чем на самом деле (тут по моему работает воздушная перспектива), растения с мелкой листвой работают также и наоборот, насыщенный зеленый цвет дает глубину и сокращает расстояние, как и растения с крупной листвой. Близко посаженные к дорожке высокие растения (кустарники) заставляют быстрее проходить этот отрезок и наоборот, посаженные на расстоянии провоцируют к замедлению шага. Пока больше на ум ничего не приходит.
Abelle, идея -замысел это пол дела, но ведь идею надо потом как то воплощать, вариант "я тебя слепила из того что было" не всегда годится и тут на помощь не врожденному чутью приходят "прописные истины". Я например очень рада что прочитала о том что растения пониже сажают на переднем плане а растения повыше на заднем (кстати сейчас, легко и с удовольствием нарушаю эту рекомендацию :-) - ну казалось бы ерунда, и я бы сама ее "открыла" рано или поздно, но приятнее тратить силы на другое.
Еще понравилось высаживать вдоль дорожки растения - проводники (простите не знаю как правильно этот прием называется) одинаковые (или очень похожие) растения высаживаются вдоль дорожки на расстоянии с разных сторон как бы "ведя взгляд".
kijkеr, чаще всего наверно нарушается правило "золотого сечения" ;-)

Сло
Москва
31.12.2009
02:36:33

5

Не знаю, есть ли законы дизайна, но то, что сказано в [1], на мой взгляд, очень может помочь в практическом отношении любому начинающему. Надеюсь, не только.
Сейчас же увидала свою большую ошибку.
Да, была общая идея - создать сад-тайну, сад, в котором хочется заблудиться. А на поверку вышло, что далеко не все продумано. Единство идеи так и не было достигнуто уже хотя бы потому, что в отличие от плана в реальности входная зона получилась слишком открытой, просторной, солнечной. Она просто пожирает идею своим пространством.
И как выйти из этого положения, теперь не знаю. Возможно, пока.

матрона
Москва
31.12.2009
10:21:20

6

kijkеr, "Икебана у меня была как предмет когда учился, и собственно оттуда я и помню эти законы и использую их при построении садовых композиций, но в книгах по дизайну все как то скомкано и размыто на эту тему."

Да в книгах о дизайне мало чего пишут, только примеры и все... дизайн это все-таки комбинация различных элементов, тут главное пробовать... Мы в-основном используем пару законов, большинство взяты из икебаны.

"Так, первый элемент - син обычно берут в 1,5-2 раза больше размера вазы, второй - соэ в 3/4 первого и третий - хикаэ - в 3/4 второго. В начальной стадии обучения первыми двумя элементами обычно служат ветки, третьим - цветы. К каждому главному элементу добавляют помощников (дзюси), усиливающих его"
Т. е. переведя на сад получим - основной элемент согласно общей стилистике, второй 3/4 первого, третий 3/4 второго + помощники внизу.

Если растения высаживаются в ряд, то они должны быть к чему-то привязаны - дорожка, забор и т. п. + обязательно снизу подбиваются либо растениями, либо отсыпкой, либо еще чем-нибудь.
Вообще стараемся все растения в саду сажать с привязкой, недопускаем посадок по принципу - "где упало там и растет".

Стараемся в центре сада оставлять максимальное пространство, а все посадки планировать вокруг - сложившийся садовый стиль , где центр открыт.

Пока все, если что вспомню, добавлю :)

Siory
Москва
31.12.2009
11:09:05

7

Siory, когда Вы пишете "сложившийся садовый стиль , где центр открыт", Вы имеете в виду свой стиль или современный стиль вообще?

SElen
Загорянка, МО
31.12.2009
12:59:09

8

[4]Без идеи будет или рафинад, или никак.

По мне так закон в саду - это растения, а всё остальное - приёмы.

Сейчас так сложилось, что Япония во главе угла и в архитектуре, и в ландшафте. Мне такая позиция не совсем нравится. Мне доводилось работать в Японии, половину страны объездила вдоль и поперёк, много общения с японцами. Очень много впечатлений разных...
Вот и Siory привёл уроки икебана - это хорошо:), а можно - самое элементарное, просто посмотреть как всё растёт в лесу: дерево, куст, трава, почвопокровные, а потом и цвет, и фактура, и перспектива и т. д.

Abelle
Москва
31.12.2009
14:36:35

9

Я когда рассматриваю сады, пытаюсь их отценивать не просто красиво-не красиво, нравится-не нравится, а объективно с точки зрения законов дизайна. Пришел к такому выводу на данный момент, что в отечественном дизайне чаще всего нарушается законы: единства и целостности, отсутствует разделения на главное и посредственное, нарушение пропорций, и повсеместная наша беда это недостаточное повторение- когда собираю все в одну кучу и выходит венегрет.

kijkеr
Москва
31.12.2009
14:38:09

10

kijkеr, это не беда, это болезнь роста. У нас столько лет не было ничего, а сейчас хлынуло потоком то, к чему Европа шла десятки лет. Это я про изобилие растений. Вот глазенки-то и разбегаются, ручонки тянутся - ни от чего отказаться невозможно, так хочется. Пройдет быстро - как только до подсознания дойдет, что все это изобилие завтра не исчезнет:) Сознание уже знает, но не уверено:)

SElen
Загорянка, МО
31.12.2009
14:53:59

11

SElen, да, согласен, в Москве и Питере видимо в очень скором времени пройдет, как собственно это было с большим разнообразием продуктов после перестройки, когда все было в диковинку.
В провинциальных городах затянется на долго...

kijkеr
Москва
31.12.2009
15:09:46

12

kijkеr, то что нравится всегда будет красиво. Вряд ли понравится то, что будет вызывать отрицание.
Насчёт перебора с растениями, я согласна с SElen.

Abelle
Москва
31.12.2009
15:36:52

13

А я вот совершенно не согласна с тем, что в центре сада нужно оставлять максимальное пространство. Это, по-моему, как раз беда наших лд - футбольное поле газона посередине и посадки по краям. Выглядит уныло и неинтересно. Если посмотеть на работы тех же англичан, то они как раз стараются открытое в центре пространство как-то разбить посадками, чтобы весь сад не был виден из дома как на ладони. Если говорить о правилах, то, скорее, правило в том, что открытое и закрытое пространство должны друг другу соответствовать по размерам. Открытое - больше, чем закрытое, но совершенно необязательно в центре.

Roc
Москва
31.12.2009
17:23:53

14

Roc, дык и я о том же. Стиль - это, конечно, хорошо. Но если постоянно повторять одно и то же, то происходит трансформация - стиль - стандарт - шаблон:)

SElen
Загорянка, МО
31.12.2009
17:53:35

15

[4]Сло,"Мне близка мысль что законов как таковых в дизайне нет" - я с этим не очень согласна. Не знаю, как обстоит дело с законами дизайна, потому что до сих пор не совсем понимаю границы этого явления, но помнится мне, на первых курсах института был такой курс - "основы объемно - пространственной композиции". Мы резали из бумажки макеты, а потом преподаватели объясняли нам, в чем плюсы и минусы наших работ. Запало в память одно задание. Нам велели принести из дома лист бумаги примерно формата А4 и набор склеенных из бумаги брусочков одинакового сечения, примерно 1см. кв., но разной высоты. На занятии преподаватели предложили поставить на лист бумаги самый маленький брусочек, и сказали: " Представьте, что вы маленький - маленький человечек, размером с муравьишку, лист - площадь, а бумажный брусочек - некое архитектурное сооружение в центре этой площади. И после этого предложили устанавливать брусочки один за другим, по мере увеличения их размера, каждый раз по одному в центре листа и описывать ощущения этого крошечного человечка, который гуляет по площади. И когда мы поставили самый большой брусок, нас спросили: "Вы чувствуете, как давит? Вы понимаете, что вашему человечку на площади стало крайне неуютно?" А потом попросили подобрать брусок такого размера, когда на площади еще пока уютно, но уже ничего не хочется добавить. И объяснили, что мы установили вертикаль, которая "держит" пространство. Потом были задания, в ходе которых нам показали, что "держать пространство" может не только вертикаль, но и партерная композиция, и даже цветовое пятно. Подобного рода заданий было великое множество, я к сожалению не помню их настолько хорошо, чтобы внятно пересказать. Мне кажется, что эти закономерности объемно - пространственной композиции лежат в основе формирования пространства. А создание сада - это, на мой взгляд и есть формирование пространства с помощью вертикальной планировки, размещения растений, МАФ, зданий и т. д.

dar-red
Москва
31.12.2009
21:54:06

16

Все законы (методы, приемы...) дизайна ориентированы на законы восприятия человеком окружающего мира. Они, как говорят психологи, универсальны. Но, всякий универсальный закон корректируется индивидуальным опытом восприятия. Люди, условно говоря, выросшие в тайге и в степи, даже в идеальном с точки зрения законов ЛД саду будут чувствовать себя по-разному. Поэтому ощущение "давит - не давит" примерно одинаково у людей только с примерно одинаковым опытом восприятия. Т. Е., чем больше мы смотрим одних и тех же картинок, подаваемых, как идеальные, чем в более похожих "внешних средах" мы растем и формируемся как личности, тем более очевидны будут эти законы.
Таким образом, WEBSAD, унифицируя наш опыт, приобщает нас к "ЕДИНОМУ МИРОВОМУ ЗАКОНУ" :), но способствует уничтожению нашего садоводческого "видового разнообразия" :(
Солидарна с [8]: главный закон - внутри нас. Если ваш внутренний, подсознательный идеал окружающего мира ("ландшафтный архетип"?, "райский сад"?) просит чего-то, противоречащего "законам ЛД" - тем хуже для законов!
Как формируется "ландшафтный архетип" (может, есть более корректный термин) - отдельная интереснейшая тема.

lyukys
Нижегородская область
01.01.2010
17:44:17

17

Создание СВОЕГО САДА это сложный творческий процесс. Очевидно, это доступно не всем, да и далеко не всем нужно. "Единый мировой закон", о котором говорит lyukys, быстро воплащается дизайнерами на вновь построенных дачах тех слоев общества, которые могут себе позволить прибегнуть к услугам этого дизайнера. Главная задача заказчиков, чтобы все было красиво и не хуже чем у соседей. В результате эти шедевры ландшафной архитектуры бывают похожи друг на друга как однояйцевые близнецы.
Посещая сады и дачные участки разных людей не могу не отметить разницу между ними. Так, один человек что ни посадит, все прет и цветет, но при этом никакой красоты не получается. Другой старается из всех сил следовать каким-то канонам, но все равно все вместе не собирается и опять-таки ни красоты ни "изюминки" в саду нет. Третий пихает все как попало, но при этом все красиво. А у четвертого вообще ничего не растет.
Исусство это сложное и без "искры божьей" совершенства не достичь!

М.Н.С.
Москва
02.01.2010
23:30:28

18

Законы это конечно здорово, только вот мне кажется что те дизайнеры имена которых у всех на слуху в своих работах нарушили эти самые законы. И ничего, получилось не просто красиво, а стало садовой модой и новыми направлениями в садовом дизайне. Поэтому считаю что любые даже самые нелепые эксперименты в своем саду имеют право на существование. По- моему у кого-то из великих физиков висел плакатик примерно с таким текстом "Майский жук по законам физики летать не может, но он их не знает, поэтому продолжает летать".

сemel
Москва
03.01.2010
10:33:56

19

Abelle, по поводу "идеи" полностью с Вами согласна, про Японию нет (не полностью) но это уже другая тема :-)
dar-red, видимо надо определиться с понятиями.....
Закон (наука) — объективный факт, обладающий общностью и повторяемостью.
Дизайн — это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека, как утилитарным, так и эстетическим.
Вот наиболее близкие мне формулировки что есть закон и дизайн. Поэтому субъективные ощущения в понятие "закон" у меня не укладываются, многим нравятся небоскребы (это относительно Вашего примера). А вот то что предмет при удалении выглядит меньше - это закон, но это же не закон "дизайна", вот исходя из подобных мыслей я и высказалась.

Сло
Москва
06.01.2010
04:55:17

20

[19] Сло,видимо надо определиться с понятиями.....Вам никогда не приходилось наблюдать, как хороший (хороший!) врач ставит диагноз? Или прикидывает ("намешивает") дозировку медикаментов для конкретного непростого случая? Чего здесь больше, объективности и повторяемости или творческого процесса? Или вы не сталкивались с такой ситуацией, когда автор научного открытия не доверяет проведение эксперимента лаборанту, потому что у лаборанта "эксперимент не идет"?
Поскольку рисованию, дизайну, архитектурному проектированию, учат, и учат вполне успешно, для себя я сформулировала такую мысль. Безусловно, в этих профессиях существует творческая составляющая (но в какой профессии ее нет?), но плюс к тому есть и то, что я для себя определила понятием "ремесло" - набор способов, методов, приемов, которые надо знать(и иногда применять), чтобы твоя работа была профессиональной. Иногда это просто способ сэкономить время, чтобы достичь наилучшего результата. Да, конечно, дизайн - это творческий процесс, и субъективные ощущения у всех свои, у зрителей и у художников, поэтому у каждого из нас есть любимые художники, поэты, архитекторы, и нелюбимые (мне, например, нравится Казимир Малевич и Эль - Лисицкий), но есть объективные законы в изобразительном творчестве (например, законы композиции), которые существуют независимо от вкусов зрителей и авторов и знание которых очень помогает кратчайшим путем достичь наилучшего результата.
Когда мне надо определить высоту чего - то, что должно существовать одно в рамках некоего пространства (извините за корявость, но надеюсь, что более - менее понятно), я пользуюсь этим ощущением "держит - не держит". И несмотря на то, что для данного кусочка пространства я подберу вертикаль одного размера, а мой друг подберет вертикаль несколько иного размера, законы композиции это не отменяет. Кому - то понравится то, что сделала я, а кому - то то, что сделал мой друг. Или пройдет время, мои вкусы изменятся, и я скажу другу: "Знаешь, у тебя получилось классно, я у меня полная ерунда..." Но опять же, несмотря ни на что, законы композиции существуют. Сло, я согласна, на первый взгляд на 2х2=4 это не очень похоже. Но по моему, наука выглядит наукой лишь пока читаешь учебники. А когда познакомишься с научными взглядами тех, на чьи труды эти учебники ссылаются, начинает возникать вопрос, а так ли четка грань между наукой и искусством? А в том примере, который я привела, работы у всех студентов получились, с одной стороны непохожие друг на друга, а с другой стороны, в одном ключе.

dar-red
Москва
07.01.2010
12:23:18


Показывать по постов
Поиск по теме >>
 
В начало
 
2009
Екатерина Круглова: Декоративная капуста 23
sosedka: Садовые рисунки 18
Abelle: Зима в вашем саду 112
Евгения L: Планирование сада 108
websad: Растения и/или декор 102
Ирэн: Советы по наполнению цветника 103
Abies: Нужен ли вам ландшафтный дизайнер? 1174
nat865: Приемы "фьюжн" или классика жанра в садовом дизайне 56
Tsvetaev: Композиция из 3 деревьев 56
Arlekino: Видео 99
ЕленаВ: Беседки в саду 61
Vera Andreeva: Арки и перголы 70
Юнна: Китайский садик - растения и идеи 18
Vera Andreeva: Мостик в саду 49
детка: Итоги сезона у новичков и новые планы 425
Вонна: Стилизация столба 50
филифьонка: Игрушка для зимнего мечтания 53
Кошачья Мята: Цветник - фонтан 67
зима: Дизайн отдельных участков сада 259
websad: Дом и сад 183
nelly: Фонтан на даче 13
Gleb: Деревянные дорожки в саду 26
Vik-Vik: Как связать воедино пруд и террасу 57
зима: Растения для миксбордера сада в природном стиле 71
Vadimovna: Оформление места рядом с качелями 15
Tatka: Габион - вопросы без ответов 23
skazka: Как разбавить монотонность? 47
ИринаТим: Цветник на фоне стены 113
зояха: Хвойные и многолетники 38
эль: Как прикрыть пустоты в цветнике 34
lubov: Тем ли мы занимаемся? :))) 393
Натка: Сад в восточном стиле 744
Marfusha: Опора для клематисов 45
филифьонка: Как подружить негармонирующие цвета? 19
FrauFri: Что цветёт в конце мая начале июня 41
Profit: Отношение к природе 247
Tsvetaev: Дизайн надземной части кессона 12
Кудряшка Сью: Декоративный огород в полутени 17
newsanna: Голый участок весной 62
websad: А, собственно, зачем Вам сад? 100
зима: Компания для магонии 37
nata-li: Забор в тени и вертикальное озеленение старого дерева 34
motya иванова: Партнеры для купены 87
Wьhlmausi: Клумба вокруг старой сирени 36
Ермолайка: Сад на крыше 26
Малышка Мю: Многолетники в контейнерах 27
efla: Планирование нового участка 10 соток 144
Siemeon: Подпорная стенка из бруса 11
SereMO: Китайский чайный домик 19
котяра: Участок окруженный стенами со всех сторон 29
Danko: Наши растения, но с восточной внешностью 48
tomike: Приствольный круг у берёз 67
матрона: Шахматная доска в дизайне сада 40
Sweetlana-2: Как "прочитать" схему планировки уголка сада? 100
Nigma: Создание онсен 131
nataflori: Чем бы прикрыть стенку? 47
solka: Чем притенить хосты 33
детка: Дизайн участка - что посоветуете 506
Майя: Парадный подъезд 65
Лазурь: Александер vs Брукс? Посоветуйте, что полезнее? 42
Лелик-Болик: Планирование на компьютере 21
Светлана_З: Искусственный камень-валун своими руками 184
В начало
Энциклопедия декоративных садовых растений Каменистый садик
Рейтинг@Mail.ru
Администрирование сайта - E
Дизайн и программирование - ZX
© WEBСАД® 2006-2024. Все права защищены.
При использовании материалов
ссылка обязательна